| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | WIN | ||
N 43(3932) от 14 ноября 2008:
Версия N 43 в формате pdf (~1.9 Mb) |
Комментарий к событию За талант и усердие31 октября на совместном заседании кафедр теоретической и ядерной физики Дубненского университета директор ОИЯИ заведующий кафедрой теоретической физики университета "Дубна" академик А.Н.Сисакян вручил дипломы бакалавров выпускникам кафедр. Двухуровневая система высшего образования действует в России с октября прошлого года. Теперь документами, подтверждающими уровень высшего профессионального образования, являются дипломы бакалавра, специалиста или магистра. 31 октября дипломы бакалавров по направлению "физика" из рук академика Сисакяна получили Денис Розанов, Владимир Рачков, Айса Арнаева, Екатерина Рухадзе, Сергей Тележников, Екатерина Канева, Валентина Зайцева, Андрей Кротов, Надежда Слесаренко и Александр Верхоглядов. Пять девушек и пять юношей. Бакалавр - степень самого низкого уровня высшего образования, как говорили раньше - базового высшего образования. Профессиональные знания развиваются и совершенствуются, и вполне естественно, что четырех лет обучения в бакалавриате недостаточно, чтобы стать специалистом в избранной профессии. Поэтому все физики-бакалавры продолжают обучение на родных кафедрах уже в магистратуре. Примерно четверть из них имеют намерения после окончания университета заняться наукой. Остальные собираются попытать счастья в бизнесе или проявить себя в преподавательской деятельности. Системы распределения молодых специалистов в государственном масштабе сейчас не существует, поэтому все выпускники университета будут искать себе работу самостоятельно. Однако тех из бакалавров, кто хочет связать свою жизнь с наукой, ждут в Объединенном институте ядерных исследований. - Ежегодно мы принимаем до 100 молодых людей в лаборатории нашего Института, - сообщил корреспонденту еженедельника "Дубна" академик А.Н.Сисакян. - Правда, у выпускников с дипломами бакалавров уровень образования еще недостаточен, чтобы серьезно работать в Институте. Поэтому все наши бакалавры продолжают учебу в магистратуре. Требования к студентам предъявляются действительно серьезные - ведь на обеих кафедрах специальные дисциплины преподают повидавшие мир и показавшие себя миру молодые профессора и доценты из Лаборатории теоретической физики и Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. Некоторым студентам высокие требования даются "со скрипом", но работа над собой и поддержка родных кафедр помогают преодолевать трудности. Тем более что учебные курсы не просто полезны, но и интересны - как ключи к разгадке тайн природы. - Я читаю курс "Математические методы и математическое моделирование", - рассказывает доцент кафедры теоретической физики Елена Колганова, - этот курс очень интересный, и он очень полезен не только для теоретиков, но и для экспериментаторов, занимающихся обработкой экспериментальных данных. Математическое моделирование, численный эксперимент - совсем новая часть курса, это быстро развивающаяся и очень перспективная область вычислительной математики. И мне было очень приятно, что в этом учебном году студенты сами попросили, чтобы по курсу был экзамен (хотя он не предусмотрен) - они хотят научиться по-настоящему, а не формально решать задачи и стремятся проверить себя в этом умении. Итак, второй выпуск физиков-бакалавров состоялся. Через год мы сможем поздравить с окончанием университета первых физиков-магистров, которых направят в самостоятельную жизнь кафедры теоретической и ядерной физики университета "Дубна". В этой новой жизни нужно будет обо всем заботиться самим. То ли дело было раньше - получил распределение, прибыл на место, за три обязательных года работы по распределению познал жизнь и себя, и уж тогда твердой и уверенной поступью шагай себе в желанном направлении... Сейчас все по-другому. - Наверное, жесткая система распределения помогала планировать и то, сколько нам нужно вузов, и то, кого нужно готовить, - рассуждает академик Сисакян. - В какой-то момент эту систему распустили, наплодили много вузов, которые не отвечают высокому уровню образования. Иногда и просто халтурщики занимались высшим образованием, а сейчас и министерство, и все мы озабочены тем, что делать с нашим образованием. Я думаю, надо использовать во многом тот хороший опыт и традиции, что были у нас в прошлом, и не очень стараться по каждому поводу смотреть на Запад. Россия отличается от европейских стран большим масштабом своих территорий. Поэтому те мерки, которые предъявляются, скажем, к Германии, не могут применяться в России. Там все локально, все сжато на маленьком клочке земли. А процесс и образования, и инновационной деятельности в России тесно связан с тем, что у нас большие просторы, и нужно это учитывать. Наши традиции нужно сохранить, а у Запада брать то, что может быть взято, а не обязательно копировать один к одному. И все же, пусть жесткой системы распределения уже нет, но мягкая у нас существует: мы смотрим на тех, кто наиболее подготовлен, и стараемся этих молодых людей как-то устроить, потому что хочется, чтобы молодые таланты не пропадали. А возможности роста для молодых специалистов в ОИЯИ есть, их реализация зависит от таланта и усердия в работе. Наталия ТЕРЯЕВА, фото Юрия ТУМАНОВА. |
Редакция | Веб-мастер |