|
|
Факт и комментарий
О новой системе оплаты труда
В N23 газеты "Дубна: наука, содружество, прогресс" от 15 июня сотрудники ЛФВЭ Н.Г.Фадеев и другие высказали свое мнение о вводимой в Институте новой системе оплаты труда и при этом утверждали о соглашательской позиции ОКП. Это утверждение Объединенный комитет профсоюза не может оставить без ответа.
В течение нескольких лет в Коллективном договоре присутствовал пункт с обязательством дирекции: "Продолжить работу по упорядочению схем должностных окладов в структурных подразделениях Института по должностям (профессиям) и категориям персонала", внесенный по предложению ОКП. Профсоюзный комитет полагал, что для исполнения этого обязательства дирекции следует разработать новую или зафиксировать в локальных нормативных актах существующую систему оплаты труда в ОИЯИ. ОКП предлагал ввести в ОИЯИ систему базовых окладов, взяв за основу максимумы должностных окладов руководителей, научных сотрудников и специалистов ОИЯИ согласно приказу N200 от 30.03.2006, умножив их на коэффициент увеличения фонда оплаты труда Института за последующие годы. В случае если при таком расчете будет превышен фонд оплаты труда, все базовые оклады умножаются на коэффициент, учитывающий разницу в размере фонда оплаты труда. При переходе на новую систему оплаты труда не должны уменьшаться существующие оклады сотрудников в соответствии с Трудовым кодексом (ТК) РФ. Введение новой системы оплаты труда должно производиться с соблюдением требований ТК РФ.
Система оплаты труда в соответствии со ст.135 ТК РФ представляет собой совокупность правил определения заработной платы. Она включает как способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого строится порядок исчисления заработка работника, так и конкретные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов). В систему оплаты труда включаются также условия, порядок выплаты и размеры доплат и надбавок компенсационного и (или) стимулирующего характера, премий. Иными словами, это весь комплекс условий оплаты труда. До настоящего времени такого полного комплекса правил оплаты труда в Институте не было. В Трудовой кодекс введено понятие базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Это понятие применяется только в государственных или муниципальных учреждениях и выступает гарантией для работников определенной профессиональной группы: ниже базового оклада заработную плату работнику установить нельзя.
Величина базового оклада обеспечивает установление справедливой заработной платы в рамках одной профессиональной квалификационной группы, недопущение необоснованной дифференциации оплаты труда работников, а главное - невозможность произвольного снижения основной части заработной платы по каждой профессиональной квалификационной группе.
Основной смысл ч.1 ст.132 ТК РФ заключается в том, что заработная плата работника определяется не произвольно, а на основе установленных нормативными документами критериев, которые отражают значимость его труда, позволяют разумно и справедливо дифференцировать оплату труда работников в зависимости от объективных обстоятельств. Установление таких критериев - основа обеспечения справедливой заработной платы, которая гарантируется всем трудящимся в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966). Заработная плата не ограничивается максимальным размером. Работник имеет право получить оплату, исчисленную на основе установленных критериев, без каких бы то ни было ограничений.
Кроме того, в ст.22 ТК РФ указано, что работодатель обязан: обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В марте 2011 года в Коллективном договоре дирекция ОИЯИ обязалась: "Новые схемы должностных окладов проработать до конца 2011 года и ввести в действие в 2012 году при обеспеченности этих мер статьями бюджета Института" (п.2.1.18 КД). В декабре того же года появился проект "Положения о системе оплаты труда работников Объединенного института ядерных исследований". В проекте реализована концепция, предложенная ОКП, с которой мы не могли не согласиться. Однако у нас появились замечания и предложения, которые частично были учтены в следующем варианте проекта.
Наши замечания касались: размера минимальной заработной платы, которая не должна быть меньше заработной платы, установленной городским трехсторонним соглашением (9000 руб.); включение в положение порядка индексации заработной платы, разработки "Положений о премировании"; рассмотрение возможности сокращения диапазонов заработных плат в пределах грейда, увеличив нижнюю границу грейдов; установление доли фонда материального поощрения в плановом фонде оплаты труда не более 40 процентов.
В "Положении о премировании" предложили отразить: премируемых работников; основания, показатели, условия премирования, размеры и шкалу премирования; перечень выплат, на которые премия начисляется и не начисляется; перечень показателей, в связи с которыми премия не назначается; источник финансирования; методику расчета при назначении премий; условия, при которых премия не выплачивается, либо выплачивается в меньшем размере.
Согласно действующему трудовому законодательству и пп. 8.1 и 8.1.2 Коллективного договора ОИЯИ работодатель принимает нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, не кулуарно, а с учетом мотивированного мнения представительного органа работников. В нашем случае все делалось в соответствии с установленными нормами. Профкомы подразделений Института получали всю информацию по проекту новой системы оплаты труда. Председателям профкомов подразделений было поручено собирать все замечания, жалобы членов профсоюза по вопросам введения новой системы оплаты труда и доводить их до президиума ОКП.
Обращаю внимание на то, что проект "Положения о системе оплаты труда работников Объединенного института ядерных исследований" в значительной степени фиксирует в нормативном документе сложившуюся ситуацию (распределение по окладам) и, соответственно, дает возможность ее анализировать, принимать меры к ее изменению. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой им до введения Положения в действие, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Кроме того, Положение дает возможность поднять оклады малооплачиваемым сотрудникам Института. По данным администрации ОИЯИ (2011 год), 23 процента сотрудников попадает в группу с оплатой ниже 15 тыс. рублей. Величина оплаты труда сотрудников в бюджетных подразделениях определяется размером фонда оплаты труда в бюджете Института, принимаемом КПП и спланированном до 2016 года. Согласно расчетам управления труда и заработной платы, оклад сотрудников бюджетных подразделений, который определяется границами грейда, составляет около 60 процентов в общем размере заработной платы. В 2012 году проведена индексация заработной платы в размере 900 рублей всем сотрудникам одинаково, независимо от оклада, что составляет 6 процентов от среднего оклада в ОИЯИ (15 тыс. рублей).
Предложение одного из авторов упомянутой заметки, которое обсуждалось на конференции профсоюзной организации ЛФВЭ весной 2012 года, не нашло поддержки ни у делегатов конференции, ни у дирекции ЛФВЭ. Предлагалось увеличить верхнюю границу грейдов в два раза. Например: если установленный диапазон окладов грейда 10-15 тыс. рублей, удвоение верхней границы приводит к диапазону 10-30 тыс. рублей по одной должности. Оклад работников, занимающих одинаковую должность, при этом может отличаться в три раза, что противоречит ст.22 ТК РФ, предусматривающей "равную оплату за труд равной ценности". Наши предложения направлены на создание большей регламентации в системе оплаты труда и, таким образом, обеспечение справедливой заработной платы, которая гарантируется всем работникам ОИЯИ.
Мы полагаем, что прозрачность в вопросе оплаты труда лучше "мутной воды", а недостатки проекта системы оплаты труда будут исправлены в процессе ее доработки, в том числе и с учетом замечаний и предложений ОКП. В то же время процесс совершенствования системы оплаты труда может занять длительное время. Для доработки "Положения о системе оплаты труда" создана рабочая группа, в которую включен председатель ОКП.
Валерий НИКОЛАЕВ, председатель ОКП-22
|