|
|
Мир увлечений
Евгений Молчанов
Грибные приметы
(Продолжение. Начало в NN 31, 32, 34, 35.)
И физики, и грибники
(окончание)
Конечно, особая статья - поездки в ЦЕРН. Тема отдельная, но к этим заметкам имеющая отношение в силу превратностей профессиональной судьбы, которая складывается как-то сама собой, выкидывая иногда неожиданные и приятные фортели. Командировки образовались из нашей обоюдной исторически сложившейся приязни с Игорем Голутвиным, чья профессиональная деятельность в разные времена вдохновляла меня на довольно приличные газетные материалы. Он-то и пригласил меня в ЦЕРН, где я включился в работу по подготовке к изданию рукописи об участии специалистов Дубны, России и других стран-участниц ОИЯИ в экспериментах на новом коллайдере ЦЕРН, рекордном по энергиям, светимости и Бог знает чему еще. Книгу назвали "В глубь материи". Всеобъемлющее название, вполне может подойти и к нашей теме.
Из всех достоинств Голутвина особенно мне (по-человечески) близка и понятна его заядлая любовь к сбору белых грибов. На своей машине он ездил куда-то в район Стоянцев в Тверской губернии, а еще любит собирать грибы близ своей подмосковной дачи. О чем немало и с удовольствием мне рассказывал. Его молодые коллеги в ЦЕРН в грибную пору поднимались на склоны горного массива Юра (или Жура), расположенного к западу от Женевы, и оттягивались от своих экспериментально-монтажных буден сбором крепких боровиков, чем-то напоминающих своих собратьев, которые мне попадались в крымском дубовом мелколесье. Некоторые даже пытались увезти банки с этими маринованными грибами домой в Дубну. По дороге "на работу", а было это в августе, мне тоже попадались вполне съедобные грибы, напоминающие моховики или польские белые. Они вылезали на моих глазах прямо на лесополосе, отделяющей тротуар от шоссе. В одном из своих электронных писем домой я писал из Женевы: "...Они мне уже как друзья и я с ними здороваюсь по пути. Стареют быстро, правда".
...Как-то пражанин Антонин Яната - не только талантливый конструктор, немало времени проведший все в той же Женеве, а еще больше в Дубне, не говоря уже о родной его Чехии, - но и наш "культурный хроникер", можно сказать, колумнист, неутомимый ходок по концертам и ездок по экскурсиям, заядлый меломан и любитель старины глубокой, клером (русскими словами на латинице) в письме своем из Праги - запросил рецепт соления грибов по-российски. Ну, не чудеса ли? Ответ прилагаю.
Дорогой Антонин! Рецепт мой очень приблизительный. Тебе нужно иметь, кроме грибов, листья черной смородины, можно даже с черенками, листья хрена, зубчики чеснока, соцветия укропа.
Грибы отвариваешь и оставляешь их в собственном бульоне до полного охлаждения. Потом достаешь их руками (2-3 горсти) и перемешиваешь в глубокой миске вместе с солью, укропом, чесноком. На это количество грибов - полторы-две столовых ложки соли. В специально подготовленную (лучше эмалированную) кастрюлю выкладываешь на дно листья черной смородины и хрена. И сюда порциями выкладываешь грибы, перемешанные с солью и специями. В довершение сего сверху укладываешь листья черной смородины и хрена. Закрываешь марлей, покрываешь тарелкой и ставишь гнет, так чтобы эта тарелка была полностью покрыта рассолом. Хранить в прохладном месте. Со временем поверхность будет покрываться плесенью, ее надо снимать, а марлю отжимать и споласкивать. Но можно через некоторое время (от двух до четырех-шести недель) герметично закрывать грибы в банках. Желаю удачи!
А вместе с Антонином - всем любителям сбора, приготовления и поедания грибов! И - дополним сказанное свидетельствами того, что тема эта неистощима, а произрастание грибов (в благоприятный сезон) - повсеместно.
Вокруг и рядом
В центре города, прямо у стен нашей редакции растут маслята. Давно уже растут, около месяца. И вылезают все новенькие. Через неделю увеличиваются в размерах. Валентина Дмитриевна, служительница Музея истории науки и техники ОИЯИ, во время своего отпуска приходит сюда и собирает. Поэтому у меня для наблюдения остаются только три-четыре потаенных гриба, спрятавшихся в кустах сирени. Так далеко зашла грибница, которая, очевидно, питается от сосновых корней. Свои подопытные маслята храню в секрете. Домик наш офисный окружен старыми соснами, под которыми моховой покров и невысокая травка. Идеальные условия для маслят, плюс теплое влажное лето...
Сослуживец Валентины Дмитриевны Александр Расторгуев, с которым мы тоже соседствуем на Флерова, 6, словно в подтверждение моих наблюдений приводит на своем сайте "Литературный гульбарий" (Дубна, 2006), воспоминания своего давнего коллеги:
"...Тогда придется начать с самого начала, - сказал Мазный, посмотрел на молодую ученую, и глаза его потеплели. Точнее, сначала глаза у него потеплели, а потом он сказал. - Я приехал сюда летом 1966 года. Это было интересное время. Только что сменилось руководство страны, но в магазинах еще все было. Дубна была самым замечательным городом Земли. Улица 50-летия комсомола еще ничем не кончалась, а на Черной речке росли белые грибы...
Мазный лирик. Он смотрит на Дубну через призму поэзии, призму музыки, призму любви, как сказал один из бардов 60-х годов. Но он же и ученый, и в его рассказах есть и поэзия, и проза, и фантазия, и факты, и наука, и производственная деятельность, и реальность, и мечты об идеальной реальности, и живое дыхание иных миров... В конце концов, белые грибы на Черной речке растут и сейчас, а этим летом, в самом центре города, можно сказать, прямо у крылечка Музея истории науки и техники ОИЯИ из-под земли вылезла дружная семейка маслят..."
Еще одно независимое свидетельство в пользу того факта, что грибы в центре города таки растут...
(Окончание следует)
|