Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

У нас в гостях журнал "Русский репортер"

Зачем молодежь уходит в леса

С 15 июля по 12 августа в окрестностях наукограда Дубна, на берегу Волги, проходит Летняя школа "Русского репортера". В ее работе принимают участие более 1200 старшеклассников, студентов, ученых и журналистов со всей России.

Отличное начало. Вот как через подобные школы привлекать таланты из российской и не только глубинки в Дубну для работы!

Виктор Матвеев, директор ОИЯИ
 

Начнем с официального

Летняя школа - это абсолютно некоммерческий и независимый проект. Он строится на волонтерских принципах, никто не получает зарплат и гонораров. "Над нами только небо! Летняя школа - это независимый проект, не встроенный ни в государственную, ни в школьную, ни в вузовскую систему. Мы сами себе государство. Мы - принципиально неполитический и нерелигиозный проект. Это не значит, что мы живем, отгородившись от общества кирпичной стеной. Просто не хотим строиться и вставать под чьи-то знамена", - утверждается в Манифесте Летней школы.

В этом году запланировано более тысячи семинаров, лекций, мастер-классов, круглых столов, практических проектов и исследований по самым разным темам: от квантовой физики до социальной психологии, от японской литературы до эмбриологии.

- Школа представляет собой площадку, где самые разные люди находят себе общение по интересам и развиваются в том направлении, в каком они хотели бы развиваться. Такая вот сетевая модель учебных взаимодействий, - объясняет один из руководителей Летней школы, замдекана исторического факультета МПГУ Юрий Романов.

- Официальное образование после стольких лет бесцельных реформ практически полностью развалено. Остаются островки, держащиеся за счет отдельных личностей. Но даже если официальное образование развалено, ум от этого никак не зависит: людей, которые хотят заниматься наукой, не становится меньше. И им нужно реализовываться. Нам каким-то чудом удалось создать место, в котором можно найти единомышленников. Важно то, что Летняя школа - не сухая академическая структура, и мы всеми силами пытаемся вписываться в реальную жизнь, - считает математик, преподаватель РЭА имени Плеханова и один из организаторов Летней школы Ирина Маслякова.

Учитывая количество участников и продолжительность, Летнюю школу "РР" можно считать самым масштабным образовательным проектом этого лета. Она соотносима разве что с "Селигером".

- Мы являемся примером самоорганизации молодых людей вне государственных, бюрократических, коммерческих и политических структур, - говорит еще один руководитель Летней школы, редактор отдела науки "РР" Григорий Тарасевич.

Формат Летней школы - полевой лагерь. Большинство участников живут в палатках, еда готовится на костре. Занятия проходят в корпусах базы "Волга", принадлежащей Объединенному институту ядерных исследований.

Что такое Летняя школа, объяснять непросто. Университет, летний лагерь, коммуна, конференция... Все в одном. Чтобы лучше понять дух этого проекта, мы попросили студентов мастерской репортажной журналистики сделать зарисовки одного дня Летней школы.

Малая большая аудитория

Во времена советской пионерии здесь была библиотека. Потом склад. На Летней школе этот одноэтажный деревянный домик превратился в аудиторию для занятий. Вместо стульев - чурбаки, соединенные неструганными досками. Название - малая большая аудитория. А большая большая - в бывшей столовой. (В один из первых дней работы школы ОИЯИ здесь представил главный ученый секретарь Института Николай Русакович - прим. ред.)

- Когда частица и античастица сталкиваются, высвобождается много энергии, - физик-аспирант рассказывает о своей работе на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН. - Но у нас есть только частицы. Чтобы сохранить античастицы, нужна какая-то емкость из антиматерии. Например, мы можем положить античастицы в антистакан. Но антистакан нужно поставить на антистол. И так до бесконечности...

Монстры в столовой

- Здесь будет проходить лекция?

- Да. Про каких-то монстров.

В столовую понемногу собираются слушатели. Здание - одно из самых больших на территории лагеря. Помимо своей основной функции оно служит кинотеатром (по вечерам) и местом для лекций в любое свободное от еды время. На стене натянут экран. Проектор выдает картинку - "Эволюция цветка: возвращение обнадеживающих монстров". Лектор - Алексей Оскольский из Ботанического института.

В столовой около пятидесяти молодых людей. Географию присутствующих можно определять по ручкам, тетрадям и футболкам с логотипами родных городов. Новосибирск, Владивосток, Уфа. В основном те, кто приехал заниматься естественными науками. Столов нет, только стулья. Пишут на коленях:

- Обнадеживающие монстры - носители системной мутации, способствующей развитию организмов. Например, муха дрозофила, у которой удваивается количество крыльев.

Слушают внимательно. Девочка, закутавшаяся в теплый спальник, тянет руку:

- А есть такие мутации у людей?

- Например, увеличение количества позвонков. Но с такими мутациями обычно не выживают.

Отделение журналистики

- Эти дети поражают меня больше, чем взрослые, - говорит куратор отделения журналистики для школьников. - Иногда у меня складывается впечатление, что это они меня учат. Попросила описать слово "любовь" в одном предложении так, чтобы я почувствовала любовь. Мальчик шестнадцати лет отвечает: "Любовь - это отказаться от одиночества". Не убавить, не прибавить.

Геолого-географическая мастерская

Мужчина лет тридцати на вид с рыжей бородой и маленьким карандашиком за ухом. Он активно размахивает руками:

- Эндогенные и экзогенные процессы можно объяснить через кулинарию. Вот если взять печенье и влить в него заварной крем, этот крем может выплеснуться и вытечь оттуда - это экзогенный процесс. Если же крем застывает внутри, это процесс эндогенный...

В это время две девочки потихоньку перемещаются к столу с печеньем и чаем.

- Вы посмотрите на них, они опять хомячат!

- Есть хочется, - смущенно улыбается брюнетка, жующая печенье. - Кстати, о еде. По телевизору видела, как жители деревни, которая находится рядом с вулканом, готовят курочку на жаре от лавы.

В курилке

- Была на лекции по адронному коллайдеру и очень прониклась, - хвастается молодая журналистка. - Всегда знала, что есть адронный коллайдер. Всегда знала, что есть бозон Хиггса. И что все это связано с элементарными частицами. Последний год об этом поют все СМИ. Читаешь и думаешь: "А-а-а... потом разберусь". А вчера я все поняла! Есть две массы: гравитационная отвечает за наш вес, инертная - за то, что мы не перемещаемся со скоростью света. И этот элемент, который помогает нам не перемещаться со скоростью света, и есть бозон Хиггса. Это такая штучка, которая есть везде и заставляет нас быть чуть помедленней.

Мастерская психологии

- Сейчас мы будем работать в порядке бреда. Впереди у нас мозговой штурм, - направление задает научный руководитель мастерской Света Скарлош.

Идет обсуждение будущих проектов. Деревянный пол с облупившейся краской. Когда мимо кто-то идет, стекла в некрепких рамах позвякивают. Психологи сидят кружком на пеньках, которые сверху повязаны тряпками, как бабушки платками, - этот концепт участники мастерской соорудили накануне вечером. На столе между заряжающимися сотовыми лежит топор.

Девочка на стуле делает что-то вроде зарядки - выкручивает руки назад, наклоняется корпусом вправо и влево.

- Я хочу взять тему, как устроена психология людей, которые интересуются здоровым образом жизни, - говорит она.

Школьник с пенька подает голос:

- А может, мы измерим общий уровень интеллекта летнешкольников?

В стационарном душе

- Пока распадался СССР, крупные фармакологические компании захватили наш рынок. Теперь все лекарства от серьезных болезней вроде рака - только от зарубежных производителей. А мы производим анальгин, аспирин, парацетамол - простые и дешевые препараты, которыми пользуются все. - В обычное время Алина занимается онкологией и пишет диссертацию. А сейчас отшкрябывает шпателем старую краску с пола душевой. Ей не пользовались последние лет двадцать, и пол надо бы покрасить заново.

- А почему мы не можем наладить выпуск своих лекарств?

- Потому что ученым проще продать технологию и исследовать проблему дальше, чем развивать изобретение. Сейчас делаются попытки изменить ситуацию, но они далеко не совершенны. А зачем мы возимся с душем? Мылись бы в палатках, как раньше.

- Раз есть возможность это делать в помещении, почему бы и нет? Пойду за краской и кисточками схожу.

На тропинке

- ...Камю четко осознавал, что он делает. А мы по жизни себя обманываем, тешим всякими иллюзиями... - Двое юношей куда-то тащат здоровенную доску и беседуют о литературе.

Возле кухни

- На обед гречка! - кричат на кухне.

Отовсюду слышится звяканье столовых приборов. На одном из свободных мест, которое все уважительно обходят стороной, лежит книга Кьеркегора "Страх и трепет". Рядом с ней сидит юноша-биолог.

Кто-то поднимает с земли шишку и спрашивает его:

- А это какого дерева шишка, сосны или елки?

- Не знаю, - тихо отвечает он.

- Скажи, а как мох, растущий на дереве, может помочь определить части света? - продолжают выпытывать у того, кто назвался биологом.

- Не знаю, - повторяет биолог, глядя в одну точку.

Спрашивающие не унимаются:

- Слышишь, птица какая-то поет? А какая - можешь определить?

- Ребят, правда не знаю, простите, - говорит он, смущаясь окончательно, - я биохимик.

Ложка бьется о чашку. Сахар растворяется.

- Хочу найти средство, которое может вылечить людей от рака, - громко говорит он, четко артикулируя каждую букву.

Ложка замолкает. Чай уже сладкий.

Кто и чем нам помогал

Объединенный институт ядерных исследований: территория базы "Волга", организационно-техническая поддержка, мастерская физики "105-й элемент", множество замечательных физиков.

Программа "Лифт в будущее" (АФК "Система"): финансовая поддержка, программа "Портрет профессии", проекты, связанные с популяризацией науки.

"Российская венчурная компания": финансовая поддержка, научная журналистика, научно-популярный лекторий.

Департамент культуры Правительства Москвы: мастерская социальной журналистики

А еще... Много-много корпораций, университетов, институтов, редакций и просто ученых, журналистов и студентов.

Текст: Мария Шаргатова, Светлана Храновская, Алиса Плюхина, Евгения Кузнецова, Татьяна Тугаринова, Лиза Цыбулина, Анастасия Есауленко, Никита Королев, Валерия Железова, Анастасия Боброва, Анастасия Бикяшева, Ксения Савельева, Елена Козлова, Алиса Мироненко, Алина Львова, Ксения Витюк, Андрей Мосин, Анна Пестерева, Екатерина Щукина.

Наш комментарий

По мнению одного из кураторов Школы от ОИЯИ, переданная в тексте атмосфера оправдывает (или, если выражаться осторожнее, начинает оправдывать) наши усилия, направленные на то, чтобы эта Школа была на площадке Института. Посмотрим, что будет далее...

На экскурсиях и лекциях в Институте в течение только прошедшей недели было в общей сложности более 70 человек (физики, научные журналисты, ЕНОТ из Новосибирского академгородка). Несколько журналистов провели день на Школе ОМУС ОИЯИ на Липне. Молодые журналисты поговорили с 40-50 учеными Института, это были лекторы, молодые ученые, иностранные сотрудники. По отзывам, для этих ребят Институт стал открытием: "Какое у вас, оказывается, классное место...".

Беседовали мы и о том, как сюда попасть, где можно здесь учиться (базовые кафедры, УНЦ, аспирантура), причем в значительной мере эта тема обсуждалась по инициативе самих участников-физиков.

А вторая сторона дела состоит в активном развитии информационной среды вокруг Института в новом для нас жанре - более тысячи молодых людей, в основном очень талантливых в самых разных областях, обратили внимание на Дубну, Институт. Они разъедутся во всех направлениях по своим городам и университетам и будут рассказывать, как здесь (в лагере, на Школе, в Институте) им было "классно". А такая "цыганская почта" дорогого стоит...


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ