Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Молодежь и наука

Летняя школа ОМУС: личностный рост в походных условиях

В туристическом приюте "Липня" с 19 по 21 июля прошла очередная XVII летняя школа молодых ученых и специалистов ОИЯИ. Своими впечатлениями о работе школы делятся организаторы и участники мероприятия.

Дмитрий Дряблов, председатель оргкомитета:

Есть еще в ОИЯИ люди, которые сомневаются в важности и пользе летней школы ОМУС, которая по традиции проводится на острове Липня в Иваньковском водохранилище. Поэтому считаю нужным осветить статус данного мероприятия.

В деятельности ОМУС есть 5 основных направлений: социальное развитие, организация научных мероприятий, поддержка научной деятельности, связь с общественностью и статистика, организация деятельности. Организация научных мероприятий включает в себя проведение зимней конференции в нашем Институте, школы-конференции в Алуште и летней школы на Липне.

Зимняя конференция, на которой молодежь выступает с докладами о своих работах по всевозможным направлениям деятельности ОИЯИ, организуется, чтобы помочь получить первый опыт в публичных выступлениях-отчетах о своей научной деятельности, опубликовать свой доклад в Трудах конференции. Некоторые участники имеют шанс опубликоваться в реферируемых изданиях, а за лучшие доклады получить денежные единовременные премии. Каждый год на этой конференции именно с докладами выступают более 100 молодых сотрудников Института и приезжают докладчики из других городов. На школе-конференции в Алуште, кроме самих молодых людей, опытные ученые выступают с обзорными лекциями по определенной тематике. Также там проводятся круглые столы, дискуссии между лекторами и участниками, что способствует большему проникновению молодежи в научную проблему.

И, конечно, надо сказать, что все три научных мероприятия ОМУС решают одну из серьезных проблем ОИЯИ - плохое распространение информации о научной деятельности во всем Институте. Нередки случаи, когда сотрудники не знают, что творится в соседнем подразделении, где ведутся похожие исследования и применяются идентичные методы. Мероприятия ОМУС сплачивают молодежь, способствуют распространению опыта в решении научных и социальных проблем.

Летняя школа на Липне взяла путь на трансформацию в школу кадрового резерва, школу лидеров. Воспитание лидеров - серьезная проблема, которую надо решать. Мы помним, при каких условиях и какой путь личностного роста проходили выдающиеся ученые-организаторы науки ОИЯИ во времена становления Института. Таких условий для молодежи мы не сможем создать. Целесообразнее взять на вооружение современные методы воспитания лидеров - людей, которые будут готовы возглавить или помочь реализовать с наибольшей эффективностью научный или социальный проект.

Я помню, какое недоумение возникало у некоторых представителей дирекций лабораторий нашего Института, когда я подходил с предложением пройти им самим или доверенным людям курсы по научному менеджменту в ведущих университетах Москвы. Они решили, что для эффективной работы на своем месте достаточно того опыта, который они переняли от предшественников. Опыт (свой или чужой) - очень важный элемент в эффективной работе. И задача обеспечить передачу опыта между людьми должна быть одной из первоочередных. Но не надо забывать, что добивается наибольшего успеха тот, кто постоянно находится в поиске и постоянно совершенствуется.

Что, в принципе, должно входить в летнюю школу на Липне? В первую очередь, это обобщенная информация о научной деятельности в ОИЯИ, о структуре Института, о проблемах работающей здесь молодежи. Во вторую очередь, это создание площадки для передачи опыта, обсуждения и попытки решения проблем, которые затрагивают или могут затронуть в дальнейшем молодежь ОИЯИ. Сюда же входит и поиск активных молодых сотрудников. В-третьих, это курсы и тренинги по тем направлениям, которые помогут человеку лучше осознать свои способности и возможности, приобрести новые навыки для более эффективной работы в коллективе: по введению переговоров, управлению персоналом, ораторскому мастерству, эффективной организации своей деятельности и прочее. Надо признать, что в полном объеме, то есть в том объеме, который бы устроил меня как организатора, провести школу не удалось. Но мы к этому стремимся.

В конце хочу отметить три проекта, которые среди прочих были инициированы на прошедшей летней школе. Первый проект - реорганизация туристического приюта "Липня". Лично мне уже не первый год просто стыдно приглашать уважаемых лекторов на этот остров. На школе был рассмотрен план развития туристического приюта, который написал его руководитель Игорь Чернецкий. Участники школы отметили правильность некоторых пунктов плана и внесли дополнительные предложения по усовершенствованию "Липни". Второй проект - установка скамеек на площадке ЛЯП - инициирован сотрудником ЛНФ Иваном Бобриковым. Ответственной за этот проект будет сотрудница ЛТФ Оксана Коваль. Третий проект - реконструкция спортивных сооружений ОИЯИ. В процессе обсуждения этого проекта также возникло много предложений. Молодой сотрудник ЛИТ Антон Мележик готовит обобщенный проект по этому вопросу. Пожелаем ему удачи! Кто хочет помочь ему в оформлении проекта или его реализации, просьба написать письмо по адресу ayss.sport@gmail.com.

Хочу выразить огромную благодарность поварам кафе ДМС за организацию питания, начальнику ОХО вместе с руководителем туристического приюта "Липня" за помощь в организации доставки людей на остров и решении проблем с расселением, автохозяйству за предоставление автобуса для участников, преподавателям за интересные лекции и тренинги и всем тем, кто принимал участие в организации и проведении школы!

Оксана Коваль, заместитель председателя оргкомитета:

В этом году нам, организаторам, было приятно видеть гораздо большее, по сравнению с прошлым годом, количество желающих принять участие в летней школе ОМУС, а именно - 64 человека. Хотелось, чтобы поехали все, но число мест (коек) в туристическом приюте "Липня" ограничено из-за предстоящей реконструкции, их всего около 40. И тогда мы приняли решение - приглашать всех, кто хочет, но предупредить о поистине спартанских условиях. И на наше удивление, ни один участник не испугался походных условий (спальники вместо кроватей, отсутствие душа, горячей воды и так далее).

Надо заметить, что в этот раз приняли участие в школе и семьи с детьми. Дети присутствовали на лекциях и тренингах, им было действительно интересно и хотелось понять, о чем говорят и спорят их родители. Почти все обеды, ужины и завтраки проходили на свежем воздухе, за видавшими виды скамейками и столами, но питание на природе за общим столом еще больше объединяло участников и позволяло продолжать дискуссии, начинающиеся в зале на тренингах.

Первыми были тренинги по личному росту и роли в команде. Сначала определялись личностные качества в коллективе, а потом нужно было применить их на деле.

Вечером состоялась лекция Дмитрия Дряблова о проекте NICA в ЛФВЭ. Зал был полон, и некоторые (молодые студенты и др.) слышали столь подробный рассказ впервые. По стенам зала были развешаны цитаты известных ученых, и слушатели невольно обращали на них внимание. Некоторые из цитат запали в душу, и уже по возвращении вспоминаешь их и переосмысливаешь.

На следующее утро пошел дождь. Поэтому завтрак проходил в зале в виде фуршета. Сразу же после него начался круглый стол ОМУС. Надо отметить, что зал не мог вместить всех желающих, кому-то пришлось стоя принимать активное участие в дискуссиях. Некоторые присутствующие впервые слышали доклад о деятельности ОМУС.

После обсуждения проблем начался тренинг "Ораторское искусство", на котором мы освоили технику Стрельниковой по правильному дыханию и правила построения своей речи. Затем начался тренинг по криптографии. Компьютеров было не так много, но количество участников от этого значительно не уменьшилось. Закончился тренинг дискуссией о квантовом компьютере, его возможностях, роли кубитов и о возможностях криптографии в таких технологиях.

Во время перерыва, перед вечерним мероприятием, проводился чемпионат по волейболу и футболу. В футбол мужчины играли целых 2,5 часа. Их выносливости не было предела. Хотя спортивной площадки на территории не было, а было много комаров и кочек, это не останавливало рвущуюся к победе молодежь. Спорт по-своему сплотил молодых ученых и специалистов. Две команды были готовы пропустить ужин, но определить итог мини-чемпионата.

В заключение хочу от всей души поблагодарить лекторов: Александра Айрияна, Дмитрия Дряблова, Марию Климову, Ольгу Коротчик, Екатерину Слепову, Михаила Ширкова.

Екатерина Слепова, лектор:

Пасмурно. Пятница. Вечер. Ура, я еду на школу по подготовке кадров ОМУС на остров Липня! И вот я уже на причале, ждем... Ожидала катер с закрытым салоном, а при виде моторной лодки стало грустно. Но, впервые приехав на Липню, почувствовала атмосферу уюта. На спортивных площадках было оживленно, а в корпусе вкусно пахло репеллентами. Программа школы была построена очень грамотно. Каждый мастер-класс был интересен и своевременен. Субботнее утро мы посвятили насущным проблемам ОМУС и оживленно обсуждали различные возможности его развития. Практически каждый участник в дискуссии высказывал свое мнение, а тот, кто не смог рассказать лично - сделал видеозапись. Прозвучало много новых идей, а так же поднимались уже существующие проблемы. Далее очень вкусный обед, а за ним мастер-класс "Ораторское искусство". Основной задачей этого мастер-класса был анализ прошлых докладов и выступлений с целью переосмысления и организации нового, более подготовленного подхода к публичным выступлениям. Все участники были вовлечены в процесс, задания были сложные, но все справились! Я бы поставила наивысшую отметку всем, кто работал над собой. И надеюсь, что полученные знания действительно пригодятся при последующих выступлениях. После - небольшой перерыв и лекция по криптографии. Я не учувствовала, но слышала отзывы участников, что было очень занимательно и поучительно.

Затем был ужин, время доиграть матчи, завершить все дела, чтобы подготовиться к закрытию школы. Получился такой маленький open air. Конкурсы, песни, танцы, награждение. Ребята подарили нам настоящий рок-концерт. На один вечер образовалась музыкальная группа, которая исполнила любимые и всем известные песни, а также просто замечательно импровизировала!

День отъезда. Воскресная утренняя театральная мастерская помогла взбодриться и развеселиться. Потихонечку народ просыпался, подключался к нашему импровизированному театру в холле, становилось оживленнее. Смеялись. Учились. Играли.

Юлия Медведчук, участник:

Спасибо огромное всем организаторам школы на Липне! Все понравилось, организовано замечательно. Очень понравилась театральная игра (отдельное спасибо Маше Климовой), а также мастер-класс по ораторскому искусству. Немного не повезло с погодой и также с транспортировкой на лодках в такую погоду (лучше бы был крытый катер). Но это не испортило настроения и отличной дружеской атмосферы!

Всем еще раз огромная благодарность!


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер ЯРЮРХЯРХЙЮ