|
|
Молодежь и наука
"ОИЯИ - одно из лучших мест для занятий физикой"
Четвертая международная молодежная научная школа "Приборы и методы ядерной физики. Электроника и автоматика экспериментальных установок" работала в ЛНФ ОИЯИ с 6 по 8 ноября. Школа проводится уже четвертый год при поддержке РФФИ, чтобы познакомить молодых ученых, студентов и аспирантов с современным состоянием приборной и методической базы нейтронных исследований в лаборатории. Разработка спектрометрического оборудования и замедлителей нейтронов давно стала в ЛНФ самостоятельным научным направлением.
Для участия в школе в Дубну приехали около 75 молодых людей из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Саратова, Белгорода, Тулы, Обнинска, а также из Азербайджана, Армении, Вьетнама, Казахстана, Молдавии, Монголии, Украины. В школе участвовали студенты Университета "Дубна" и молодые ученые ЛНФ.
По поручению директора ОИЯИ В.А.Матвеева участников школы приветствовал директор ЛНФ В.Н.Швецов: "Хочу, чтобы за время школы вы познакомились с нашими традициями и прониклись ими. Надеюсь, школа поможет вам определиться с выбором профессии. ОИЯИ - одно из самых лучших мест в России, где можно заниматься физикой". А в подтверждение этого утверждения Валерий Николаевич прочитал первую лекцию - "ОИЯИ сегодня и завтра", акцентируя внимание аудитории на экспериментальных проектах и установках лабораторий Института. В заключение своего выступления он сказал: "Объединенный институт остается лучшим местом в России для реализации ваших научных амбиций, с мощной экспериментальной базой по многим направлениям физики, с развитой инфраструктурой и теоретической поддержкой, сетями и компьютингом, активным сотрудничеством со многими научными центрами и университетами мира. У этой организации светлое будущее, добро пожаловать!".
Лекции затрагивали проблемы и тенденции развития компонентной и приборной базы для создания современных экспериментальных установок. Ведущие специалисты Института познакомили молодых людей с современным состоянием приборов и методов нейтронно-физических экспериментов, элементной базы электроники, компьютинга и компьютерных сетей, в программу были включены практические занятия. Участники школы узнали о возможности прохождения преддипломной практики, подготовки дипломных работ в Лаборатории нейтронной физики, поступления в аспирантуру Учебно-научного центра ОИЯИ и дальнейшего трудоустройства в ЛНФ.
Шестикурсники Санкт-Петербургского госуниверситета работали в лаборатории по специальной программе, проходя двухнедельную учебную практику. При этом они стали участниками и этой школы, и предыдущей - "Современная нейтронография".
Константин Павлов: Лекции на обеих школах мне понравились, было интересно, хотя электроника это не совсем то, чем я буду заниматься. Моя специализация - нейтронные исследования. Институт очень нравится, знаю, что здесь развивается физика на самых передовых позициях, и я бы с удовольствием приехал сюда работать, но наша кафедра готовит специалистов только для ПИЯФ. И город оставил очень хорошее впечатление, уютный. Очень понравились экскурсии по городу и выставке, посвященной Бруно Понтекорво, в Музее ОИЯИ, проведенные Александром Расторгуевым.
Евгений Алтынбаев: Впечатления прекрасные, а мне есть с чем сравнивать - недавно был на нейтронной школе в Исследовательском центре в Юлихе, которая считается самой сильной в Европе, и, тем не менее, здесь очень здорово. Хорошо, что знакомят с экспериментальными установками. В большинстве университетов студентам не рассказывают о нейтронном рассеянии. В нашем университете до недавнего времени не читали ни о нейтронном, ни о рентгеновском рассеянии, поэтому такие школы очень полезны и привлекательны для студентов. Они демонстрируют, что нейтронная наука существует, и Россия все еще занимает в ней ведущие позиции.
Глеб Сарапин: Наши наставники в ОИЯИ, проводившие практические занятия, - не только много знают, но и рассказывают интересно, и открыты к общению, готовы отвечать на любые вопросы. Лекции были очень разноплановые, и если на предыдущей школе что-то выходило за рамки нашей темы, то слушать все равно было очень интересно. Особенно мне понравилась лекция Е.В.Антипова по новым электродным материалам для литий-ионных аккумуляторов.
Комментируя результаты школы, председатель оргкомитета С.А.Куликов (ЛНФ) сказал: Проводим мы ее уже четвертый раз, и год от года растет число желающих участвовать: в первые годы мы получали по 70-80, затем 120 заявок, а в этом году - 160 (при возможности принять 80 человек). Теперь уже становится ясно, что три дня для работы школы мало, надо увеличить до четырех, чтобы организовать больше практических занятий и увеличить их продолжительность. В лекционной программе кое-что нужно подкорректировать. В целом, здесь раскрылся весь потенциал нашего отдела, привлекались сотрудники и других отделов и лабораторий. Обязательная часть школы - экскурсия на спектрометрический комплекс реактора, поскольку студентов всегда интересует, как из проектов, запечатленных на бумаге и в компьютере, появляется реальное железо и становится исследовательским инструментом. Уже есть желающие приехать к нам на летнюю практику, кто-то подумывает о магистерской работе в лаборатории.
Вручив в последние часы работы школы сертификаты ее участникам, Сергей Куликов поздравил ребят: "Наверное, пройти эту практику было сложно, но вы справились, поздравляю! В этом году половину заявок мы не смогли удовлетворить, постараемся в следующем принять больше участников, приезжайте и вы, участвуйте в летних практиках, поступайте в аспирантуру, если хотите заниматься наукой, - ждем вас. Наука - это стиль жизни, так когда-то мне сказали, когда я сам приехал на школу в ОИЯИ".
А далее начался традиционный для этой школы то ли брифинг, то ли социологический опрос, в котором Сергей Куликов ответил на все вопросы участников и сам получил интересующую его информацию.
Предложение продлить школу с трех до четырех дней вызвало бурные аплодисменты всех собравшихся в конференц-зале ЛНФ. Обсудили, когда надо проводить экскурсию на реактор - в начале школы или в конце? Мнения разделились, и Сергей Куликов предложил проголосовать, две трети высказались за проведение экскурсии после всех лекций. Предлагалось увеличить продолжительность экскурсии, чтобы каждую экспериментальную установку можно было представить более обстоятельно, чем сейчас.
- Надеюсь, к следующей школе будет полностью готова видеоэкскурсия по экспериментальному залу реактора, - сообщила заместитель директора ЛНФ Отилия Куликов. - Пока готова только ее часть, но уже перед поездкой на школу можно побывать на нашем реакторе виртуально. Отилия призвала участников заходить на лабораторный сайт, не лениться оставлять свои замечания, пожелания, предложения, которые будут обязательно рассматриваться.
Вопрос: "Почему не проводить эту практику летом? И Дубна летом красивее...".
В июне у студентов сессия, в июле - практика. Реактор в июле-августе не работает, большинство сотрудников лаборатории уходят в отпуск. Вот и получается, что проводить ее осенью логичнее. "Приезжайте к нам и летом, на практику, примем с удовольствием", - гарантировал С.А.Куликов.
Было высказано замечание, что некоторые практические занятия больше походили на лекции, лучше было бы их проводить в форме семинара. На это Сергей Куликов заметил, что занятия проводят не преподаватели с педагогическим образованием, а люди, в первую очередь занимающиеся наукой. "Если на первой школе нам пришлось их уговаривать и чуть ли не заставлять, чтобы они занимались с вами, то сейчас у сотрудников появилось желание работать на школе". И добавил, исходя из личного опыта: "Когда вы приезжаете сюда на практику или на работу, главное - иметь большое желание учиться и работать, а еще быть активными, и тогда у вас все получится!"
Вопрос: "У нас в институте никто не знал об этой школе, мой научный руководитель узнал совершенно случайно. Может быть, стоит улучшить информирование?"
В свою очередь Сергей поинтересовался у аудитории: "А как вы вообще узнали о школе?" Оказалось, в большинстве случаев информация к студентам поступает от деканов факультетов или их научных руководителей. "Пришлите нам контакты из своих университетов для распространения среди студентов информации о будущих школах".
Вопрос: "По какому принципу происходит отбор на школу?"
В первую очередь смотрят на специальность студентов, часто подают заявки занимающиеся и теоретической физикой, и биомедицинской. Также не имеет смысла приглашать на школу студентов первого и второго курсов. Каких-то специальных критериев отбора нет, готовность выступить с докладом приветствуется. "Вам сложно было уехать с учебы? - Да! - Возвращайтесь и расскажите своим друзьям, что есть такое классное место - ОИЯИ!"
Ольга ТАРАНТИНА, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
|