Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

Визиты

В.В.Путин: Чтобы обеспечить лидерство, надо опираться на прорывные технологии

5 июля Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин посетил Лабораторию физики высоких энергий. Директор лаборатории В.Д.Кекелидзе рассказал о проекте NICA/MPD, подчеркнув, что этот коллайдерный комплекс предназначен для фундаментальной науки, получения знаний о сверхплотном состоянии ядерного вещества. Кроме того, здесь можно будет проводить прикладные исследования в области радиомедицины, альтернативной ядерной энергетики, в аэрокосмической области, в электронике. В режиме реального времени была продемонстрирована работа грид-сегмента ОИЯИ. Премьер-министр увидел прототипы компонентов детектора MPD, а также прототипы сверхпроводящих магнитов для бустера и коллайдера. На память о посещении ЛФВЭ ОИЯИ В.Д.Кекелидзе преподнес главе Правительства сувенир - срез обмотки синхрофазотрона с выгравированными надписями "Синхрофазотрон 1957" "Коллайдер NICA" как символ прошлого с надеждой на будущее.

Руководители ОИЯИ В.А.Матвеев и М.Г.Иткис ознакомили В.В.Путина и журналистов федеральных телеканалов и ведущих СМИ с другими достижениями Института, отметив работы по синтезу сверхтяжелых элементов, удостоенных Государственной премии, и запуск модернизированного реактора ИБР-2.

В Доме международных совещаний ОИЯИ состоялось заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, посвященное развитию научно-исследовательских инфраструктур, так называемых установок класса "мега-сайенс". В нем приняли участие главы и представители министерств, Академии наук, крупнейших вузов и исследовательских институтов, губернатор Московской области Б.В.Громов. Гости посетили выставку, где были представлены самые перспективные проекты Института - Нуклотрон/NICA, Грид, ДВиН, комплекс протонной терапии, ИнтерГрафика и другие.

Открывая заседание, В.В.Путин сказал:

"Уже сегодня Россия, наши ученые участвуют в реализации четырех международных мегапроектов. Это Большой адронный коллайдер в рамках Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), создание термоядерного реактора ИТЭР во Франции, а также европейского лазера на свободных электронах и ускорителя тяжелых ионов в Германии. При этом мы вносим и интеллектуальный, и финансовый вклад в международные исследования.

Опыт в сфере международного научного сотрудничества у нас действительно накоплен очень большой и позитивный, в том числе и в рамках Объединенного института ядерных исследований, на площадке которого мы сегодня собрались. Руководители института, лаборатории рассказывали, как много международных исследователей здесь бывает, как организованы совместные работы. Действительно впечатляет!

Думаю, сейчас есть все необходимые условия для того, чтобы именно у нас, в России, развернуть работы по созданию научных комплексов мирового уровня, как говорят специалисты, исследовательских установок мегакласса, о которых я уже упоминал, - под стать знаменитому адронному коллайдеру, нацеленных на получение результатов нобелевского уровня. Собственно говоря, здесь такая возможность есть. По некоторым направлениям, безусловно, мы занимаем лидирующие позиции. Такой проект по своим масштабам может быть сопоставим и с космическими, и с ядерными программами, которые были осуществлены в нашей стране.

Почему именно сегодня это особенно важно? Во-первых, проекты подобного уровня - не просто вопрос национального престижа. Они позволяют концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, по сути, осуществлять прорыв в будущее - сначала в фундаментальных знаниях, а затем и в технологиях.

В этой связи второе. Как показывает опыт других стран, вокруг мегапроектов формируются целые научные кластеры, полноценная инновационная инфраструктура, которая способна трансформировать фундаментальные знания в новые технологии и новые продукты, заниматься коммерциализацией научных разработок. Так, благодаря ЦЕРН получили широкое развитие криогенные технологии, и здесь, в Дубне, идет строительство комплекса предприятий "Бета", которые занимаются выпуском медицинского оборудования, в том числе установок по очистке крови на основе ядерных фильтров, разработанных в Объединенном институте ядерных исследований.

Третье. Благодаря таким мегапроектам мы решаем важнейшую проблему кадров. При современном уровне мобильности в науке более или менее бессмысленно административными мерами бороться с утечкой мозгов. Единственный способ - единственный надежный способ! - сделать так, чтобы именно в нашей стране исследователи (и российские, и зарубежные) могли наиболее успешно реализовывать свой потенциал, чтобы талантливая и перспективная научная молодежь имела возможность создать себе имя именно здесь, в России, работать при этом на самом современном и уникальном оборудовании.

И наконец, четвертое. Научные мегапроекты стимулируют развитие территорий, высокотехнологичных и наукоемких производств, служат привлечению инвестиций и, что особенно важно, внедрению современных методов управления и международной кооперации в научной сфере".

В марте при Правительственной комиссии по высоким технологиям была создана межведомственная группа по подбору проектов "мега-сайенс". Было рассмотрено 28 предложений, из которых выбраны шесть самых перспективных установок. Это токамак "Игнитор" (Троицкий институт инновационных и термоядерных технологий); высокопоточный пучковый исследовательский реактор ПИК (Петербургский институт ядерных исследований в Гатчине); источник специализированного синхротронного излучения четвертого поколения MARS ("Курчатовский институт" в Москве); коллайдер NICA (ОИЯИ, Дубна); сверхмощный пятипетаваттный лазер PEARL (Институт прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде); электрон-позитронный коллайдер и "чарм-тау фабрика" (Институт ядерной физики СО РАН в Новосибирске).

Цель совещания в Дубне - выработать критерии окончательного отбора, провести международную экспертизу, организовать широкое обсуждение в научной среде, выполнить полный цикл подготовительных работ - от заключения международных договоров, в которых должны быть жестко зафиксированы финансовые обязательства всех стран-участниц, до выбора управляющей компании.

Министр образования, науки и высоких технологий, Полномочный представитель правительства РФ в ОИЯИ А.А.Фурсенко отметил:

"Я могу сказать, что, как минимум, по двум проектам - это проект токамак "Игнитор" и NICA, который вы сегодня посетили, - уже в общем достигнута договоренность о том, что мы финансируем их на паритетной основе: 50 на 50. Достаточно существенные средства уже удалось привлечь национальному исследовательскому центру "Курчатовский институт", я имею в виду на реактор ПИК. Уже сегодня наши немецкие партнеры готовы поставить оборудование более чем на несколько десятков миллионов евро. Это еще не то участие, которое мы хотели бы получить, но все-таки это уже заметные средства. Практически по всем остальным проектам ведутся переговоры".

О том, что представляют собой установки мега-сайенс и для чего они нужны, рассказал М.В.Ковальчук, директор Национального исследовательского центра "Курчатовский институт". В качестве примера он отметил, что девяносто, а может, и больше процентов проектов, которые мы сегодня реализуем в рамках модернизации и экономического развития, вышли из атомного и частично космического проектов: "Мы делали одну бомбу, но из нее выросла вся атомная, термоядерная энергетика, для ее реализации возникла сверхпроводимость, были созданы атомные подводные лодки, ледоколы, которые дают нам возможность присутствовать в Арктике на шельфе; заводы, которые выпускали лодки, создают сегодня платформы для добычи нефти и газа; изотопы, ядерная медицина - все возникло отсюда. Однако реализация атомного проекта стала возможной только потому, что для него в свое время были построены мега-установки. Мы стали существенной частью европейского и мирового ландшафта в мега-установках, а сегодня пора возвращаться на свою землю и, закрепив успех конвергенции с миром, начать развивать это у себя".

Об ОИЯИ и проекте NICA рассказал академик В.А.Матвеев: "Институт был создан ровно 55 лет назад, и жизнь показала, что это был практически первый проект мега-сайенс на территории России. Сегодня ОИЯИ - один из важнейших, испытанных временем механизмов интеграции ученых России, Европы и в определенном смысле всего мира в таких областях, как ядерная физика, физика элементарных частиц и исследование конденсированного состояния вещества. В последнее время Институт становится центром, демонстрирующим широкие возможности международного сотрудничества в таких областях, как развитие инновационных технологий, подготовка молодых научных кадров, ученых и специалистов. Я хотел бы подтвердить как член межведомственной рабочей группы, что эти шесть проектов действительно после длительного подробного обсуждения были поддержаны всем научным сообществом ученых. Но я бы хотел рассказать о проекте NICA.

Предлагаемый Институтом проект на встречных сверхпроводящих пучках тяжелых ионов отвечает, на наш взгляд, всем требованиям, которые предъявляются к установкам класса мега-сайенс. И главное, что он обеспечит получение новых фундаментальных и прикладных знаний, преумножит научно-технический потенциал страны и укрепит позиции самого Института, что будет содействовать, как мы убеждены, укреплению престижа нашей страны как мировой научной державы. Проект NICA способен на ближайшие 20-25 лет сохранить лидирующие позиции ОИЯИ, а следовательно, и России, в области физики высоких энергий.

Физическая программа направлена на изучение свойств ядерной материи с глубиной и точностью, которая пока недостижима в других ускорительных центрах мира. Именно поэтому проект NICA получил и получает значительную поддержку международного научного сообщества, состояние работ по проекту контролируется международным экспертным комитетом, формируются международные коллаборации, которые возьмут на себя ответственность за создание двух крупных детекторов MPD и SPD за счет вклада всех участников проекта. Масштаб вовлеченности исследователей в создание детекторов ожидается на уровне 1000 участников из всех стран мира. Уже подписан ряд меморандумов о взаимопонимании и соглашений о сотрудничестве с научными организациями".

Кроме этого, Виктор Анатольевич внес предложение: "В области фундаментальной физики уровень международной кооперации, концентрации интеллекта и всего накопленного технологического мирового опыта крайне высок. В странах Европейского союза в последние годы ведется разработка общеевропейской стратегии развития таких генеральных направлений, как физика элементарных частиц, астрофизика, астрономия, разрабатываются планы по созданию новых ускорителей, детекторов, реакторов, оптических и радиотелескопов, составляются дорожные карты, которые позволяют найти оптимальные пути развития. И последнее слово самих европейцев, которые неоднократно инициировали совместное составление с учеными России этих дорожных карт, - без участия России, без учета возможностей, интересов и планов нашей страны европейская стратегия будет неполной. Для полноценной интеграции представляется необходимым разработка национальной стратегии России по важнейшим генеральным направлениям современной науки, по крайней мере, в области физики мы видим эту необходимость. При организующей роли Министерства образования, науки и высоких технологий к этой разработке можно привлечь такие организации, как Российская академия наук, госкорпорация "Росатом", "Курчатовский институт", ОИЯИ, ведущие вузы России и, конечно, международных экспертов, в том числе наших соотечественников за рубежом".

В обсуждении приняли участие представители Минэкономразвития, Минфина, РАН. В частности, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А.Садовничий напомнил об истории открытия синхротронного излучения, когда идея впервые была высказана в аспирантской работе. Впоследствии ученые получили Государственную премию, а страна - приоритет, создавая ускорители: "Мне кажется, что во всех мега проектах не надо забывать университеты, кафедры, факультеты, где есть такие талантливые аспиранты и аспирантки".

На заседании комиссии было предложено внести дополнения в перечень критериев, по которым можно было бы относить установки к международным исследовательским проектам. А также высказано мнение, что окончательное решение должно быть максимально выверенным, государственные средства должны расходоваться эффективно, без финансово-экономического обоснования принимать решение об отборе проектов преждевременно.

При этом было поддержано мнение и.о. директора ОИЯИ профессора М.Г.Иткиса: "На самом деле это хорошо, когда вырабатываются критерии, проводится экспертиза. Но только если мы будем их вырабатывать годами, а зачастую так и делается, мы потеряем всякую конкурентоспособность. Пример. Мы хотим создать комплекс NICA, GSI (Дармштадт) создает FAIR, в который Россия уже вложила около 200 миллионов евро, и мы участвуем в этой работе. А у себя мы реализуем свой, абсолютно конкурентоспособный проект, и в Дармштадте боятся, что по сравнению с нашим графиком они запустят свой на год позже. Я бы хотел попросить - если уж рассматривать такие вещи, то достаточно оперативно".

Председатель Правительства РФ В.В.Путин подвел итог: "На протяжении десятилетий, на протяжении длительного времени мы, когда хотим зафиксировать какой-то успех страны или отдельных отраслей производства, да и просто отдельных сторон нашей жизни, все время говорим о том, что наши продукты самого разного вида мы начали производить не хуже мировых.

Фокус заключается в том, что для того чтобы жить лучше и чувствовать себя в безопасности, нам нужно быть лучше. А для того, чтобы обеспечить и сохранить лидерство, нужно опираться на прорывные вещи по основным направлениям развития науки - вообще прогресса.

Несмотря на все сложности предыдущих десятилетий, связанных с закатом одной эпохи, началом другой эпохи, мы, опираясь на заделы, да и в некоторых случаях на абсолютно новые наши достижения, это лидерство по важнейшим направлениям развития можем обеспечить. И мы должны будем это сделать".

Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ, Павла КОЛЕСОВА.
 


Редакция Веб-мастер