| ||||||
Школы ОИЯИ для учителей физики Почувствовать пульс современной наукиВо второй половине июня в Учебно-научном центре ОИЯИ прошли две школы для учителей физики - из стран-участниц ОИЯИ и из московских школ. За две недели в общей сложности 47 педагогов, приехавших из болгарских Софии и Старой Загоры, белорусского Бреста, российских Апатитов, Казани, Нижнекамска, Владивостока, Великого Новгорода, Чебоксар и других городов, познакомились с Объединенным институтом. О прошедших школах рассказывает директор УНЦ ОИЯИ С.З.Пакуляк.- С 22 по 28 июня в УНЦ проходила уже пятая школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ. В ней участвовали 27 преподавателей из России, Белоруссии и Болгарии. Вместе с ними приехали 12 самых мотивированных к занятиям физикой школьников. Программа состояла из лекций, экскурсий, занятий для школьников в лабораторном практикуме под руководством его организатора и бессменного руководителя, сотрудника УНЦ И.А.Ломаченкова. Программа этой школы, вроде бы, не сильно отличалась от предыдущих, но заявок в этом году мы получили в три раза больше. Так что скоро мы столкнемся с проблемой насыщения, когда из-за наших ограниченных возможностей придется отбирать участников. При всем при том мы стараемся, чтобы максимальное число учителей из максимального числа российских регионов и стран-участниц через эту программу познакомились с Институтом. А дальше придется просить учителей присылать нам мотивационные письма - для чего они хотят принять участие в такой школе. 30 июня открылась уже следующая школа, инициатором которой были не мы, а Московский городской дом учителя. Сотрудники этой организации, узнав о наших программах, попросили организовать отдельную программу для учителей физики московских школ. Понятно почему - когда мы получаем заявки на школу из больших городов: Москвы, Санкт-Петербурга и других, - заявок очень много. То есть среди учителей этих городов конкурс еще выше - не 3, а 5-6 человек на место. И эта школа для московских учителей немного поможет снять напряжение. К нам приехали 19 педагогов. Мы всегда стараемся, чтобы кроме лекций в программе школы были и экскурсии, чтобы учителя увидели и установки ОИЯИ "со стажем", и новые, в частности, современный комплекс по созданию и тестированию магнитов для проекта NICA. Мы очень хотим, чтобы учителя видели и наше прошлое, и наше будущее, и тем самым агитировали своих учеников заниматься физикой. Кроме того, эти программы мы организуем в сотрудничестве с Европейской организацией ядерных исследований и во время каждой школы проводим видеоконференцию с ЦЕРН. Участники школы смогут напрямую задать вопросы ученым из ОИЯИ, работающим на Большом адронном коллайдере. Такое непосредственное общение всегда с большим энтузиазмом воспринимается учителями. Они гордятся тем, что ученые видят в них своих коллег. Для них очень важно услышать из уст людей, занимающихся современной наукой, что их образовательная миссия в школе не менее важна и не менее сложна, чем то, чем занимаются ученые. Педагоги получают новый импульс и вдохновение для дальнейших занятий со школьниками и проникаются важностью задачи привлекать школьников в наш Объединенный институт и другие научные центры стран-участниц.
Из отзывов педагогов и школьников Школа мне очень понравилась как с содержательной точки зрения, так и с точки зрения общей организации. Я был бы искренне рад возможности принять участие в работе таких школ в будущем и готов оказать посильную помощь в их подготовке и организации, если такая помощь может быть полезной. Школа, на мой взгляд, успешно справляется с целым рядом актуальнейших на сегодняшний день задач. В первую очередь, это привлечение молодежи в науку, активная пропаганда самоценности интеллектуального труда, повышение общего уровня культуры ребят, развитие идеи интернационального сотрудничества, наглядная демонстрация того обстоятельства, что сегодня серьезные прорывы на передовом фронте науки могут быть достигнуты только совместными усилиями многих ученых - представителей разных стран, что современные достижения - это, прежде всего, плод общечеловеческих усилий. Встреча с увлеченными людьми, прикосновение к миру фундаментальных исследований, погружение в атмосферу научного центра красноречивее всяких слов демонстрируют, что качество и уровень жизни определяются не только и не столько материальным достатком, что к творческой интеллигенции относятся не только и не столько представители шоу-бизнеса (как это принято теперь считать), что ценность фундаментальных исследований определяется не только и не столько временем окупаемости произведенных затрат и возможностью немедленного получения прибыли, что существует бесконечно много интереснейших тем для размышления и обсуждения, помимо предлагаемых центральным телевидением проблем участников скандально известных реалити-шоу, что есть в мире интереснейшие и удивительные профессии. На мой взгляд, найденная форма работы по формированию жизненных установок, профориентации ребят и привлечению их в науку очень удачна, и я постараюсь провести через ОИЯИ максимально возможное количество своих учеников. Не менее важной частью работы летней школы в ОИЯИ мне кажется работа именно с учителями. Как известно из ряда психологических исследований, работа учителя в общеобразовательной школе имеет ряд специфических особенностей, приводящих к "профессиональному выгоранию", что крайне негативно сказывается как на уровне преподавания и качестве воспитательной работы, так и на личных качествах учителя и его семейном благополучии. Летняя школа в какой-то степени позволяет выйти из замкнутого круга, погрузиться в научную среду, завести новые связи, внести "свежий ветер" в свою профессиональную деятельность. Я где-то читал, что в дореволюционной России учитель географии раз в десять лет был обязан принять участие в настоящей научной географической экспедиции. Было бы здорово, если бы учитель физики по такой же схеме мог бы включаться в фундаментальные исследования, пусть даже в качестве "любопытного лаборанта". И, наконец, важнейшим результатом работы школы и учителей, прошедших ее, я считаю формирующееся или возрождающееся ощущение сложности, красоты и величия мироустройства, которое, к сожалению, в последнее время в погоне за прибылью, средним баллом ЕГЭ, рейтингом, статусом и иными прагматическими целями часто теряется и которое, безусловно, является лучшей прививкой от "греха гордыни". Мне кажется, практикующим учителям было бы интересно подробнее познакомиться с наработанным в Дубне опытом решения оригинальных физических задач и проведения исследовательских работ и практикумов с учащимися, то есть не только послушать лекцию, но и в буквальном смысле поработать руками под руководством авторов. Интересен и перспективен проект "Ливни знаний", было бы полезно провести и здесь практическую работу под руководством автора. Юрий Бобринев (гимназия N1514, Москва). Из положительных моментов прошедшей школы мне хотелось бы отметить следующие: интересная и насыщенная программа; живое общение с научными сотрудниками; видео со всех мероприятий доступны в интернете; красивый и уютный город; комфортные условия жизни. Единственным минусом для меня стало то, что программа иногда была слишком длительной. Петр Коновалов, ученик школы N30, г. Волжский, Волгоградской обл. Дубна сразу поразила меня своей гостеприимностью. В эти дни нам прочитали около 20 лекций, на которых мы узнавали о каждой лаборатории, какие открытия сделаны и какие планируются в будущем. Конечно для меня, ученика, закончившего 9 класс, было нелегко понять все, что рассказывалось на этих лекциях, однако это было интересно. Узнал и об университете "Дубна", в котором готовят специалистов в том числе для ОИЯИ. Самым запоминающимся моментом была видеоконференция с ЦЕРН. Эти шесть дней оставили очень приятные воспоминания об ОИЯИ и о Дубне в целом, ведь на этой школе я смог не только узнать что-то новое о физике, но и подружиться с другими учениками, которым небезразлична эта наука. Сергей Никулов, ученик школы N30, Волжский. Понравилось все: научные (иногда научно-популярные) лекции, интересные экскурсии, в том числе в ЛФВЭ на Нуклотрон и в зал магнитов, в медико-технический комплекс ЛЯП, конференция учителей. Особенно понравилась видеоконференция с ЦЕРН, встреча с М.Сторром в кафе. Обязательно попробую поработать с учебником физики, который для меня открыла В.Белага. Были еще запоминающиеся встречи в холле гостиницы, где учителя делились друг с другом интересным опытом, педагогическими находками. Наверное, нам всем повезло, что среди участников были такие интересные люди, как Надежда Тукова, Юрий Бобринев. Станислав Здиславович, вы делаете для нас и наших детей нужную и огромную работу, спасибо! Елена Геннадьевна, спасибо за вашу четкость, приветливость и, конечно, профессионализм. Ольга Заборьева, Волжский. Делегация из Архангельска вернулась домой в полном восторге от увиденного и услышанного. Блестящие лекции маститых ученых и талантливой молодежи показали учителям и ученикам, что в нашей стране есть место, где нужны интеллектуалы. Также мы узнали, что многому можно научиться в Дубненском университете (один из участников нашей команды из 7-го класса уже решил туда поступать). Ольга Красильникова, гимназия N3, Архангельск. Учителя получили возможность пополнить и расширить свои знания в области современной физики, а это означает изменение содержания образования в лучшую сторону и повышение качества преподавания. Учащиеся посмотрели, как работают физики и чем они занимаются, примерили это на себя. Хотелось бы подробнее услышать про темную материю и темную энергию, еще были бы интересны круглые столы, живое общение с учеными. Жду, когда наступит сентябрь, чтобы применять полученные знания и заниматься в хорошем смысле этого слова пиаром современной физики, ОИЯИ и дубненского университета. Олег Косарев, лицей N1537, Москва. Я работаю в школе почти 30 лет, повышала квалификацию во многих местах, но только в ОИЯИ получила столько впечатлений, эмоций и полезной информации. Поражает насколько лекторы умеют интересно и доступно объяснить учителям проблемы современной квантовой физики. Понравилось все! Желаю всему коллективу УНЦ успехов во всех делах и начинаниях, огромного запаса энергии и использования ее на благо развития мировой науки. Лариса Кашина, школа N1106, Москва. Думаю, что мы все постараемся использовать предоставленный материал для своих уроков. Отдельное спасибо за возможность пообщаться с другими учителями физики и поделиться наработками и опытом. Это общение обогатило нас и в методике преподавания физики. Алексей Голдин, лицей N1580 при МГТУ имени Баумана. Научная школа для учителей физики из Москвы была посвящена новым методам исследования фундаментальных частиц. Все занятия были очень разными не только по тематике, но и по стилю. Работа проходила в очень интенсивном режиме, прекрасные специалисты заразили нас своим энтузиазмом. Особое впечатление я получила от участия в видеоконференции ОИЯИ-ЦЕРН. Общение получилось интересным и познавательным. Много нового узнала и о городе Дубне, и о самом Институте, и о перспективах его развития. Порадовали встречи с молодыми специалистами ОИЯИ. Это будущее отечественной науки. Группа учителей физики оказалась еще и группой единомышленников. Именно поэтому вся неделя стажировки оказалась полезной и в плане будущего сотрудничества и использования опыта работы моих коллег. Елена Уварова, школа N1740, Москва. Мы с большим интересом знакомились с новейшими достижениями в области физических разработок, слушали доклады коллег-учителей, которые делились опытом работы. Особенно запомнились экскурсии в криогенный цех, на Нуклотрон, в медико-технический комплекс ОИЯИ и в лаборатории. Неизгладимое впечатление произвела видеоконференция с ЦЕРН, рассказы об адронном коллайдере завораживали своей фантастичностью. Особая благодарность преподавателям университета "Дубна", которые рассказывали о его работе и знакомили с университетскими лабораториями. Познавательной и полезной была экскурсия в музей истории науки и техники ОИЯИ, где представлена информация о развитии Института за все годы его существования. Татьяна Торбина, школа N2029, Москва.
Ольга ТАРАНТИНА,
|
|