| ||||||
Отчет о командировке Школа в Больших Котах(Продолжение. Начало в NN 28, 29, 30.) Светлана Старикова (на снимке справа), как и многие иркутяне, - выпускница кафедры "дяди Саши", профессора Валла. Еще в самый первый вечер мы собрались у него на даче в кают-компании за длинным столом, накрытым для чая. Одна из стен гостиной была увешена постерами всех Байкальских школ - своеобразная арт-история. Тогда же меня посетило и уже не оставило ощущение, что и к студентам, которые живут на даче заведующего кафедрой, и к выпускникам, которые тоже собираются здесь по вечерам, он питает теплые отеческие чувства. И они отвечают ему тем же. И всех это объединяет, вместе с физикой. - Для меня это уже шестая школа, все они и похожи и не похожи одна на другую. Ну и, конечно, Байкал - уникальное озеро, которое притягивает сюда замечательных людей. Можно зайти в воду и пить ее спокойно. Всех это шокирует, приятно удивляет. И чистейший воздух. Здесь и учишься и отдыхаешь. И морально и физически. - А такие школы в работе помогают? Вы же университет уже закончили? - Во-первых, научные новости из первых уст, во-вторых, лучшая практика для студентов. Хорошая тренировка получается, чтобы влиться в научное сообщество. И в итоге подготовка небольшой статьи, а это плюс для поступления в аспирантуру, для того же диплома. - То есть ребята публикуются после школы? - Да, в "Письмах в ЭЧАЯ". И, конечно, практика в английском языке. А то некоторые стесняются, обходят иностранцев стороной, а тут смелеют... Можно разные акценты услышать и понять, с кем говоришь: где итальянский акцент, где немецкий... Ага, вот это слово он сказал вот так! - А как вы с ровесниками общаетесь, у вас остались какие-то контакты с участниками предыдущих школ? - Да, с кем-то по почте, с кем-то по телефону, с кем-то в социальных сетях. Не знаю, как в Фейсбуке, а ВКонтакте точно группа есть. Там на сайте школы выкладывают все лекции. Выставляют и видео, тогда лекцию даже можно посмотреть. - Кто-то этим пользуется? - Я пересматривала лекцию Валерия Рубакова 2009 года. - Что хотите пожелать лекторам, студентам? В той же Дубне? - Пусть всегда сюда приезжают, делятся своим опытом. Потому что второму курсу это все очень интересно. С английским, конечно, кому-то трудновато, но к концу лекционного курса уже начинают лучше понимать. А тех, кто переходит на пятый курс, лекции эти могут сориентировать, куда потом пойти, к какому научному руководителю. На какие конкретные эксперименты. Дима Наумов, например, рассказывает про Daya Bay, значит, можно туда пойти диплом писать... Экспериментов же много, и организаторы школы стараются приглашать лекторов самых продвинутых. Алексей Владимирович Гладышев, ЛТФ ОИЯИ, в силу своего давнего и активного участия в школе стал для меня настоящим гидом по БК, и потому моя адаптация к местным условиям прошла очень легко. Мы соседствовали в частном пансионате со всевозможным современным комфортом, а потом, уже на обратном пути, и в номере гостиницы "Ангара" в центре Иркутска. В приватных беседах касались разных тем, много шутили, но к официальному интервью заслуженный лектор школы в БК отнесся серьезно и был лаконичен: - Мне очень понравились второкурсники иркутяне, с которыми я работал в группе. На самом деле заключительный доклад свой на школе сделали очень грамотно, и все соответствовало их уровню. Они молодцы, подошли к этому очень серьезно. Была еще очень хорошая презентация по космологии, но более научная, серьезная. Были и презентации веселые, но там, честно говоря, с наукой было нестрого. Ну и вопросы были разные. Мои ребята хорошо постарались тоже, хотя сама презентация результатов их совместной работы выглядела довольно бледно, а выступление, я считаю, было на пять с плюсом. Ливия Людхова (ИНФН, Милан, Италия) работает в эксперименте "Борексино". На школе в своих лекциях она рассказала много интересного о регистрации солнечных и геонейтрино. Говорили мы с Ливией по-русски, она радовалась любой возможности попрактиковаться, а с английским время от времени помогали Ира Перевалова и Инна Портянская, чьи обязанности в оргкомитете простирались в том числе и на меня. - Я начинала с геологии... (перешла на английский). После этого решила полностью изменить свою карьеру и переключиться на физику. То есть начать с первого курса. Училась в Братиславе в Университете имени Я.А.Коменского, потом стала заниматься экзотическими ядрами в Италии. Дальше я могу немножко попробовать по-русски? - Попрактикуйтесь! - Потом я сделала PhD в Швейцарии в Институте Пауля Шеррера... (суть работы, о которой Ливия дальше рассказала, связана, кажется, с лэмбовскими сдвигами в легких экзотических ядрах)... С 2005-го занимаюсь физикой нейтрино в Италии. - И там вы познакомились с дубненцами? - Так! Олег Смирнов работает в "Борексино" много лет. Когда я пришла, он уже давно там работал. - В Дубне вам доводилось бывать? - Только один раз. Это было рабочее совещание по анализу данных на "Борексино". - На этой школе первый раз? - Первый раз, первый раз. - Впечатления? - Очень хорошие. Потому что когда я занималась геологией, я мечтала приехать сюда. И прошло немало лет, и вот я здесь. Здесь настоящий рай для геологов. И потом я слышала, что школа очень хорошая, да и хотела попрактиковаться в русском языке. - Наверное, вы как опытный геолог отличаете породы, из которых сложены сопки на берегах Байкала? - Вчера мы видели конгломераты (во время похода на Скрипер - прим. авт.). Эти древние породы миллионы лет подвергались воздействию природных сил и в конце концов стали такими, какими мы их видим. Байкал - это океан, море в миниатюре. Под действием уникальных геологических процессов он такой глубокий... Аркадий Алексеевич Кожевников, Институт математики СО РАН, Новосибирский исследовательский университет, Новосибирск. - Я второй раз участвую в этой школе. Как в первый раз, так и сейчас поражает активная, искренняя заинтересованность слушателей в усвоении того материала, который им дается. Работа в группах над какими-то более-менее фантастическими проектами тоже показала, что ребята с интересом воспринимают предложенные темы и пытаются применить пока еще немногое, что они знают, чтобы реализовать более-менее серьезный проект. Моя группа занимается проектом, который должен ответить на вопрос: что будет, если выключить слабые взаимодействия? То есть пытаются представить себе мир без слабых взаимодействий. - Остаются только сильные и электромагнитные? - Да. Рассматривать будем два сценария: когда эти взаимодействия выключены с самого начала, и второй сценарий, когда они выключены в данный момент, - что будет происходить. Более-менее какие-то соображения есть, хотя грубый подход подсказывает, что сценариев может быть очень много. Какие-то мы ухватили, какие-то нет. Конечно, все будет представлено на качественном уровне, поскольку доступ к данным ограничен из-за плохой интернет-связи. Такие вещи, как величины сечений и другие. И более-менее надежные оценки представить не удастся. По крайней мере, качественный анализ будет представлен. - Расскажите о ваших научных интересах. - Моя работа связана с адронной физикой в области энергий примерно от 1 до 10 ГэВ. То есть с резонансными состояниями векторных мезонов. Я теоретик. Теоретический анализ основан на применениях феноменологических эффективных лагранжианов. Область энергий от 1 до 3 ГэВ - это непертурбативная квантовая хромодинамика, то есть теория возмущений совершенно не работает, поэтому требуется применение эффективных методов - эффективные лагранжианы, эффективные константы связи и так далее. В рамках такого подхода можно получить некоторые теоретические предсказания, проанализировать имеющиеся данные. Сделать какие-то новые предсказания. Если идти в область энергий от 3 до 10 ГэВ, там уже начинает более-менее работать теория возмущений, константа связи сильного взаимодействия мала, и можно получить какую-то дополнительную информацию. - С дубненскими коллегами вы как-то связаны? - Раньше связь была, когда мы занимались экзотическими состояниями, принимали участие в нескольких конференциях, который Гарий Ефимов устраивал еще в позднесоветское время. Контакты близкие, конечно, поскольку начало нашей лаборатории положил Дмитрий Васильевич Ширков, и связь не обрывается. А ваш еженедельник я регулярно просматриваю. Мне интересно, что происходит в ОИЯИ, в Дубне, новости смотрю. Дальше я перевел разговор на близкую мне тему о газете СО РАН "Наука в Сибири", с которой мы дружим уже много лет. И получил неутешительные сведения. Сократили штат, оставили 4 сотрудников из 11. Пока еще не решена проблема, будет она выходить или нет. Редакция в тревоге и не понимает, как выпускать газету с таким штатом. Филипп, Philip Bechtle, Университет в Бонне, DESY, ATLAS/ILC в студенческой среде стал одним из самых популярных лекторов. Он прочел цикл из трех лекций по физике элементарных частиц. В переводе мне помогли все те же Ирина и Инна. - Очень интересная программа, наслаждаюсь лекциями, очень широкий спектр по самой актуальной тематике. Великолепная атмосфера, удивительное место, здесь можно забыть обо всем, что осталось за берегами Байкала, обо всем мире, и сконцентрироваться на обсуждении физических проблем, на лекциях и общении с коллегами и студентами. И это ни в коем случае не комплименты организаторам, это мое искреннее чувство. - Какие из лекций заинтересовали? - В первую очередь лекции, связанные с близкими мне темами. Это известный мне материал, но очень интересны были и другие области физики, например исследования нейтрино в крупнейших международных коллаборациях. Сам я работаю в коллаборации ATLAS на LHC, участвую в поиске суперсимметрии. На этом спектрометре проводится широкая программа экспериментов по поиску суперсимметрии, я участвую в исследованиях с тау-лептонами в конечном состоянии. Занимаюсь также феноменологическим объяснением суперсимметричных моделей и экспериментальных данных, теоретическим моделированием. - О себе? - Профессор университета в Бонне. Был до этого лидером в молодежной группе в DESY, а еще раньше участвовал в эксперименте по сходной тематике BABAR. Сергей Эммануилович Коренблит, профессор кафедры теоретической физики ИГУ, в ответ на мою просьбу поделиться личными впечатлениями о школе, сказал: - Ой, знаете, я боюсь, этого вам не позволят... - и сразу перешел к делу. - Уникальность этой школы заключается в том, что она совмещает в себе несколько, казалось бы, трудносовместимых задач. С одной стороны, есть конкретные носители каждой из таких задач. Есть Иркутск, у которого основная цель - привлечь на школу очень квалифицированных людей, которые могли бы приподнять, приобщить к современной физике наших студентов. Вторая задача... Вы видите, какой здесь иркутский десант. Это тоже не случайность... Вот это вам точно вырежут, но как говорил Тургенев, самые лучшие девушки всегда у нас на периферии. Это касается не только девушек. - Кто же это мне вырежет? - Ну, я еще не закончил... И могу сказать, что Дубна вырождается, я вижу это на протяжении уже нескольких лет. Раньше на взрослом поколении, в этом году уже на младшем. Соблазнов больше. Просто здесь люди менее испорченные. Поэтому они честно пытаются заниматься наукой, поэтому они ценятся везде. Могу засвидетельствовать. Даже за пределами нашей родины. Понимают это люди. Поэтому они сюда едут. Поэтому мы учим здесь студентов и, в хорошем смысле этого слова, продаем. Это все была одна задача со стороны Иркутска. Задача со стороны Дубны, как мне объяснили наши соорганизаторы, - чтобы это было представительно, чтобы это звучало, чтобы это имело международный характер, чтобы это было англоязычно, чтобы люди сюда ехали с чисто научными целями, чтобы был международный обмен на высоком уровне. И это тоже хорошо! Потому что даже если дети что-то не понимают, они по крайней мере смотрят на этих людей, чтобы было делать жизнь с кого, что называется. И в этом смысле задача двуединая, и действительно не стоит разделять. Но и совмещать их довольно непросто. Поэтому у нас есть трения-недоразумения. Но мы их решаем! - Но это же нормально, без этого было бы пресно и скучно! - Нормально! Я тоже так считаю. Никто не имеет права на истину в конечной инстанции... - Я с вами в чем-то согласен насчет москвичей и дубненцев, но, согласитесь, перед ними по сравнению со студентами провинциальных университетов большая свобода выбора. Конечно, они и более избалованы... Но выпускники, допустим, Тульского, Воронежского, Тверского и других региональных университетов уже не первый год оседают в Дубне. И Иркутского тоже. И нынешний директор нашего Института во Владивостоке начинал свою научную карьеру. И так получилось, что этот диалог завершился моей репликой, хотя, как и с другими участниками, мы не раз пересекались с Сергеем и на волейбольной площадке, и на лекциях, и - уж это непременно - в столовой. Кстати, именно там, в последний наш вечер в Больших Котах, я и записал вот такую беседу. Столовая всю эту неделю была местом общих встреч и продолжением лекций, дискуссий, местом новых знакомств, которые в будущем могут обернуться новыми встречами и долголетним научным сотрудничеством. После каждой трапезы мы обязательно заглядывали на кухню и от всей души благодарили наших заботливых поваров. О своих коллегах рассказывает шеф столовой Ольга Ильинична Каплина (на снимке вторая слева).
- С Таней Арбатской мы работаем уже не первый год. Вас много приезжает, и нужны еще помощники. Каждый год они меняются. Сейчас здесь Лена и Люба. Мы работаем дружной командой. - Мне кажется, все очень оценили ваше дружелюбие, вашу готовность откликнуться на любую просьбу и какое-то такое русское, сибирское радушие и гостеприимство. Это так здорово, и вообще для Сибири характерно. - Но самое главное я не сказала. Мы не профессиональные повара. Я химик-биолог, Татьяна лингвист. А с физиками легко работать. Несмотря на то что их много и готовить надо всего много, - с ними работать легко и приятно. Образованные, интеллигентные, воспитанные, незаносчивые. Нет такого: "Принесите! Подайте". - А вы знаете, меня поразило, как Татьяна во время лекции профессора Георге Стратана о жизни и трудах Галилея буквально не сводила с лектора глаз, как ловила каждое его слово. Мне кажется, это был единственный момент на нашей школе, когда она забыла о работе. - Да что вы! - воскликнула Татьяна (на снимке слева). - Где я бесплатно послушаю лекцию мировой величины профессора, преподавателя, человека широкого европейского образования? Бесплатно! Здесь можно встретить людей необычайно интересных. Просто великих людей! Ширкова Дмитрия Васильевича мы кормили. Очень блинчики наши любит, и Ольга Ильинична не ленилась, каждое утро специально для него блинчики пекла. А ваш дубненский профессор Стратан! Как он говорит! Как много знает. И мужчина красивый. И жена его такая милая женщина! Вы не представляете - она сегодня на кухню пришла и так нас благодарила и всех обняла, у нее потекли слезы. Она была очень благодарна и сказала, что все мы очень красивые душою люди! - Не только душой - от имени мужчин добавлю. Спасибо вам большое! *** Прощаться так прощаться. В самом начале своих заметок я упомянул о Гимне школы. А теперь надо рассказать о его истории и создателе. Владимира Марковича Левианта, преподавателя кафедры теорфизики ИГУ, друзья зовут Лёва. Присели втроем на берегу Байкала: Леша Гладышев, Лёва и я... Открываю файл, в записи явно прослушивается фон - это байкальские волны ритмично набегают на гальку. Вспоминается история о Гомере, сочиненная Паустовским, - о гекзаметре и цезуре (паузе в середине строки). Слепой поэт на берегу моря, и прибой диктует ему стихотворный ритм. Набежала волна - первая половина строки: Гнев, о богиня воспой... Волна разлилась по берегу - цезура, отхлынула: Ахиллеса, Пелеева сына. Вот, как-то так... - Предыстория была такая, - рассказывает Лёва. - Исполнялось 70 лет дяде Саше и 80 лет Дмитрию Васильевичу Ширкову. Получалось как раз 150, да еще 10 лет школе. В общем, сошлось много юбилеев. И мне предложили что-нибудь сочинить. Ну ладно, попробую! То, что получилось, можно назвать гимном, можно как-то по-другому, но в принципе что-то такое близкое к этому. Не буду петь, просто наговорю... Большие Коты - это не Коты, /хотя и здесь слышны ночные пенья, /Байкала воды тихи и чисты, /к спокойствию взывают и терпенью. /Мы каждый год стремимся в этот край: /кто в первый раз, кто в пятый, кто в двадцатый, /и если где-то на земле есть рай, /то это здесь, на Скрипере крылатом. /Ну а когда Байкал покажет нрав, /и берег захлестнет волною пенной, /мы соберемся вместе у костра /и помолчим на краешке Вселенной. /Как это классно - классы на траве, /в палатках - есть военным чем гордиться! - /семь долгих дней какой-то голове /с утра до вечера учиться и учиться. /Спасибо всем, кто слушал, кто читал, /отдельное - за баню каждый вечер! /А через год приветливый Байкал /в Больших Котах нам назначает встречу... /Или Котах... - А! Здесь у тебя ударение на "а" по рифме! А дальше на "о" - последняя оборванная строчка для перебивки? Классно, спасибо тебе. Шикарный финал! Я обрадовался, что у меня еще нет материала, но уже готов финал. Это был мощный аккорд. Разговор закончился, но я не сразу выключил диктофон, и на файле сохранилось дыхание прибоя. А в памяти - обаяние этой недели, подарившей знакомства и беседы с теми, кто учит, и теми, кто учится. Но читателей ждут еще два материала, привезенные из БК, - о встречах с директором астрономической обсерватории ИГУ Александром Язевым - третьим в семейной династии иркутских астрономов и профессором Владимиром фон Шлиппе, который представлял на школе Санкт-Петербургский университет, но до ухода на пенсию жил и работал в Лондоне, в Королевском колледже. Евгений МОЛЧАНОВ, фото автора, |
|