Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 46-47 (4236-4237) от 5 декабря 2014 г.


N 46 в формате pdf
 

Школы ОИЯИ для учителей физики

Коэффициент умножения

Со 2 по 9 ноября на традиционной школе в ЦЕРН, организованной УНЦ ОИЯИ, побывала очередная группа школьных учителей физики из стран-участниц Объединенного института. Свыше 40 преподавателей из Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины и более 20 российских городов познакомились с работой европейского физического центра. В этой школе участвовали двое дубненцев - учитель физики школы "Юна" Г.У.Абдуллаева и преподаватель Межшкольного физико-математического факультатива М.С.Нитишинский. Программа школы включала многочисленные лекции и экскурсии, и именно о популяризации науки в ЦЕРН нам рассказал Михаил Сергеевич.

- Масштаб организованных связей с общественностью в этом центре впечатляет: до 70 тысяч посетителей в год знакомятся с его работой. В этом видна целенаправленная политика 23 стран-участниц центра - налогоплательщики должны видеть, на что расходуются их деньги. Попасть на экскурсию в ЦЕРН может каждый, надо только записаться заранее. Экскурсии бесплатные. Не упускают возможность познакомиться с передним краем науки школьники: за время нашего пребывания в центре ежедневно мы встречали по несколько школьных групп.

В ЦЕРН работают два музея, тоже бесплатные: интерактивный и музей науки с очень интересными экспонатами. Можно, например, самому посмотреть, как отличается радиационный фон от разных минералов. Крупногабаритные экспонаты, например камера Вильсона, расположены прямо под открытым небом. В лаборатории музея ЦЕРН гости получают прекрасную возможность самостоятельно провести несложные, но очень наглядные эксперименты. Оборудование легкое в сборке, а интерпретация результатов - наглядная, и такие лабораторные неплохо было бы организовать и для наших старшеклассников.

На всех экспериментальных установках центра специально выделены гостевые зоны. Даже помещение, из которого ведется управление коллайдером, отделено от гостей стеклом с переменной прозрачностью и звукоизоляцией. Посетители наблюдают за работой персонала, не мешая ему. Никакой дополнительной охраны, все открыто, только в некоторых местах висят таблички с просьбой соблюдать тишину. В гостевых зонах созданы специальные экспозиции, рассказывающие о каждой установке. Демонстрируется большое количество интересно сделанных фильмов, использующих 3D-технологии и прочие современные средства. На одном из ускорителей фильм проецируется прямо на установку, наглядно демонстрируя, где именно проходит пучок, где размещены магниты, а где - детекторы. Поскольку сейчас коллайдер готовится к запуску, то мы смогли спуститься под землю и побывать в залах, где установлены детекторы.

Экскурсоводы и лекторы - сотрудники ЦЕРН интересно и доступно рассказывают обо всем, это очень приятные люди. Нами, в основном, занимались российские специалисты, работающие в ЦЕРН, из Дубны, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также Мик Сторр, руководитель программ ЦЕРН для школьных учителей.

Жили мы в хостеле на территории ЦЕРН, где размещаются специалисты, приезжающие в краткосрочные командировки. "Население" площадки интеллигентное, похожее на наше в Дубне, только более молодое и интернациональное. Что касается нашей команды, то люди собрались потрясающие, яркие личности.

Интересующиеся могут найти много информации на сайте ЦЕРН, где в открытом доступе размещены фильмы и лекции. Материалы нашей школы доступны на сайте УНЦ ОИЯИ. Несомненно, такие экскурсии - дело полезное, особенно для учителей из провинциальных городков и сельских школ, поэтому организаторам поездки - большая благодарность.

Ольга ТАРАНТИНА


Отзывы участников

Не ошибусь, если скажу, что каждый учитель физики (и, возможно, не только физики и не только учитель) хотел бы посетить Европейскую организацию ядерных исследований. Такую возможность в очередной раз предоставили учителям-физикам ЦЕРН, Объединенный институт ядерных исследований и Центр национального интеллектуального резерва. Уже в шестой раз в Женеве прошла научная Школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ. ЦЕРН в этом году отметил 60 лет со дня своего основания, и вероятно именно этим обусловлена особенно богатая программа мероприятий: это и лекции для учителей, и посещение музея Микрокосм, медийного центра Глобус, экспериментальных установок, и выполнение лабораторной работы по конструированию камеры Вильсона, и встречи с учеными в рабочей и неформальной обстановке. Все материалы (презентации и видеолекции) выложены на сайте школы, и желающие могут с ними познакомиться.

Остановлюсь на том, что осталось "за кадром". Экскурсия по Женеве проходила в виде квеста. Участники разделились на группы, получили карту города, рабочий лист и приступили к выполнению заданий, двигаясь по предложенному маршруту. Маршрут был составлен настолько грамотно, что позволял познакомиться практически со всеми достопримечательностями города. Вопросы касались не только самих достопримечательностей, но и истории города и страны. Экскурсия в медийный центр Глобус также проходила в активной форме. На входе, после небольшой инструкции и вводного слова Мика Сторра, педагоги разделились на группы и получили маршрутный лист, который задавал ход экскурсии и акцентировал внимание на самых интересных экспозициях. На интерактивной карте можно было увидеть LHC, расположение детекторов, познакомиться со странами-участницами и наблюдателями Европейской организации ядерных исследований, в удобных креслах сферической формы прослушать лекции по различным темам.

Лекции проходили в различных аудиториях ЦЕРН, каждая из которых сама по себе представляла для нас большой интерес и в свете происходивших там исторических событий, и по оборудованию. Так, например, в аудитории IT Amphitheatre в здании 31 было впервые объявлено об открытии бозона Хиггса, и каждый из нас понимал, что именно на этой доске писались знаменитые уравнения, и, возможно, ты сейчас сидишь на том месте, откуда все это наблюдал нобелевский лауреат или знаменитый ученый. И эта сопричастность к современной науке, общение с учеными, работающими в ЦЕРН, создавали особую атмосферу.

Участие в школе учителей физики - это огромный позитивный заряд, общение с увлеченными коллегами-единомышленниками. Появляется масса новых идей: как сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, как мотивировать школьников к изучению физической науки. Именно такие мероприятия позволяют педагогу по-новому взглянуть на свою работу и избежать профессионального выгорания. Много добрых слов в адрес учителей услышали мы от организаторов школы. Как сказал Мик Сторр, "будущее науки в руках учителей", поскольку именно учитель является, по его мнению, тем коэффициентом умножения (multiplicative factor), который позволяет донести до учеников мысль о том, что наука живая и не ограничивается знаниями, представленными в школьном учебнике. Именно учитель может привить школьникам интерес к физике и ввести их в мир науки. Благодаря организаторам школы учителей программа продумана до мелочей, есть место и для серьезных мероприятий, и для досуга, за что им огромная благодарность. Так что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Программа ежегодная. Участвуйте!

Н.В.Ларионова (Саров, Нижегородская область)

Все было просто чудесно: приглашение, работа оргкомитета по оформлению наших документов с неизменной приветливостью, несмотря на нашу некоторую непонятливость, всегда доброжелательная реакция на все вопросы, помощь по любому поводу. Программа школы была так составлена, что мы все время были заняты, а вечером вопреки усталости общались друг с другом, ведь у школы очень широкая география. Вроде читала, смотрела много о ЦЕРН, но представить себе этого размаха не могла. Размаха не только в смысле физики и техники, а и в смысле человеческих отношений. Я до сих пор удивлена тем, как столько лет продолжается и поддерживается подобное научное сотрудничество. Вот об этом я пытаюсь всем рассказать.

В нашем лицее учатся только старшеклассники, так что мне проще, чем моим коллегам, донести все увиденное до детей. Я провела занятия с 10-11-классниками, на которых рассказала о том, что увидела, как нас принимали, с кем познакомилась. Чуть позже буду проводить предметные занятия по физике частиц с учениками 11-х классов. Также я провела семинар для учителей нашего района, призвав их подавать заявки на участие в следующих школах в Дубне и ЦЕРН.

Хочется сказать большое спасибо всем нашим лекторам. Мне особенно понравились лекции, экскурсии и личное общении с Александром Ерохиным, может быть потому, что область его интересов мне более понятна. Самое главное - я поняла, что, в общем-то, правильно учила детей, не исказив для них физической картины мира.

В.Ю.Битюрина (Нижний Новгород)

Хочу рассказать, как сработал коэффициент умножения в школе N215 Санкт-Петербурга. Я подготовила презентацию о ЦЕРН, коллайдерах и экспериментах, которые там проводятся. Постаралась сделать так, чтобы ребятам было понятно, зачем создавалась эта организация, какие цели поставлены, что именно и какими средствами изучается, показать современные достижения физики и техники. Очень важно было именно заинтересовать подростков. И рассказала о возможностях участия в различных программах, например, летней школе для студентов. Проводила уроки физики в каждом классе, чтобы, во-первых, охватить всех учеников, а во-вторых, больше внимания уделить каждому заданному вопросу, каждому ученику. И я точно знаю, что у некоторых ребят пробудился больший интерес к физике и современной науке в целом. Коллегам я также рассказала о поездке. И на методическом объединении учителей физики нашего района мы это тоже обсудим.

Л.С.Викулина (Санкт-Петербург)

Я оказалась первой и единственной участницей Школы из Армении. Мощный поток информации о современной физике, живое общение с высококлассными знатоками своего дела - физиками-лекторами, физиками-гидами, а также с коллегами из разных стран, посещение установок, где работают люди, просмотр познавательных фильмов об истории создания и принципах работы этих установок, посещение музеев, - доказывало, что это не сон, а действительность. Я не переставала восхищаться полетом человеческой мысли и стремлением претворить ее в жизнь. Узнала о современной физике, физических экспериментах, значимости измерений и технологий из первых рук. Кое-что было непонятно, но это не отпугивало, а наоборот, подталкивало к саморазвитию. Мик Сторр, Станислав Пакуляк, Николай Зимин, Александр Ерохин, Виктор Ким, Татьяна Медведева и все остальные лекторы помогли понять многое из того, что сильно повысило профессиональную компетенцию. Это были не только знания, а еще и манера общения, красивая и правильная речь. Для наших лекторов и "протончики", и магниты - живые, и вся система - живой организм. Как сказал Альберт Эйнштейн, если вы не можете что-то объяснить просто, значит вы не понимаете это достаточно хорошо. Все, с кем я общалась, еще и еще раз доказывали справедливость этих слов. Понять рассказы на английском языке нам помогали Елена, Анастасия и Юля, которые своим чутким отношением внесли вклад в успешное проведение школы. Особенно сложно было адекватно передать красноречие Мика, но Елена справилась с этим на высшем уровне.

Все детали программы, общение с коллегами из разных стран войдут в мою педагогическую копилку. Есть задумка по проведению некоторых он-лайн проектов между учениками и учителями школ из разных стран.

К.К.Самвелян (Ереван, Армения)
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер