Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 13 (4253) от 27 марта 2015:


N 13 в формате pdf
 

Их имена - в истории ОИЯИ

Жизнь, посвященная науке

24 марта в выставочном зале ДК "Мир" открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения одного из основателей Лаборатории нейтронной физики, члена-корреспондента АН СССР Федора Львовича Шапиро (1915-1973). На постерах представлены фотографии и документы, отражающие жизненный путь и научную биографию Ф.Л.Шапиро, историю создания и развития реакторов ИБР, современные исследования на спектрометрах модернизированного ИБР-2. Представление о личности и широте научных взглядов Федора Львовича можно получить из высказываний его коллег по ЛНФ, ФИАН, ФЭИ, Академии наук СССР.

- Живы следы его работ, живут его ученики, по инициативе одного из которых, Евгения Павловича Шабалина, и организована эта выставка, - сказал на открытии директор ЛНФ В.Н.Швецов. - Я, поступив на работу в ЛНФ, уже не застал Ф.Л.Шапиро, но первые слова, которые я услышал от А.В.Стрелкова, были о Федоре Львовиче. Все работы лаборатории выросли из предложений Федора Львовича и его коллег.

- Это очень нетривиальное событие, - подчеркнул вице-директор ОИЯИ М.Г.Иткис. - Нам очень важно помнить людей, создававших Институт, заложивших его научные основы, кому ОИЯИ обязан своим именем. Федор Львович - один из таких создателей. Об ультрахолодных нейтронах я услышал еще в Алма-Ате, а когда приехал работать в Дубну, мне сказали, что в Институте две современных лаборатории - ЛНФ и ЛЯР. Вся физика конденсированного состояния в СССР была заложена именно в ЛНФ - огромное направление исследований, которое процветает и сегодня, в эту лабораторию едут пользователи со всего мира. А мотором этих исследований был Федор Львович, его идеи опережали время, существовавшую экспериментальную базу. И важно, чтобы об этом узнала научная молодежь лаборатории, Института.

На горьких моментах биографии Ф.Л.Шапиро остановился В.И.Фурман, напомнив, как его, заместителя директора лаборатории, выдающегося ученого, не выпускали на конференцию за границу, а сотрудники КГБ однажды увезли прямо с рабочего совещания в лаборатории в Москву. Напомнил он и историю выборов Ф.Л.Шапиро в Академию наук СССР. На предварительном отборе его отсеяли, но на пленарном заседании кто-то из академиков вспомнил, что видел в списке Ф.Л.Шапиро и представил кандидата коллегам. В результате Федор Львович был избран в члены-корреспонденты АН.

- Сегодня молодежь знает об Эйнштейне, Ландау, Капице, но не слышала о Шапиро, - посетовал Е.П.Шабалин. - Благодаря ему началось восхождение наших импульсных источников нейтронов - от первого, киловаттного ИБР до 2-мегаваттного ИБР-2. Предлагая новые эксперименты, Федор Львович понимал, что один киловатт не годится, нужна в тысячу раз большая мощность. Он сказал первое слово в истории создания ИБР-2. И в доказательство Евгений Павлович процитировал фрагмент из своей документальной поэмы "ИБР - это жизнь".

- Илья Михайлович Франк настолько ценил и выделял способности Федора Львовича, что предоставил ему полную свободу, - отметил А.И.Франк. - И здесь проявилась, в определенном смысле, связь поколений и морально-этическая преемственность той интеллигенции. В свое время Илья Михайлович, интересовавшийся оптикой, пришел к С.И.Вавилову в ФИАН, чтобы заниматься ядерной физикой, и ему была предоставлена полная свобода...

- Для меня он, прежде всего, хороший человек, - подчеркнул А.В.Стрелков. - Единственный человек, у которого произведение человеческих качеств на ум намного превосходит все, что я видел в жизни. Мы дважды в год, в день рождения и день смерти, приезжаем на его могилу. В науке он был гроссмейстером, игравшим на многих досках. Всегда то, что он говорил, было правильно. Он никогда ни на кого не давил, мог взять на себя ответственность в нужный момент. Неизвестно, когда бы состоялось открытие ультрахолодных нейтронов, если бы Федор Львович не настоял, один против всех, на продлении работы планировавшегося к выводу из эксплуатации ИБР. А единственной его отрицательной чертой было то, что он очень много курил.

...На одном из постеров была приведена формула Шапиро, позволяющая оценивать качество импульсного источника. Наверное, была еще и другая формула, формула его личности, поддерживающая больше сорока лет любовь и уважение всех, кто знал Федора Львовича.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Павла КОЛЕСОВА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер