Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 17 (4257) от 17 апреля 2015:


N 17 в формате pdf
 

Их имена - в истории науки

Притяжение Шапиро

6 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения одного из основателей Лаборатории нейтронной физики, члена-корреспондента АН СССР Ф.Л.Шапиро. В этот день на мемориальный семинар в Доме ученых ОИЯИ собрались сотрудники и ветераны лаборатории - не только российские, но и из других стран-участниц ОИЯИ. Вспоминали Федора Львовича. Ясность мысли, необычайная простота изложения сложных вопросов, присущие блестящему теоретику и великолепному экспериментатору, щедрому на идеи, внимательному к чужим проблемам, обаятельному человеку, - эти характеристики Ф.Л.Шапиро повторялись от доклада к докладу.

Федор Львович, - сказал на открытии В.А.Матвеев, - один из тех, кто создавал Лабораторию нейтронной физики и Институт. Мы гордимся той атмосферой, к которой он причастен, - атмосферой сотрудничества, творческих порывов. Ф.Л.Шапиро пришел в лабораторию сложившимся ученым по приглашению И.М.Франка, знавшего его по работе в ФИАН. Он сыграл огромную роль в формировании научной программы исследовательского реактора ИБР, в развитии экспериментальной техники нейтронных исследований, новых методов исследований, получивших распространение в других лабораториях мира. Хочу поблагодарить воспитанников Федора Львовича, которые бережно хранят память о нем и передают ее своим ученикам.

- Я бы хотел акцентировать внимание на человеческих качествах Федора Львовича, его гражданской позиции, - начал свое выступление научный руководитель ЛНФ и директор ПИЯФ НИЦ "Курчатовский институт" В.Л.Аксенов. - Это мне кажется чрезвычайно важным, может быть, это главное, что осталось в памяти тех, кто с ним работал, и передается сотрудникам из поколения в поколение. В Дубне сложился тандем двух выдающихся людей - Федора Львовича и Ильи Михайловича, заложивших основы, на которых мы стоим.

Виктор Лазаревич напомнил два нетривиальных момента из биографии Ф.Л.Шапиро. Первый - когда он принял на работу в ЛНФ А.В.Воронеля, друга писателя Ю.М.Даниэля, вспомним политический процесс, который в то время шел над ним и А.Д.Синявским. Второй - Федор Львович пригласил, несмотря на давление со стороны КГБ, на лабораторный семинар А.Д.Сахарова. "Он выдающийся ученый, учитель, но когда это сочетается с такими моральными основами, то дает результат, который мы имеем сегодня".

Директор ЛНФ В.Н.Швецов выступил с докладом "Научное наследие Ф.Л.Шапиро и сегодняшний день ЛНФ" и не только познакомил с его научной биографией, но и привел в пример его идеи, которые успешно реализуются сегодня.

- Это было чудо и с точки зрения человеческих качеств, и науки, - начал свое выступление А.В.Стрелков, рассказавший несколько ярких эпизодов из жизни Федора Львовича. - А то, что они с Ильей Михайловичем образовали замечательный тандем, подтверждает открытие ультрахолодных нейтронов в августе 1968 года. Реактор ИБР планировали останавливать, персонал собирался в отпуск. Шапиро просил дать ему еще немного времени. Франк отвечал: "В науке блицкригов не бывает, через год-другой повторим эксперимент..." Шапиро продолжал настаивать, и Франк понял его правоту и продлил время работы реактора еще на две недели. Открытие состоялось.

Федор Львович, заместитель директора лаборатории, не имел секретаря, и зайти к нему мог любой, стоило только заглянуть в комнату. "О чем будет разговор? О физике? Заходите!". О науке он мог говорить везде - по дороге в столовую, во время обеда, в электричке. Он первым распознал в маломощном (1 кВт) первом ИБР большие возможности, инициировав создание ИБР-2. Выступление А.Д.Сахарова, не сотрудника Института, на лабораторном семинаре Федор Львович умудрился, несмотря на сопутствующие неприятности, издать препринтом ОИЯИ - во главу угла он ставил физику. "В декабре 1972-го, в день операции Федора Львовича, мы, 16 сотрудников, сели на первую электричку и поехали в Москву, в институт Бурденко. Просто стояли и ждали результатов операции, готовы были отдать свою кровь. Его нет с нами уже 42 года, но дважды в год - в день его рождения и в день смерти - мы приезжаем на Донское кладбище", - завершил свое выступление Александр Владимирович.

С докладом "Ф.Л.Шапиро и базовые установки ЛНФ" выступил Е.П.Шабалин. Он напомнил, что Федор Львович не участвовал в создании первого ИБР, но внимательно следил за ходом его пуска. А затем начал инициировать нас: "Думайте, как повысить мощность - 3-6 кВт маловато!" Нам удалось, используя гелиевое охлаждение вместо водяного, поднять мощность до 50 кВт. На это Федор Львович отреагировал: "50 кВт - мало. Надо в 10-20 раз поднять!" Я заметил, что в такой конструкции реактора увеличить мощность нельзя. "Я разве говорил, что в этой конструкции? Надо придумать новую, чтобы была большая мощность".

"Старые и новые истории об ультрахолодных нейтронах" рассказал Альберт Штайерл (Университет Род Айленда, США), вспомнив различные забавные эпизоды, которые случаются в ходе экспериментов. С докладом "Открытие УХН - героический период" выступил Александру Стойка (Окриджская национальная лаборатория, США), работавший в ЛНФ с 1975 по 1979 годы под руководством А.В.Стрелкова. Работал с Федором Львовичем, но не смог лично участвовать в семинаре Тодор Русков (ИЯИЯЭ, Болгария), его доклад представил А.В.Стрелков. Федор Львович был одним из первых, кто обратил внимание на эффект Мессбауэра. Он предложил использовать его для наблюдения смещения частоты фотона в гравитационном поле. Шапиро предложил классическую, не квантовую, теорию эффекта Мессбауэра. Когда Рудольф Мессбауэр приезжал в Дубну и обсуждал с Федором Львовичем эксперимент на цинке, то удивлялся глубине его понимания этого эффекта. Эти исследования Т. Русков продолжил, уже уехав из Дубны.

Свои воспоминания "Динамические поляризованные нейтроны" представил и В.И.Лущиков (НПЦ "Аспект"). Федор Львович предложил метод поляризации пучка нейтронов, пропуская их через поляризованную протонную мишень. В те годы поляризованными нейтронами занимались только три группы в мире, поскольку эти эксперименты были очень сложными. За 20 лет с 1957 года были проведены удачно только два эксперимента, один - по инициативе Шапиро.

- Федор Львович был удивительный человек, - рассказал Владислав Иванович вашему корреспонденту. - Он говорил, что нейтронная физика - это наука, которая позволяет узнать всю физику, и чтобы заниматься ею, нужно знать все физические аспекты, и сам оправдывал это утверждение. Он обладал какой-то невероятной интуицией: любую новинку в физике, в экспериментах тут же переваривал, адаптировал и подстраивал под свои цели.

Об "УХН в Институте Лауэ-Ланжевена" и истории этого научного центра, об открытии УХН с обеих сторон "железного" занавеса рассказал Питер Гельтенборт (ИЛЛ, Франция): УХН с 1960-х остаются привлекательной темой для многих исследователей. ИЛЛ последние 30 лет остается лучшим местом, где можно заниматься физикой УХН, и многих из присутствующих я вижу на установках ИЛЛ, где отвечаю за источник ультрахолодных нейтронов.

- Сколько, по-вашему, он будет удерживать первенство?

- Конкурентов в ближайшем будущем я не вижу, хотя появятся новые источники в Европе, Японии, Америке, - по крайней мере, из тех, которые уже на подходе, доступны пользователям и обладают высокой интенсивностью.

Доклад Валерия Несвижевского (ИЛЛ, Франция) назывался "Изображение УХН в квантовой механике", но начал он свое выступление так: "Я - "вторая производная" школы Шапиро, но первая, его ученики, настолько ярко рассказывают о Федоре Львовиче, что у меня такое впечатление, будто я его хорошо знаю...".

С 1963-го работал в ЛНФ доктор Ласло Чер (Институт физики твердого тела и оптики, Венгрия): "Я проработал в ЛНФ при жизни Федора Львовича семь лет. У нас не было совместных публикаций, но мы часто обсуждали все возникающие вопросы - к Федору Львовичу я всегда мог обратиться. Иногда он вызывал меня и Ю.М.Останевича, и возникала дискуссия. Или работаем мы на реакторе, время - полночь, и вдруг появляется Федор Львович: "В чем проблема?" С ним всегда было легко общаться, не ощущалось, что он - начальник. При этом я понимал, что он на голову выше, но держал себя так, что эта разница не ощущалась. Был у него такой забавный педагогический метод: обсуждать проблему, вроде бы консультируясь с нами. Но позже я понял, что он всегда заранее знал решение и хотел, чтобы мы подключились к поиску, мотивировал нас таким образом. А человек он был мягкий, какого-то давления с его стороны мы никогда не ощущали. Его потенциал притяжения собирал и удерживал людей вокруг проблемы, ситуации. Как Земля удерживает Луну, так и он удерживал коллег на "научной орбите", вокруг какой-то научной темы, задавая граничные условия, меняя их, и так аккуратно следил, что нам это было абсолютно не заметно".

- А вы, когда сами стали профессором, применяли педагогические приемы Федора Львовича к своим студентам?

- Я как раз собираюсь рассказать об этом в своем выступлении. Это, во-первых, мягкое, ненавязчивое подведение к проблеме, а второе - Федор Львович всегда искал самые глубокие, фундаментальные проблемы. И я тоже пытаюсь и себе, и своим студентам задавать нерешенные вопросы. Мир движется вперед, если решаются фундаментальные задачи. Находить их и делиться со всеми - прекрасное качество Федора Львовича, он был в интеллектуальном смысле богатый и щедрый человек и не держал свои идеи в секрете. Если их реализовывал кто-то другой, это его только радовало. Поэтому я часто говорю своим студентам: "Попробуйте вести себя так же, как Шапиро".

О современном состоянии исследований конденсированных сред в ЛНФ, вкладе Ф.Л.Шапиро в их развитие, истории отдела конденсированных сред рассказал А.М.Балагуров. Приведу завершающие слова его доклада: "Идеи, работы, выполненные в начале 1970-х под руководством и по инициативе Федора Львовича, превратились в мощное направление исследований конденсированных сред. Ясные перспективы дальнейшего развития, комплекс спектрометров модернизированного ИБР-2 позволяют решить практически любую задачу".

В докладе "Современный нейтронный ландшафт Европы" директор ПИЯФ НИЦ "Курчатовский институт" В.Л.Аксенов познакомил с состоянием нейтронных источников в Европе и мире.

К семинару были переизданы труды Ф.Л.Шапиро, постерные работы представили молодые сотрудники ЛНФ - лауреаты стипендии его имени разных лет, но главное, что ощущалось на этой встрече, - и через сорок лет неослабевающие любовь и уважение учеников и коллег к этому удивительному человеку.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер