Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 44(4284) от 30 октября 2015:


N 44 в формате pdf
 

Совещания

Проект NICA: мы находимся на подъеме

Заседание экспертного комитета MAC (Мachine Аdvisory Сommittee) по проекту NICA стало, пожалуй, самым ярким и активным совещанием года. Предыдущее собрание экспертов, а среди них представители крупнейших научных центров: ЦЕРН, Юлих, GSI, FAIR, FNAL, BNL, Университета Токио, российских ИЯФ СО РАН, ИТЭФ, НИЦ "Курчатовский институт", - проходило два года назад. Все это время работы по проекту NICA не останавливались ни на минуту. И если на предыдущих заседаниях обсуждались параметры и конструкции, отраженные на бумаге и презентационных досках, в этот раз было что показать в реальности - восстанавливаются исследовательские корпуса, начались строительные работы, завезено оборудование для основных систем, работает фабрика по производству сверхпроводящих магнитов, модернизированный Нуклотрон предоставляет время на пучках для физических экспериментов.

В комнате конференций ЛФВЭ, где проходило заседание, дискуссии и вопросы возникли практически сразу после первых основных докладов: члены-корреспонденты РАН Г.В.Трубников и И.Н.Мешков доложили о ходе работ по комплексу NICA, а профессор В.Д.Кекелидзе рассказал об эксперименте на выведенных пучках Нуклотрона BM@N, детекторной части проекта - MPD и SPD, а также о физической программе будущего мегапроекта NICA.

"Работа началась активно, - отметил в интервью журналистам председатель MAC Борис Шарков (FAIR). - Первые два доклада произвели мощное впечатление. Видно, что за два года, прошедших с прошлого заседания МАС, произошел колоссальный прогресс в проекте. Очень существенный момент в том, что международное признание, или, как мы говорим, visibility, видимость этого проекта на международной арене, возросло существенно. Это означает, что международное сообщество относится к этому проекту с большим уважением, вниманием и рассматривает его как часть общеевропейской, общемировой науки. Это заслуга команды, которая ведет проект.

После первых двух докладов перешли к техническим. И сразу возникла очень активная дискуссия. Поскольку члены МАС - эксперты мирового класса из ведущих ускорительных лабораторий Европы, Америки, Японии разбираются в этом деле досконально, они сразу среагировали на проблемы, существующие, например, в магнитной оптике малого кольца, стабильности пучков, дизайне структуры ускорителя. То есть сразу взялись за дело. И мне это очень нравится, поскольку моя позиция как председателя МАС очень простая - чем жестче, чем требовательнее будет экспертный комитет, тем надежнее в итоге получится машина, она будет выдавать те параметры, которые запланированы. И физики будут только радоваться".

MAC по проекту NICA был организован несколько лет назад. Помимо регулярных заседаний "лицом к лицу", шесть раз в год эксперты собираются на обсуждение в режиме видеоконференций. "МАС - не только важный консультативный элемент, - говорит директор ЛФВЭ Владимир Кекелидзе. - Эксперты не только проводят "критическую ревизию", но и дают советы, как нам лучше сделать ту или иную систему. В том числе даже велись параллельные расчеты, чтоб проверить динамику пучка, например определить, какая будет магнитная структура коллайдера. Мы благодарны, что члены МАС разделили с нами это бремя, эту ответственность, и, думаю, им тоже приятно участвовать в таком крупном международном проекте, каким является наша NICA. Мы находимся на подъеме, они это чувствуют и активно включаются в процесс".

В повестке дня заседания - порядка 20 докладов по направлениям ускорительного комплекса: коллайдер, бустер, каналы, инжекционная цепочка, источники, система охлаждения, диагностика, электроника, управляющие системы и так далее. Половина докладчиков - молодые руководители. На предыдущем, "очном" заседании экспертами были заданы вопросы, и, несмотря на то что ежегодный отчет по NICA содержит детальные ответы и обоснования, в этот раз руководителям направлений предстояло не только ответить на каждый из них подробнейшим образом, но и показать, что сделано на практике.

"Такие заседания мобилизуют команду необыкновенно, - говорит вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников. - Последние три недели мы детально обсуждали проекты своих докладов, уточняли таблицы с параметрами, искали ошибки и опечатки в документах, которые издавались раньше, то есть проводили ревизию официальных документов, информации на сайте и так далее... После модернизации Нуклотрона, когда мы уже начали работать на физиков, сейчас, конечно, главное желание экспертов - увидеть своими глазами оборудование, которое изготовлено для бустера, линака, коллайдера, каналов.

Тем не менее есть несколько серьезных вопросов с точки зрения параметров коллайдера. Несмотря на то что конфигурация уже зафиксирована, вот-вот начнется серийное изготовление магнитов, большая часть систем спроектирована и заключены контракты на их изготовление, - эксперты от нас постоянно требуют улучшений и идей для организации последующего апгрейда машины. И сегодня они, обсуждая доклад Олега Козлова по структуре, отметили, что оптимизация оптической структуры, или, как мы называем, латиса, будет не менее активной даже когда коллайдер будет построен. Основной акцент на этом заседании делается именно на будущее, когда комплекс будет собран и начнутся первые эксперименты с пучками. Эксперты задают вопрос - а что после 2020 года, какие новые возможности комплекса можно добавить без каких-либо кардинальных изменений? Это все надо предусмотреть сегодня...

Еще один важный аспект, на который обращают внимание эксперты: стратегия, риски, правильное планирование, технические резервы и запасы, в случае если по каким-то причинам будут задержки с поставками оборудования, запуском или финансированием. Вопросы по кадрам возникают практически после каждого доклада - как ведется работа по подготовке квалифицированных специалистов, которые будут обслуживать новый комплекс".

В первый день заседания после докладов участники были приглашены на экскурсию по объектам строящегося комплекса. "Задача этого комитета понятна, - делится мнением эксперт МАС Валерий Лебедев (FNAL), - предстоит использовать накопленный опыт и передать следующим поколениям. Я работаю в Фермилабе, на Тэватроне, где в свое время был самый главный эксперимент в мире по физике высоких энергий. Как известно, когда заработал LHC, мы отключились. Накопленные знания мы стараемся передать здесь. И чем мне нравится NICA - это проект недорогой в сравнении с Тэватроном или LHC, но он очень наукоемкий с точки зрения ускорительной физики. Практически все методы, которые используются в ускорительной физике, присутствуют в проекте NICA. С этой точки зрения проект для России совершенно фантастический. Предыдущее совещание проходило два года назад, и то, что было на данный момент представлено, показывает, что эти годы не прошли даром".

Второй день был посвящен общей дискуссии, составлению отчета и рекомендаций для проекта NICA. Кроме того, было выделено время для небольших докладов по состоянию близких по тематике проектов, в том числе "братского" FAIR, - учитывая недавнюю ревизию проекта немецким министерством науки и образования, многие опасались сокращения финансирования или закрытия научных направлений - частей большого проекта FAIR. Опасения развеял директор FAIR Б.Ю.Шарков: "Наш проект финансируется 10 странами. Германия - крупнейший вкладчик, ее доля составляет 70 процентов. Второй по величине вкладчик - Россия. Ситуация достаточно надежная, она стабилизировалась после заседания нашего комитета наблюдательного совета. Все страны полны решимости финансировать проект. Более того, в полной версии все четыре научных направления, запланированных изначально, так и будут реализованы. Это серьезное решение наших стран-участников. Сама машина, компоненты детекторов развиваются очень активно, работы идут в хорошем взаимодействии с ОИЯИ, это очень важное для нас сотрудничество. Что касается стройки, в Германии все двигается очень трудно, когда речь идет о бюджетных средствах - ужесточенные требования и так далее. Это наша головная боль, но мы делам все возможное и рады, что поддерживаем друг друга. FAIR и NICA мы рассматриваем как дополняющие друг друга проекты. Эти задумки, которые мы изложили лет пять назад, сейчас сработали. Для FAIR и NICA в ЛФВЭ ведутся тестирование сверхпроводящих магнитов, разработка детекторов, подготовка экспериментов на Нуклотроне. Все это зримые черты того, что сотрудничество является плодотворным и будет развиваться в дальнейшем, чему лично я очень рад".

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер