Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 49(4289) от 11 декабря 2015:


N 49 в формате pdf
 

Отчет о командировке

NEC'2015: встречи в Черногории

(Продолжение. Начало в NN 47, 48)

Дуэт из Санкт-Петербурга

Они были узнаваемы и легко находимы - в своих синих футболках с эмблемами конференций по грид-технологиям, которые традиционно проводятся в ОИЯИ раз в два года. И, наверное, постоянное и тесное общение со студенческой университетской средой наложило на них отпечаток совсем не академической раскованности. Знакомьтесь: Александр Владимирович Богданов, Александр Борисович Дегтярев, Санкт-Петербургский университет.

А.Б. Когда в 1972 году я закончил Ленинградский университет и остался там работать, моя вторая командировка, месяца через два-три, была в Дубну. Хотя сам я чистый математик (матфизик), мой шеф был чистым теоретиком. Он очень дружил с Лабораторией теоретической физики, и мы с ним как раз в Дубну и поехали. С тех пор были разные приливно-отливные волны, и в какой-то момент я прибился к компьютерной тематике.

Первый суперкомпьютер в Россию ввезли именно мы, и первый суперкомпьютерный центр открытого доступа открылся у нас. И мы стали взаимодействовать уже не с ЛТФ, а с ЛИТ ОИЯИ. Тогда и познакомился с этими замечательными ребятами, и выяснилось, что у нас очень много общих проблем. По сравнению с ЛИТ мы находимся в выигрышном положении, потому что у нас нет никаких "обязательств перед человечеством", мы занимаемся как бы чем хотим. И потому можем работать над перспективными проблемами, делать в общем интересные вещи. И нарабатывать много того, чего бы не смогли, находясь под таким давлением, как Володя Кореньков. Много из того, что мы делаем, внедрить невозможно, потому что никто не заинтересован. А ребята здесь, которые реально отвечают за работу, заинтересованы во внедрении наших идей и результатов. Сейчас сложилось все фактически так, что самый интересный для нас партнер по сотрудничеству - это ЛИТ, Дубна.

Поскольку это все нормально развивается, и Александр Борисович (присутствующий при этом Дегтярев - Е.М.) более-менее берет все в свои руки, и я уже могу потихонечку отходить, я вспомнил, что начинал как матфизик, физик-теоретик, и снова вернулся к дружбе с Лабораторией теоретической физики. У меня был такой период, когда мы много взаимодействовали по научно-организационной линии. Долгое время я работал в Миннауки и был директором федерального научного центра, и мы очень много работали вместе с Владимиром Георгиевичем Кадышевским. Когда наши отношения переросли в дружеские, он с удивлением узнал, что первым уравнением, к которому я применил свой метод, было уравнение Кадышевского-Тер-Мартиросяна. Таким образом он выяснил, что, оказывается, я занимаюсь вещами, которые близки его коллегам в ЛТФ ОИЯИ. А когда Володи не стало, мы решили отношения направить по двум линиям: ЛИТ и ЛТФ. Сделали это на официальном уровне, подписали договор о сотрудничестве между СПбГУ и ОИЯИ. Открываем базовую кафедру, то есть сотрудничество становится на прочные основы.

А.Д. Плюс к этому Володя Кореньков у нас председатель государственной аттестационной комиссии по магистратуре. То есть восстанавливаем былые связи и направляем немало молодых ребят на практику, на семинары, конференции в ЛИТ ОИЯИ. Вот здесь на молодежной школе от нас семь студентов и аспирантов. А когда денег было мало, на конференции студентов наши сотрудники отвозили на своих машинах. Загрузим три-четыре машины - и на учебу! А поскольку все конференции нашей серии достаточно демократичные, регистрационные взносы небольшие, а контакты обширные, нам удалось не одного-двух человек, а большую команду внедрить, которая показала, на что она способна. После этого Володя (Кореньков - Е.М.) заинтересовался: некоторые вещи, над которыми мы задумывались и нашли решения, оказались полезными для Дубны. Например, задачи, связанные с менеджментом и, как бы это сказать, с мониторингом ресурсов на гибридных кластерах. А у нас для их решения уже инструментарий есть. И сейчас сложилась такая благоприятная ситуация, когда деятельность обеих групп уже переплелась настолько, что планы ЛИТ можно продвинуть совместными усилиями, а мы не знаем, куда дальше двигаться, пока не знакомы в деталях с планами их развития. Сейчас наши взаимоотношения, я считаю, на идеальном уровне. Просто надо, чтобы все соглашения, которые мы подписали, вступили в силу. И я думаю, что все идет к обоюдной пользе.

А.Б. Изначально разговор шел о работе с большими данными. Оказалось, что наши наработки достаточно актуальны и в этом направлении. А это ведет к "Курчатовскому институту", на который мы выходим через Гатчину. Комьюнити-то наше относительно небольшое...

- А в этом треугольнике: Санкт-Петербург - Москва - Дубна, - как вы Москву ощущаете?

А.Б. Не так тесно, как хотелось бы. Конечно, мы гораздо дальше продвинулись в перспективных разработках. Мы больше взаимодействуем с зарубежными партнерами. У нас были очень тесные отношения с SARA - голландским центром, мы дружили с GMD-центром в Германии, Санкт-Августине, с американскими университетами. У них все-таки есть группы, которые далеко впереди бегут в науке, а кроме нас фактически никто этим в России не занимается.

А.Д. Мы говорим об идейном плане, потому что для осуществления наших проектов ресурсов не хватает. Здесь нужны такие крупные центры, как Дубна, как "Курчатник", - с немалыми средствами и хорошим организационным ресурсом, инфраструктурой. При всех возможностях нашей группы человек в двадцать их все-таки мало. Для генерации новых идей оказывается достаточно. И, конечно, для проверки этих идей. И если бы мы не сидели полностью на нашем ресурсном вычислительном центре, то мы бы не смогли опробовать большое количество...

А.Б. Мы его фактически приватизировали, там на всех больших постах наши люди и весь инструментарий всегда под рукой... Директор этого центра Валерий Иванович Золотарев наш очень хороший давний друг.

- Да, человеческий фактор всегда и везде был важен... Ваши пожелания коллегам в ОИЯИ к юбилею?

А.Б. Увеличивать количество людей на ключевых направлениях. Когда один человек вынужден закрывать собой три направления, это не очень хорошо. Они, правда, говорят: кадров нет, - готовьте! Ну вот, мы кафедру открыли, будем готовить...

А.Д. Наша жизнь какая? Отчитали лекции и свободны от обязательств. То большое количество студентов, которые у нас есть, нас со всех сторон прикрывает. У Володи тоже большой подпор, есть студенты в Университете "Дубна", но, видимо, не хватает. Так что желаем и новых идей, и нового творческого пополнения со стороны молодежи!

Большие данные требуют совместной работы

Алексею Климентову "для затравки" я рассказал о тех историях, которые мне здесь поведали ветераны, и которые хранятся на сайте, созданном одним из фотолетописцев и хроникеров NEC... И о том, что уже услышал от нового поколения участников NEC...

- С чем вы приехали сюда и каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого направления?

- Сам я выступаю завтра, а наша группа, в которую входят в том числе и сотрудники Лаборатории информационных технологий, представляет семь докладов. И все они связаны с тем, что физика высоких энергий, в частности эксперименты на LHC, это эксперименты с большими данными. И не просто большими - но и сложными, их трудно отбирать, но мы знаем, как это делать. У нас есть самые разные направления, начиная от того, как лучше организовывать хранилища этих данных и отходить от классического подхода, когда используется реляционная база данных, к подходу, когда строится гетерогенное хранилище, где есть реляционная и нереляционная части. Это делается в прозрачном для приложений к физике высоких энергий и ядерной физике формате, до того, как использовать суперкомпьютеры. И те люди, которые вышли из Лаборатории информационных технологий или частично в ней работают, играют ведущую роль. Потому что ими придуман подход, реализован для ATLAS на научном суперкомпьютере номер один - это TITAN в Америке. И он же повторен на суперкомпьютере "Курчатовского института". И этот же подход будет применяться на нижегородском суперкомпьютере. Это действительно универсальное решение.

Как это будет развиваться? Есть следующий проект, который мы опять же будем делать вместе, потому что, как вы уже сказали, мы уже много лет здесь, и мы работаем вместе, и нам нравится работать вместе... Я имею в виду и Дубну, и ЦЕРН, и Брукхейвенскую национальную лабораторию, и "Курчатовский институт" (в рамках мегагранта правительства России), - это попытка создать некоторую киберинфраструктуру, включающую в себя мощности не только грида, но и суперкомпьютеры, университетские кластеры...

Это глобальная задача. Но она очень важна для следующего сеанса на Большом адронном коллайдере, когда количество данных возрастет в сто раз. Как ее решать - над этим мы сейчас думаем. Но у нас уже есть задел - мы пытаемся создать федеративное общедисковое пространство. Допустим, диск, который находится в Санкт-Петербурге, и диск, который находится в Москве или в Дубне, выглядят для пользователя как один. Такую федерацию этого ресурса мы пытаемся создать. Я думаю, что этот большой проект будет развиваться успешно.

Если обратиться к афоризмам моей университетской юности, то, как говорил Аристотель, целое больше, чем составляющие его части. В этом смысле сейчас у нас есть составляющие части - эти разрозненные компьютерные острова: есть грид, есть суперкомпьютерные центры, которые долгие годы были совершенно независимы и не взаимодействовали с нами, есть университеты, и объединение их, по Аристотелю, в целое должно дать предсказанный классиком эффект.

- Эффект Аристотеля...

- Эффект Аристотеля, да.

- Я обратил внимание, что вы с коллегами в рамках совещания собирались отдельно и обсуждали какие-то свои, очевидно, проблемы.

- Проблема состоит в том, что даже внутри ЦЕРН очень тяжело договориться, когда тема выходит за рамки одной группы. И это специальное рабочее совещание, которое мы здесь проводили, было нацелено на то, чтобы получить от ЦЕРН согласие на полноценное участие в этом проекте. Чтобы они между собой договорились. Потому что остальные игроки на этом поле: Дубна, DESY, "Курчатовский институт", Брукхейвен, - как ни странно, об этом договорились, а две группы ЦЕРН не смогли придти друг с другом к соглашению. И мы попросили организаторов конференции, чтобы нам выделили специальный день, и мы, около тридцати человек, закрылись в этот день в предоставленном нам помещении. И в результате будет проект, который пойдет под эгидой WLCG, и Ян Берд с этим согласен. И мы, переложив на церновского коллегу эту проблему, остались очень довольны.

- Ну и общие впечатления от Черногории, может быть, пожелания организаторам будущих симпозиумов?

- Есть конференции на Тайване, и когда на банкете произносят тосты, говорят, что эти конференции интересны своим хлебосольством и своим меню. И я считаю, что конференция, которая происходила здесь, перекрыла тайваньскую по всем пунктам - и по хлебосольству, и по меню, и по организации.

- Поскольку симпозиум посвящен 60-летию Института, что вы хотели бы пожелать вашим коллегам в Дубне?

- Чтобы они нас не бросали, потому что тем много, интересов много, все люди разносторонние... И чтобы то, что мы с Владимиром Васильевичем Кореньковым шесть лет назад начали, продолжалось. Это интересно всем, в том числе и людям, которые представляют промышленность, Это интересно и компании "Супер Микро", и Яндексу, с которым мы организуем общие семинары (очередной: Брукхейвен, Дубна, - пройдет в Москве и Дубне в декабре). У нас очень много совместных планов, и дай бог здоровья всем, чтобы это развивалось.

Евгений Рябинкин, "Курчатовский институт", с предыдущим моим собеседником знаком не понаслышке, да и вообще, как я здесь убедился, между многими участниками существуют прочные профессиональные и человеческие связи.

Евгений Рябинкин (слева) с коллегами из Дубны и Санкт-Петербурга.

- Впечатления? Как сказал профессор Климентов, очень свободная программа. Наверное, потому что солнце, воздух... Организаторы, я считаю, все чудесно продумали.

- Чем вы занимаетесь сейчас у себя дома?

- Мы пытаемся содержать в порядке вычислительное хозяйство "Курчатовского института".

- То есть к Tier1 имеете прямое отношение? Сколько у вас там примерно молодежи?

- Примерно человек 15-20, а вообще все это хозяйство поддерживает примерно человек 50. Как раз сегодня будет моя презентация.

- С Дубной отношения поддерживаете?

- Конечно. На самом деле то, что организовал Вячеслав Андреевич Ильин, было попыткой сделать распределенный Tier2 для LHC. Это не совсем получилось, потому что каждый сайт все-таки сам работает, но удалось познакомить с этим людей, организовать конференции, главный источник конференций, кроме международных, это Дубна. А были еще времена, когда конференции проводились в Протвино. Елена Слабоспицкая, Юра Лазин и другие этим занимались. Там многие люди познакомились друг с другом, и возник какой-то коллектив системных администраторов и всяких других людей, которые общаются друг с другом, решают какие-то проблемы, свои, чужие. Встречаемся на конференциях, по почте общаемся, приезжаем в ЦЕРН. А это такая точка, где все собираются, все друг друга более-менее знают, и все это можно назвать коллаборацией, которая людей объединяет.

Так что это был долгий ответ на вопрос, знаем ли мы людей из Дубны. Да, мы знаем, и они тоже нас знают. Здесь все крутится вокруг грида, вычислительной, сетевой инфраструктуры.

- Может быть, вас что-то заинтересовало здесь из так называемых смежных областей, что-то новое, что может пригодиться?

- Здесь так получается для меня, что самое интересное это не доклады, а возможность найти людей, посидеть с ними, поговорить просто так, без докладов. Доклады, вы же понимаете, попытка запихнуть что-то в формальные рамки. Там много каких-то формальностей. А в разговорах просто так можно все эти вещи обойти и поговорить о деле. Организаторы умные люди, и не только хотят полежать на пляже, они все-таки думают, что делают. Еще лет пять назад я этого еще не понимал, а сейчас начинаю...

- Каков ваш научный статус, образование?

- Я абсолютно без статуса, оканчивал никому не известный ныне Институт естественных наук и экологии. На самом деле в "Курчатовском институте" есть школа с довольно сильным физматклассом, где преподают очень сильные физики и математики - сотрудники института. И образование было продолжено в этом институте, сейчас он под Физтехом, называется нанобиотехнологий и социо-гуманитарных наук.

- Пожелания коллегам в Дубне?

- Здоровья! Оно нужно, чтобы это все поддерживать. И чтобы не забывали, что мы есть друг у друга. Но с этой стороны все довольно хорошо.

(Продолжение следует.)

Евгений МОЛЧАНОВ, Будва-Дубна,
фото Николая ГОРБУНОВА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер