Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 28(4268) от 26 июня 2015:


N 28 в формате pdf
 

Интервью в номер

Физика без фокусов

Сегодня завершается школа для учителей физики, организуемая в ОИЯИ уже в шестой раз. Пять дней, которые провели в Дубне двадцать учителей и девять учащихся из школ Белоруссии, Болгарии и разных уголков России - из Карелии и Крыма, Волгограда и Красноярского края, были очень насыщенными. Программа включала лекции и экскурсии, реальные - по лабораториям Института и виртуальные - по экспериментам ЦЕРН, лабораторный практикум, конференции для учителей и для учащихся, знакомство с Университетом "Дубна".

Никакая школа, организованная Учебно-научным центром ОИЯИ, не обходится без увлекательного экспериментального практикума, который готовит и проводит сотрудник УНЦ Иван Алексеевич Ломаченков. Не обошлась и эта - после первого знакомства с ОИЯИ началась "экспериментальная часть": проектная работа в физическом практикуме для учителей и лабораторные для учащихся. И хотя Иван Алексеевич предупредил, что "тут без фокусов - сплошная физика", опыты были из разряда "не верь глазам своим". Как можно без специального оборудования показать явление дифракции? Можно - с помощью луча лазерной указки на миллиметровых делениях линейки. А загадочное воздействие света на свет, когда свет от обычной электрической лампочки сдвигает на несколько сантиметров зайчик от той же лазерной указки. Или опыт с обычным шариком для пинг-понга в стакане с водой, движущемся вопреки логике и силе поверхностного натяжения, - опыт, который с ходу не смогли объяснить ни ученики, ни учителя.

Участники школы на занятиях в УНЦ ОИЯИ

- Первое, на что я обратил внимание, - среди участников школы стало больше мужчин, - делится своими наблюдениями Иван Алексеевич. - Теперь их чуть ли не одна треть, и это хороший факт. На многих предыдущих школах, и я даже обращал на это внимание аудитории, преобладали женщины. Я полагаю, физику должны преподавать мужчины, по крайней мере, составлять большинство, потому что физика - наука мужская. Вообще, те педагоги, которых мы видим на этих школах, относятся к активной части учительского корпуса, которые работают со своими учениками творчески, не по шаблону, находят свои способы, как увлечь учащихся своим предметом. С такими учитеями и работать интересно. Среди них я уже встречаю знакомых, например педагога из Фрязино Михаила Чжана, это известный в России учитель. Мы с ним первый раз, по-моему, встретились еще в лицее "Дубна", когда я работал там учителем физики.

- А опыты вы сами придумываете или где-то ищете, и пополняется ли набор экспериментов со временем?

- Да, копилка опытов пополняется. Некоторые удается сделать самому, некоторые почерпнуты из довольно старых учебников, почти забытых. Простые, наглядные, но некоторые из них действительно могут поставить в тупик, как, например, с шариком от пинг-понга. Я этот опыт показывал на предыдущей школе для учителей, они не нашли ему правильного объяснения. Этот эксперимент с виду простой, но в нем есть хитрость.

- Вы показывали свой экспериментальный практикум студентам из Европы, нашим школьникам и педагогам. Заметны различия в восприятии?

- Недавно у нас были выпускники школ из Германии, мотивированные молодые люди - они планируют поступать в технические университеты. Это уже традиционное посещение ОИЯИ, два педагога несколько лет привозят своих подопечных. Так вот, они реагируют как маленькие дети, глаза широко открываются, они явно такие опыты никогда не видели и им очень интересно. И завершается мое выступление обычно аплодисментами. Наши реагируют сдержанней, понятно, что и менталитет разный. Я же был на школах в ЦЕРН, там учителя собираются со всего мира, и различия в стиле общения западных преподавателей и наших заметны. Западные - более раскованы, легче и свободней в общении.

- А награда для того, кто правильно объяснит ваши опыты, будет?

- Ну вы же понимаете, что задание для учителей - это на уровне шутки, с которой обычно возникают дискуссии, неформальное общение. Возможно, что для учителей это тоже полезно, потому что в школе разбираются только обычные, рутинные задачи. Они тоже необходимы, но скучны, поэтому хочется надеяться, что эти эксперименты пробуждают творческую инициативу учителя.

- А случается, что уже спустя какое-то время учителя интересуются методикой, подробностями какого-то эксперимента?

- Да, пишут, спрашивают совета, одна учительница как-то обнаружила у меня опечатку в презентации и написала об этом, я ее поблагодарил. Несколько учителей просили порекомендовать, какой экспериментальный проект по физике можно было бы предложить детям. То есть возникает общение по электронной почте. И это тоже говорит о том, что проводимые у нас школы мотивируют учителей к творческой деятельности. И, конечно, очень здорово, что они приезжают со своими учениками. Я считаю определенным достижением последних лет, что ОИЯИ нашел возможность приглашать учителей со своими наиболее способными учениками. На школы в ЦЕРН приезжают только учителя.

С двумя своими учениками приехал учитель физики школы N10 города Жлобина (Белоруссия) Олег Анатольевич Купрацевич: "Первый раз я приезжал сюда один, в этот раз - с учениками. Собственно, ради них приехал, чтобы они увидели эти установки, большую науку. Мы живем в небольшом городе, далеко от всех крупных научных центров, для ребят эта поездка поощрение. Все они смышленые, участники олимпиад, перешли в 10-й класс, и уже по первому дню школы я вижу, что им интересно и понятно. У меня есть мечта, чтобы мои ученики связали свою жизнь с наукой. Я не первый раз сюда приезжаю, участвовал в школе в ЦЕРН, меня это все сильно впечатлило, но свою жизнь я уже не могу изменить - я учитель, а не ученый... Надеюсь, мои ученики реализуют мою мечту".

Ольга Тарантина, фото Елены Карповой
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер