Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный N 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 5-6 (4245-4246) от 6 февраля 2015:


N 5-6 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Александр Бедняков:

О науке, о грантах, о себе

В конце прошлого года на заседании Научно-технического совета руководители Института и члены НТС поздравили с заслуженным успехом сотрудника Лаборатории теоретической физики Александра Беднякова. Он стал победителем в конкурсе на право получения гранта Президента РФ в рамках государственной поддержки молодых российских ученых, кандидатов наук в области "Физика и астрономия". Успех коллег - всегда приятное событие и для конкретной лаборатории, и для всего Института, а признание со стороны государства ценно вдвойне. Сегодня на страницах нашей газеты мы знакомим читателей с еще одним обладателем президентского гранта в ОИЯИ.

- На самом деле президентский грант я получил еще в позапрошлом году, - рассказывает Александр Бедняков. - То есть один год я по нему уже отработал.

И теперь будет продолжение?

Надеюсь, что будет. В конце прошлого года мы написали отчет, указали, что сделано, что еще предстоит выполнить. Сама работа посвящена исследованию Стандартной модели. Экспериментально границы ее применимости пока не определены, но мы, с точки зрения теории, пытаемся подойти к этой проблеме, заглянув в область энергий частиц, недоступных современным ускорителям. Мы пытаемся экстраполировать наши знания в область очень высоких энергий, туда, где, возможно, уже действует квантовая гравитация. После того как был открыт бозон Хиггса, зафиксирована его масса, Стандартная модель представляется законченным построением - как теоретически, так и экспериментально; стало возможно теоретически изучать, что будет при высоких энергиях. Оказалось, что наш вакуум, наверное, нестабилен, то есть основное состояние, в котором живет Вселенная, может благодаря внутренней динамике распасться. И наши расчеты, как одна из частей большой работы по исследованию этой проблемы, были использованы для изучения возможной судьбы Вселенной.

Какой инструментарий используют физики-теоретики для своих расчетов?

Мы использовали компьютерные программы - частично писали сами, а также пользовались общедоступными кодами, которые позволяют вычислять ключевые элементы нашего расчета - диаграммы Фейнмана. Результат расчета это некое аналитическое выражение - уравнения эволюции, как их называют, - они позволяют посмотреть, как изменяется сила известных взаимодействий при увеличении энергии, как одно взаимодействие меняет другое благодаря рождению виртуальных частиц.

Эта работа делается группой ученых?

Андрей Пикельнер и Александр Бедняков.
Да, конечно, грант дается не мне одному. Я руководитель, но одно из условий получения гранта - в команде должен быть еще один молодой ученый. У нас это молодой аспирант Андрей Пикельнер, основные работы мы сделали в соавторстве с ним и еще одним физиком, сотрудником ПИЯФ доктором физико-математических наук Виталием Велижаниным. Был сделан цикл работ, в прошлом году мы его закончили. Я работаю в ЛТФ, в секторе N1, сама работа называется "Прецизионное исследование границ применимости Стандартной модели фундаментальных взаимодействий в области сверхвысоких энергий". При подготовке заявки мне помогали старшие товарищи, в частности академик Д.В.Ширков поддержал меня на НТС лаборатории и ОИЯИ.

Кстати, об учителях и наставниках... Расскажите, как вы пришли в физику.

В каком-то смысле мне этот путь был предопределен - у меня и отец, и дед, и дядя закончили физический факультет, мама - учитель математики. Но я долго колебался. Решение выбрать физику я принял где-то в 11-м классе, до этого думал о программировании, информационных технологиях. Персональные компьютеры тогда только появлялись, игр было не так много, приходилось заниматься полезным делом. Сейчас вспоминаю - это желание возникло благодаря Григорию Дмитриевичу Лупову. Я учился в 6-й школе, но до 11-го класса у меня были другие учителя. Ничего плохого про них сказать не могу, школьные знания были стабильные, может, и больше, чем предусмотрено программой. Но конкретно подходы к решению задач, некий увлекательный творческий момент я почувствовал только у него. Наверное, это очень простые вещи, но я их понял именно у Г.Д.Лупова. Мне понравилось, что можно решать не стандартными способами, как в школе, а придумывать свое. Школьные задачи мне давались сравнительно легко, в общем без усилий, в таких случаях интерес, как правило, пропадает. А когда пошли задачи, которые я не мог решить с первого раза, - возникает желание добиться своего, приходит упорство, начинаешь преодолевать себя.

Вы закончили, как я поняла, физфак МГУ. Кто стал первым научным руководителем в ОИЯИ?

Я попал к Дмитрию Игоревичу Казакову, и не жалею. Он, получается, определил направление, в котором я сейчас работаю. В свое время дал мне задачку, когда я учился на 4-м курсе, - повторить расчет Швингера 1948 года. Я повторил. Причем у нас тогда начинался курс квантовой теории поля, преподавали один способ расчета, Дмитрий Игоревич рассказывал про другой. Я получил ответ двумя способами. Обрадовался. Такого типа расчеты я до сих пор и делаю. Так что он научил меня многому, причем ни в коем случае не ограничивал мою самостоятельность, а помогал, когда я его просил. Я защитил у него кандидатскую диссертацию в 2007 году и с тех пор работаю в ЛТФ.

На что теоретики могут потратить грант, вы же не экспериментатор, чтобы закупать оборудование...

Часть, естественно, уходит на зарплату. А часть мы тратим на командировки. Есть, конечно, статья покупки оборудования, но вы правильно заметили - теоретику нужен, наверное, только компьютер, а иногда и он не нужен.

Поддерживаете ли сотрудничество с другими учеными - из других стран или российских центров, кто занимается такой же проблемой? Может, есть лидеры?

Я бы сказал, у нас есть дружеская конкуренция с коллегами из Германии по тем расчетам, которые мы выполняли. Это группы из университетов Карлсруэ и Гамбурга. На самом деле расчет довольно сложный, и всегда хорошо, если кто-то его подтвердит, сделает другими способами. С группой из университета Карлсруэ мы соревновались, выполняя ту работу, о которой я рассказывал. Сейчас будет дополнительный расчет, связанный с уточнением граничных условий для найденных ранее уравнений. Часть его уже закончена совместно с коллегами из Гамбурга. То есть начинали мы как три автора из России, теперь у нас в соавторах немецкие коллеги.

Вы преподаете?

Да, в настоящий момент в университете "Дубна", на кафедре теоретической физики.

Вы читаете лекции людям, которые по возрасту близки вам. Как, на ваш взгляд, можно возбудить интерес к физике? Как преподнести ее наиболее привлекательные стороны? На что реагирует молодежь, все-таки поколение другое, компьютерное...

Я пытаюсь быть нескучным - иногда делаю намеренно ошибки в рассуждениях и призываю студентов их исправить. Не знаю, насколько хорошо это помогает, но слушатели реагируют, значит, я для них не где-то далеко, за пределами понимания. Они могут задать любой вопрос; и даже если я не знаю ответ, то подготовлюсь и отвечу позже. Я хочу, чтобы у них появился интерес, азарт...

Вы не задумывались, как должно развиваться ваше научное направление? Сейчас есть группа, уже наметилось международное сотрудничество. Что дальше - лаборатория, институт?

Институт создать - это, конечно, амбициозно, но я надеюсь, что наши расчеты пригодятся в различных областях физики частиц. Я предпочитаю двигаться маленькими шагами и смотреть, что получается. В этом смысле я не считаю себя сверхталантливым человеком, которому приходят в голову гениальные идеи, они подхватываются другими людьми, обрабатываются и реализуются. Я тот человек, который привык работать, как мне представляется, честно. Есть поговорка: если долго мучиться, что-нибудь получится. Вот и я считаю - если вкладывать всего себя в решение проблемы, то в конце концов она решится тем или иным способом.

В свое время я впечатлился, общаясь с Д.В.Ширковым, когда он рассказывал об академике Н.Н.Боголюбове. Не знаю, может, в последнее время стало популярным - продвигать свое направление, пиарить себя. Но мне больше нравится, как работал Николай Николаевич, - увлеченно и честно делал свою работу, и всегда своих учеников выдвигал на первый план, если работа была сделана ими. И мне эта черта характера очень нравится - когда руководитель не ставит себя впереди всех. Безусловно, Боголюбов, был великим ученым. Так что мне есть на кого ориентироваться. Да, и отец для меня пример - трудяга тот еще. И семья, имею в виду жену и детей, всегда поддерживает в плане добросовестного, последовательного отношения к работе.

Беседу вела Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
Веб-мастер