|
|
Сочинение на заданную тему
Международная научная школа для учителей физики
проходила в ОИЯИ с 24 по 30 июня
В работе Школы приняли участие 36 учителей из пяти стран: России, Болгарии, Белоруссии, Украины и Польши и 24 их ученика. Организация и проведение Школы были поддержаны грантом ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, а также грантами Полномочных представителей. В рамках Школы было организовано две видеоконференции с ЦЕРН, участники посетили ряд научных лабораторий ОИЯИ (с программой школы можно познакомиться на сайте http://teachers.jinr.ru/dubna-2012-program) и прослушали лекции ведущих и молодых ученых ОИЯИ. Организаторы Школы надеются, что информация, полученная учителями, поможет их ученикам выбрать будущую профессию в науке. Последний день Школы проходил на базе Просветительского центра академика А.Н.Сисакяна в Университете "Дубна", где были подведены итоги и участники получили сертификаты и памятные подарки от УНЦ ОИЯИ. По уже установившейся традиции редакция нашей газеты и сотрудники УНЦ ОИЯИ обратились к участникам Школы с просьбой поделиться своими впечатлениями в "Сочинении на заданную тему".
Пенка Ненкова, учитель физики, Болгария:
Мое желание участвовать в Международной школе учителей физики в ОИЯИ было вызвано интересом к современным методам преподавания физики. Школа даст мне возможность внедрять новые идеи в преподавание физики. Очень понравился физический практикум, проведенный И.А.Ломаченковым. Он вызвал интерес не только у школьников, но и у учителей. Экспериментальные задачи - это неотъемлемая часть науки, которая способствует лучшему пониманию и изучению физических явлений и процессов.
Обмен опытом с коллегами, работающими в России и Восточной Европе, был очень полезным и ценным. В своей лекции "Современные педагогические технологии как средство мотивации" Елена Патрик показала много интерактивных методов, которые я тоже использую в своей работе. Надеюсь, что достигну ее результатов в ближайшие годы. Как человеку, который живет на Балканском полуострове и несет ответственность за чистоту природы, мне были интересны лекции М.Фронтасьевой по экологии. Очень понравились выступления школьников на конференции, надеюсь, что в будущем они станут известными учеными-физиками.
На экскурсиях по лабораториям ОИЯИ наши гиды были очень любезны и подробно отвечали на все вопросы. Мы имели возможность прикоснуться к уникальным приборам, узнали много нового о современных ускорителях и тенденциях в этой области науки. Лично для меня самой интересной была экскурсия по медико-техническому комплексу, где мы познакомились с самыми современными методами борьбы с раком. Дубна для меня - это город, который заботится о развитии университетского образования, один из передовых мировых центров в области науки. Я счастлива, что была в Дубне и почувствовала атмосферу этого наукограда!
Ирина Семеновна Цирова, доцент кафедры общей и теоретической физики СамГУ, учитель физики самарского технического лицея:
...Очередной рабочий день Школы. Собираемся на площадке ЛЯП около проходной. Нам предстоит экскурсия. Летнее солнечное утро, любуюсь яркой голубизной и зеленью. Вдруг ловлю на себе внимательный взгляд. Роман Еремин! Выпускник нашего лицея, выпускник физфака СамГУ, ныне - аспирант в Лаборатории нейтронной физики. Встречу не планировали, и Рома, думаю, слегка удивлен. Кратко рассказываю ему о цели приезда. Теперь, по окончании работы Школы, мой рассказ становится более образным.
Программа Школы - как углеродная нанотрубка, прочная, но гибкая: мы строго следовали пунктам программы, гибко решая в рабочем порядке возникающие проблемы. Нам демонстрируют творческие эксперименты для школьников, нас знакомят с уникальным проектом "Ливни знаний", нам успевают показать установки ОИЯИ, и ведущие ученые читают лекции по актуальным вопросам - от нанотехнологий до организации компьютерных ресурсов, от законов микромира до законов развития Вселенной. На видеоконференциях прямо из ЦЕРН отвечают на наши вопросы, и мы с благодарностью осознаем, какие потрясающе интересные люди с нами работают.
Профессор Юрий Анатольевич Панебратцев верно заметил, что по одной теме можно прочесть и лекцию для учеников, и лекцию для учителей. И это будут две разные лекции. Спасибо огромное оргкомитету за возможность быть здесь одновременно и учеником, и учителем.
Татьяна Юрьевна Таранова, учитель физики, город Шостка, Украина:
Большое спасибо организаторам и Станиславу Здиславовичу Пакуляку за подготовку и проведение такой Школы. Все было очень интересно и полезно. И... все оказалось не совсем так, как я представляла по учебникам. Обязательно расскажу об этом своим ученикам.
Мы узнали много нового и вспомнили многое забытое, чему когда-то учились в вузах. Я для себя сделала следующий вывод: учеников надо тщательно готовить к такой Школе: достаточно подробно рассказать им о ядерной физике, ускорителях, квантовой механике, теории относительности. Очень интересными были и видеоконференции с ЦЕРН. Мы пообщались непосредственно с исследователями, узнали о работе коллайдера такие подробности, каких не найти в интернете.
Пять дней пролетели очень быстро, хотя заполнены они были до отказа, хотелось бы узнать еще подробнее о работе российских учителей. Но ведь есть интернет и электронные адреса. Будем общаться! Нельзя не отметить и прекрасную организацию быта, отличную гостиницу, где есть все необходимое для комфортной жизни. Очень понравился и город Дубна. Здесь уникальное сочетание прекрасной природы, современных технических достижений и высокой культуры людей, живущих в этом городе. Организаторам школы и всем сотрудникам ОИЯИ хочется пожелать успехов и новых открытий!
Софья Федоренко, учащаяся 9-го класса, Москва, школа №1575:
Первый месяц летних каникул запомнился мне увлекательнейшей поездкой в Объединенный институт ядерных исследований. Вместе с моей учительницей по физике Жанной Владиславовной Чопоровой мы прошли конкурсный отбор, и нам посчастливилось побывать в этом научном городке. Cлушая лекции и участвуя в практических работах, я смогла узнать много полезной информации, которая пригодится мне при изучении физики, и получила заряд положительных эмоций.
Наука для ученых - это все. И страсть, и образ жизни. Когда профессор рассказывал про физику фундаментальных взаимодействий частиц, мы с ребятами даже заслушались. Это сложная наука имеет различные применения. Например, в Лувре есть статуэтка из древнего Вавилона с рубиновыми глазами. Так вот, облучая камни заряженными частицами, можно определить состав рубина.
Нейтрон - это инструмент, который позволяет рассмотреть внутреннюю структуру вещества. Сама Лаборатория нейтронной физики и реактор, производящий нейтроны, находятся в живописной части Дубны. Для чего же нужны нейтроны? Уже не говоря о фундаментальной науке, - при разработке лекарственных препаратов от анемии, в изучении процесса старения клеток, в поисках воды на Марсе, для разработки новых технологий в строительстве туннелей. Нейтроны нужны и для экологических исследований...
Циклотроны интересны тем, что используются для получения трековых мембран. Трековые мембраны нужны для очистки в фильтрах воды и крови. Также я узнала, что самый тяжелый элемент, существующий в природе, - уран. Элементы с номерами 105, 112-118 были открыты в Дубне... И еще слушали лекции по квантовой механике, о современных нанотехнологиях, об элементарных частицах на Большом адронном коллайдере.
ОИЯИ расположен в красивом месте, кругом - лес, поляны колокольчиков, земляники, грибы, муравейники... Одна девочка померила дозиметром радиацию, и показатель оказался вдвое меньше, чем в ее городе.
В последний день я выступала с проектом "Чудо люминесценции", который мы создавали в течение года с Софи Эль Мужабер, Рубеном Гичунцем под руководством Жанны Владиславовны Чопоровой. Ребята и учителя слушали с интересом, задавали вопросы. Из чего я сделала вывод, что мой доклад был им очень интересен. Меня наградили дипломом и выдали сертификат об участии в работе Школы.
Татьяна Михайловна Никитченко, учитель физики средней школа имени А.С.Попова, поселок Власиха, Московская область:
Я благодарна судьбе за то, что смогла здесь оказаться. Школа была интересной и практичной. Информации мы получили в достаточном объеме, кроме того, есть возможность пересмотреть материал на диске и еще раз осмыслить. Мне как раз и не хватало знаний по тем темам, которые были раскрыты на лекциях, при проведении экскурсий. Обязательно привезу учеников, чтобы они смогли сами ощутить силу и знания наших ученых, представить себе облик современной науки.
В жизни мне не раз везло встречаться с хорошими, умными людьми, талантливыми учителями, настоящими профессионалами, но в Международной научной школе я встретила сразу целую плеяду замечательных людей, где царила атмосфера свободы и ответственности. Очень благодарна.
Григорий Григорьевич Ищук, учитель физики лицея №33, город Иваново:
С моей точки зрения, Школа-2012 оказалась прообразом школы будущего, о которой так много говорят и думают во всем мире. Несмотря на закрытость места проведения, среда школы была открытой и свободной. Для меня стало еще более ясно, что даже самое высокое учение может быть без принуждения. Среда - основа образования.
Ученые, учителя, ученики - как здорово все друг друга слушали, понимали, говорили. Школа оказалась не школой научения, а школой диалога. То как с нами говорили ученые, какие вопросы задавали дети, - фантастика! Приятно восхитило отсутствие на школе истерик по ЕГЭ, плача по НСОТ, нытья по ФГОСТ. Еще раз убедился, что в моей профессиональной, школьной жизни главное - УЧЕНИК. Приятно удивили город, люди. Постараюсь понятно об этом рассказать ученикам и коллегам. Лично у меня повысилась уверенность в будущности моей страны. Новый учебный год буду начинать по-новому. Огромное желание показать это все ученикам и коллегам.
Ольга Леонидовна Куликова, учитель физики, школа №221, Санкт-Петербург:
Большое спасибо за отличную организацию Школы и очень насыщенный и интересный материал. Особенно хочу отметить лекции Д.Наумова, А.Белушкина, А.Воинова, В.Осипова, А.Беднякова, М.Фронтасьевой, Ю.Панебратцева, которые преподнесли нам актуальный и очень интересный материал. Очень хорошо, что все презентации опубликованы на сайте, это большая помощь при изложении соответствующего материала школьникам.
Экскурсии как иллюстрация деятельности ОИЯИ были, конечно, самым интересным этапом нашей работы. Нашими гидами и проводниками были Д.Дряблов, А.Филиппов, Г.Княжева, А.Артюх, Г.Мицын, С.Швидкий. Особая благодарность за организацию и качество связи видеоконференций ОИЯИ-ЦЕРН, в ходе которых М.Сторр, О.Федин, А.Кропивницкая, Т.Куртыка, А.Дударев рассказали нам об экспериментах на LHC, об устройстве этой огромной машины. Узнать о работе LHC от людей, непосредственно работающих на коллайдере, безусловно, было очень интересно. Сообщения СМИ о семинаре в ЦЕРН 4 июля только добавили положительных впечатлений.
Огромное спасибо всем организаторам. Надеюсь на дальнейшее участие в подобных школах.
|