Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный №1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Современные мемуары

Моя "нейтронка"

(Продолжение. Начало в №№ 29, 30.)

По возвращении я рассказал И.М.Франку о результатах поездки и о рекомендациях главного инженера завода. Илья Михайлович согласился. Через два дня мы с Е.Д.Воробьевым поехали в Москву в Минсредмаш, где встретились с первым заместителем министра Александром Григорьевичем Мешковым. Я рассказал ему о поездке на Электростальский завод, о наших проблемах и попросил помочь с размещением нашего заказа на изготовление кассет на каком-нибудь заводе Средмаша. Он заметил, что кассеты с твэлами изготовлены из плутония, и поэтому проблему необходимо решать у нас в ЛНФ. Но в контактах с институтами Средмаша обещал помочь. После этого я приступил к подготовке плана по технологическому участку. Мне удалось договориться с В.Ф.Филипповым, начальником отдела радиоактивных и делящихся веществ, о том, что технологический участок будет размещен в здании №133 ОРДВ.

9 декабря 1976 года директор ЛНФ подписал распоряжение, определяющее состав сотрудников, которые будут заниматься изготовлением кассет ИБР-2. В него вошли А.И.Бабаев - заместитель начальника ФТО ИБР-30, начальник участка; Н.А.Мацуев - начальник ОП, ответственный за сборку и сварку кассет; А.А.Беляков - инженер, ответственный за испытание твэлов и кассет на герметичность; М.Г.Зайцев и Е.А.Басков - сварщики; Б.А.Дыбин и Э.П.Пилипенко - слесари-сборщики; В.П.Душкин и В.М.Тур - вакуумщики; Э.П.Мирошниченко - инженер КБ, ответственный за технический контроль; С.А.Квасников - за спецматериалы; Н.В.Филиппов и Н.Н.Калякин - дозиметристы; В.М.Крылов, В.С.Мирошниченко, Л.Н.Стругова и Б.А.Дыбин - бригада входного контроля деталей кассеты. 13 декабря заместитель министра Н.А.Семенов утвердил мероприятия по подготовке и проведению сборки и сварки кассет ИБР-2.

Активно велись монтаж и отладка оборудования на технологическом участке в здании N№ 133. Параллельно с подготовкой оборудования на технологическом участке отрабатывалась технология сборки и сварки кассет. Необходимо было подготовить технологическую документацию. Я благодарен за большую помощь в подготовке документации начальнику КБ Б.И.Воронову и начальнику ОП Н.А.Мацуеву. 22 марта 1977 года приемочная комиссия специалистов ведущих институтов Москвы приняла технологический участок в эксплуатацию. О важности технологического участка можно судить по тому вниманию, которое уделялось ему со стороны Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии в мирных целях. За три месяца подготовки участка на нем трижды побывал председатель Госкомитета А.М.Петросьянц.

27 апреля в присутствии членов рабочей комиссии была собрана и сварена кассета из холостых твэлов, и комиссия разрешила нам переходить к рабочим твэлам. На следующий день в 9 часов утра на технологическом участке в присутствии членов рабочей комиссии начались работы по сборке и сварке кассеты с рабочими твэлами. Сварщики М.Г.Зайцев и Е.А.Басков в присутствии членов рабочей комиссии производили контрольную сварку образцов. Комиссия осматривала образцы и, удовлетворившись качеством сварки шва, дала свое согласие на сварку кассеты. В 14.20 на технологическом столе лежала первая кассета за номером 126, сваренная из рабочих твэлов. Это был наш первомайский подарок в честь присуждения лаборатории первого места в социалистическом соревновании. 22 июля была сварена последняя 84-я кассета. 6 сентября акты, подписанные рабочей комиссией, были утверждены первым заместителем министра среднего машиностроения А.Г.Мешковым. Работу, доверенную мне директором лаборатории И.М.Франком, я выполнил.

В сентябре Ю.С.Язвицкий и Е.Д.Воробьев предлагали мне перейти на реактор ИБР-2. Но я отказался от этого предложения. Для меня ИБР-30 стал родным, я отдал много сил, чтобы он работал успешно. Но тему продолжил Илья Михайлович Франк. В результате он убедил меня перейти на реактор ИБР-2 на должность заместителя главного инженера. И с 1 августа 1977 года я - заместитель главного инженера ИБР-2.

14 ноября - начало физического пуска реактора ИБР-2М без теплоносителя. В зону реактора были загружены первые тепловыделяющие кассеты. Загрузку зоны реактора проводили начальник службы СНТ Ю.В.Кульпин, слесари В.Н.Жуков, Б.В.Романов. Загрузка зоны проводилась до 30 ноября, когда в 16.20 реактор достиг критического состояния.

После успешного физпуска реактора ИБР-2 без теплоносителя, необходимо было готовиться к энергопуску. Первый этап в этом процессе - подготовка эксплуатационного персонала ИБР-2 к работе с натриевым теплоносителем. Для этого в Обнинск на реактор БР-10 были направлены наши сотрудники. 4 декабря 1978 года - начало работы по подготовке систем по дистилляции натрия. Приступила к работе первая смена - и. о. начальника смены О.А.Сутулин, инженер по управлению И.Д.Филин, механики И.Д.Белозеров и О.П.Головешкин. Руководитель работ - начальник службы СНТ Ю.В.Кульпин. 12 февраля 1979 года началась дистилляция натрия.

11 марта 1980 года из ячейки №51 зоны реактора ИБР-2 не извлеклась кассета-имитатор с помощью контейнера. Ее пришлось извлечь с помощью ручной штанги при усилии 180 кг. На хвостовике кассеты обнаружены задиры. Работа была приостановлена. 14 марта решили отключить обогрев и извлекать кассеты-имитаторы в холодном состоянии. До 10 апреля из корпуса реактора извлечены 66 кассет-имитаторов с усилием 180 кг, а из ячеек №№43 и 56 - с усилием 4 т. После детального осмотра всех кассет-имитаторов мною вместе со специалистами НИКИЭТ было решено доработать хвостовики. Этим занимались в министерских лабораториях токари В.И.Котов и В.А.Касторов. После доработки хвостовики прошли контроль без замечаний.

С 15 по 30 апреля с помощью нивелира я изучал состояние посадочных гнезд решетки корпуса реактора. Проведя анализ, сделал вывод, что гнезда имеют задиры и их необходимо исправлять. Комиссия разработала план работ по восстановлению посадочных гнезд. Для этого сотрудники КБ под руководством Б.И.Воронова разработали инструменты, а сотрудники мастерских их изготовили. Сложность работ по восстановлению гнезд заключалась в том, что стружка от фрезы попадает в натриевый теплоноситель. Технология восстановления гнезд, исключающая попадание стружки, отрабатывалась на специально изготовленном стапеле. В ее отработке мне помогали слесари Н.Ф.Сурминов и Б.С.Романов. После отработки технологии было принято решение о восстановлении посадочных отверстий решетки. Работы проводились с 5 мая по 10 июня. Было проверено усилие срыва кассеты-имитатора. Оно не превышало 25 кг, что соответствует техническим условиям.

(Окончание следует).

А.И.Бабаев, ведущий инженер ИБР-2


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер