|
|
Эхо школьных каникул
Сергей Швидкий:
В "Диалоге" надо проявить свои лучшие качества
Летняя сессия научно-исследовательской школы "Диалог" проходила с 25 июля по 11 августа на базе школы-интерната Министерства иностранных дел РФ. В этом году в ней приняли участие старшеклассники из Дубны, Москвы, Долгопрудного, Балашихи, Нижнего Новгорода и несколько участников из стран зарубежья. Программа школы традиционно состоит из двух одинаково важных частей - работы над проектами и различных мероприятий, которые начинаются после обеда и продолжаются до отбоя. Научные исследования, приобретение новых навыков и знаний, умение работать в команде, спорт, интеллектуальные конкурсы, стратегические игры - о том, как все это удается успеть за две недели с максимальной пользой и удовольствием, рассказывает нашему корреспонденту директор школы С.В.Швидкий.
Сергей Васильевич, давайте начнем с образовательной концепции "Диалога". Какие принципы лежат в основе?
Прежде всего это раскрытие творческих способностей ребят, пока у них нет заорганизованности. Не всегда очевидно, как это сделать. Но в такой среде, где степень творческой свободы увеличивается, способности естественно раскрываются, а преподаватели этому помогают.
Далее - продвижение общечеловеческих ценностей. В нашей школе каждый должен относиться к другим так, как хочет, чтобы относились к нему. Это прописные истины, их знают все, но реализовать в обычной жизни не всегда получается. Каждый учащийся имеет свой взгляд, свое восприятие той или иной ситуации, могут возникать трения. Но мы учим, что мудрый делает первый шаг навстречу.
И третий, скажем так, философский принцип - это переход от мотивации потребления к мотивации бытия - способность отдавать, заниматься наукой, творчеством. Не просто механически владеть всеми благами окружающего мира, а умение делиться знаниями, навыками, своей теплотой.
Как и кем все это реализуется на практике?
Чтобы все это реализовать, нужна серьезная команда. Подготовка к летней сессии начинается практически сразу после зимней. И психологическая подготовка тоже, ведь некоторые мероприятия основаны на серьезном соревновательном процессе и могут быть трения и конфликты между командами. Поэтому при подготовке рассматривается большинство сценариев развития событий и вообще на период "Диалога" преподаватели и ассистенты должны в обязательном порядке проявить свои лучшие качества, на что в обыденной жизни порой не хватает энергетики или способностей. Это жесткое требование, направлено на развитие не только учащихся, но и всех преподавателей. Причем разностороннее развитие - творческое, духовное, интеллектуальное.
Преподавательский состав - лидеры, наставники, помощники.
Последние восемь лет мы делаем все сессии в одном этическом и научно-практическом ключе. В каждом проекте есть руководитель и ассистент (стараемся, чтобы ассистентом был студент старших курсов, чтобы сохранилась преемственность) и небольшая группа учащихся, которые исследуют какую-то проблематику, как правило, выходящую за рамки школьной программы или ее расширяющую. Это не обучение в классической форме, когда молодой человек может отталкивать знания потому, что они ему якобы не нужны или не нравится преподаватель, класс. В "Диалоге" исследование проводится совместно. Понятно, что преподаватель должен быть профессионалом и разбираться в теме намного лучше, но иногда школьники могут превосходить преподавателя в каких-то специальных областях, и это должно не мешать, а помогать исследованию, знания надо суммировать для достижения общей цели. В большинстве случаев такие занятия-исследования нравятся больше, чем уроки.
В этом году реализовывались проекты:
"Пресс-центр" - создание электронной газеты (можно посмотреть на сайте http://dialogue2012.tumblr.com). LeDuin - робототехника, основы программирования для микропроцессоров. ДНК ("Дети на кухне") - проведение элементарных биологических и экологических исследований: анализ продуктов питания, выявление напитков с наибольшим содержанием витамина С и т.д. "Игугундер" - выживание в экстремальных условиях. БОНД ("Будь открыт, найди друзей") - анализ связи агрессии с креативным типом мышления в подростковом возрасте. Speech_КА - навыки публичного выступления, исследование различных методик и техник проведения презентаций. Let_s Dance - изучение танцев народов мира, знакомство как с теоретической, так и с практической стороной. "Восемь кадров" - работа с программным обеспечением для видеомонтажа, знакомство с основами структуры мультимедийной информации. "Не дети" - создание пластилиновых и рисованных мультфильмов.
Сергей Васильевич, а что вы считаете результатом? Как вы оцениваете, удачно прошла сессия или нет?
Первые результаты - по проектам. Реализуются они по-разному. Мы считаем хорошим результатом, если сделано больше 80 процентов от запланированного. Вторая часть - мероприятия после обеда, это не менее важная компонента. Здесь сразу видно, например стратегическая игра, - насколько она была продумана, просчитана, насколько учтены возможные баги. И если брать эту сессию, могу сказать, что большинство мероприятий прошло с 70-80-процентным успехом, причем некоторые из них мы делали первый раз.
В прошлом году "Диалог" отметил 20-летие. Давайте напомним нашим читателям, с чего все начиналось.
Школа "Диалог" основана на идее Международной компьютерной школы, созданной Петром Ширковым. Алексей Норайрович Сисакян, который всегда поддерживал образовательные структуры, подписал первый приказ о создании нашей школы в 1991 году. Первые сессии проходили под эгидой ОИЯИ на базе школы №8, где был директором Ю.П.Курлапов. Как и во всякой организации, в истории "Диалога" были разные этапы - успешные и не очень. С 2004 года школа "Диалог" самостоятельная автономно-некоммерческая образовательная структура, которая, естественно, тесно сотрудничает со всеми научными и образовательными учреждениями нашего города, да и не только нашего.
Участники - будущие специалисты, организаторы, руководители.
По приблизительным оценкам, в год сообщество диалоговцев увеличивается на несколько десятков. Поддерживают ли они связь друг с другом?
Каждый год у нас в сессиях принимает участие 20-25 преподавателей, понятно, что костяк есть, но не всегда, особенно молодых специалистов, отпускают с работы. Поэтому необязательно, что они участвуют в каждой сессии. Большинство людей, прошедших через "Диалог", так или иначе возвращаются - кто-то помогает нам практически, кто-то добрым словом, кто-то приезжает к нам на разовые мероприятия, такие как дискуссионный клуб, тематические лекции, и с большим энтузиазмом проводит их. В работе школы в разные годы принимали участие старшеклассники из большого числа городов нашей необъятной страны от Пскова до Владивостока, а также их сверстники из Болгарии, Чехии, Словакии, Сербии, Германии, Латвии, Казахстана, США, Канады, Великобритании. Впечатления от участия могут быть разные: восторженные, хорошие, критические, но обязательно остаются контакты между активными, позитивно настроенными людьми. А это очень важно в жизни, ведь многие из них совсем скоро будут отличными специалистами в своей области, руководителями, организаторами, и есть большая надежда, что для них школа не прошла бесследно и они будут помогать друг другу.
Вот оно какое, наше лето...
Какие организации помогают в проведении школы?
Слова искренней благодарности, конечно, хочется сказать всем тем, кто на протяжении длительного периода помогал и помогает нам проводить научно-исследовательскую школу "Диалог". Это АФК "Система", администрация города и программы развития наукограда, администрация ОИЯИ, а также ряд фирм и организаций нашего города, часть из которых специализируются в области высоких технологий.
Беседу вела Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото С.ТИХОМИРОВА
|