|
|
Школы
Молодые инноваторы снова в Дубне
IV Дубненская международная молодежная научная школа "Управление инновациями" проходила в Дубне с 13 по 16 сентября. Более ста участников из разных регионов России в очередной раз получили прекрасную возможность выслушать консультации специалистов высшего уровня, в ходе тренингов обсудить и продиагностировать собственные проекты, взять на вооружение опыт коллег из других городов и, конечно, пополнить список деловых и дружеских контактов.
1. Чем измерить инновации
- Здесь, с моей точки зрения, - говорит вице-президент "Сколково" О.Алексеев, - собираются не ученые, не управленцы, а люди, которые стали на тернистый путь технологического предпринимательства. Это самая малочисленная группа, которая сегодня нуждается в защите и поддержке. Все институты инновации нацелены на то, чтобы пласт технологических предпринимателей занял достойное место среди социальных профессиональных групп. Потому что именно эти люди создают рабочие места с высокой добавленной стоимостью - вот что нужно всем нам, что нужно стране. Меня восхищает, например, мой коллега по Совету "Сколково", известный технологический предприниматель Александр Галицкий. Он ученый, работал в космической отрасли, уехал в Силиконовую долину со своей компанией в начале 90-х годов, успешно ее капитализировал, продал, создал несколько венчурных фондов, которые инвестируют в стартапы по всему миру, прежде всего в российские. Этот человек сохранил верность стране, образу мыслей, поскольку его деятельность связана с технологиями, с новыми разработками, - в этом смысле он неотъемлемая часть среды технологического предпринимательства. Более молодой коллега Сергей Белоусов - главный акционер и движитель компании Parallels, которая занимается облачными вычислениями. Сейчас Сергей и венчурный предприниматель, создал и реализует в рамках "Сколково" крупный проект, так называемый "Квантовый центр", где ученые из разных стран, в том числе российские, делают очень важные разработки, которые, может быть, изменят наше представление об информационных технологиях.
Однако таких удачных предпринимателей в стране немного. И хотя инновационное движение в России набирает обороты и поощряется государством, подводных камней на пути инноваторов, особенно молодых и особенно не из самых технологически развитых регионов, немало.
Председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной думы В.Крымов отметил, что сегодня измерений инноваций практически не существует; даже если предположить, что за последние 10 лет инновации выросли, то в чем они измеряются - килограммах, тоннах, рублях, - невозможно сказать. В качестве примера он привел данные за 2010 год: "В особой экономической зоне "Дубна" научно-исследовательских работ было произведено на 148 млн рублей, не так много, но тогда еще было зарегистрировано 11 фирм. А внедрено на 658 млн рублей. То есть 1 рубль, вложенный в научную работу, принес 6 рублей доходов от внедрения. Вот это, наверное, на макроуровне и есть показатель инновационной деятельности ОЭЗ. Если хотя бы такие пропорции будут соблюдены, то тогда успех может быть. Хотя практика определенных людей, которые этим занимаются, показывает, что можно не в 6 раз, а в 60, в 600".
Прогресс, инициативу, успешное продвижение дубненских организаций и предприятий, а потому и вполне закономерное появление подобных школ отмечали почти все лекторы и участники. Вице-директор ОИЯИ М.Иткис сказал: "Это не случайно, потому что сам город Дубна сочетает в себе качества с одной стороны наукограда, с другой стороны экономической зоны, и с третьей стороны международного центра науки: ОИЯИ плюс промышленность - авиационная, ракетостроение, новые материалы". Блок докладов о наших достижениях и экскурсии на активно развивающиеся предприятия вызвали интерес, участники задавали много вопросов. Профессор М.Иткис представил в своем докладе историю Института, базовые установки, физические исследования; заместитель директора ОИЯИ А.Рузаев рассказал о spin-off компаниях (spin-off компания - фирма, отделившаяся от материнской компании с целью коммерческой реализации нового научно-технического достижения) и инновационных проектах Института; начальник Управления взаимодействия с резидентами ОЭЗ Алексей Степаненко посвятил свое сообщение особой экономической зоне.
2. Есть у кого учиться, есть что показать
С.Куликов, заместитель председателя оргкомитета, напомнил: "Идея школы появилась четыре года назад, после того как я прошел месячную стажировку в Германии для менеджеров инновационных компаний в рамках Президентской программы. Тогда я понял, что в Германии, конечно, много инновационных предприятий, но у нас не хуже, у нас есть что показать людям. Я обратился к своему руководству, и меня поддержали. Приятно видеть, что у нас школа не только разрастается, но и появляются новые элементы, такие как "Помощь гениям". Я надеюсь, что на следующие школы мы будем приглашать школьников, чтобы они встречались с инноваторами".
И сама идея, и формат мероприятия, всегда неожиданный, с великолепными лекциями по тематике, с практическими примерами и элементами современных бизнес-тренингов, - стали привлекательными для многих участников школы. Благодаря этому, отмечалось практически в каждом выступлении, возникли новые проекты - от создания специальных фондов до работы с детьми, вплоть до поддержки детских домов. Руководитель общественной организации "Молодая инновационная Россия", член Общественной палаты РФ А.Бухало, участвующая в школе уже третий раз (сначала как участник, затем как партнер и теперь как соорганизатор) отметила: "Многие готовы делать различные проекты, многие знают, как и откуда получить финансирование, но что делать дальше и как вывести продукцию на рынок - наверное, самый сложный вопрос. Поэтому я очень благодарна организаторам за то, что такие школы существуют, здесь можно услышать мнение ведущих специалистов. Наша организация занимается поддержкой молодых инноваторов, в этом году мы начали работать с детьми. В 15 регионах создаются центры молодежно-инновационного творчества, мы хотим, чтобы в городах появились помещения, куда бы дети могли прийти и сделать что-то своими руками. По всей России мы проводим акцию "Подари идею детям" и сегодня вручаем представителям детских домов Подмосковья по десять конструкторов для сборки различных роботов".
Третий и четвертый день для участников школы проводились мастер-классы и игровые тренинги. Один из них, "Футбол инноваций" - российская технология, которая, по словам автора В.Котельникова (известный международный бизнес-коуч, основатель CECSI), изменит сознание, позволит быстро оценить потенциал бизнес-идеи и силу инновационной команды, улучшить бизнес-стратегию, повысить вероятность успеха. "Дерзай!" - воронежский проект, который собирается превратить всю Россию в страну счастливых творцов-инноваторов. Innboll 2014 - первые в истории олимпийские игры для инноваторов через Интернет.
Второй мастер-класс проводила Е.Храмкова (директор дизайн-агентства инноваций Limiknows). Это "Дизайн-мышление" - управленческая технология, которая позволяет выходить на новые рынки, работать с новым сегментом потребителей, искать новые продукты.
"Колесо инноваций", третий мастер-класс, представил Е.Синяков, управляющий партнер консалтинговой компании "ТРИУНА Лидерз". Эта технология позволяет расширить видение компании как объекта управления, искать слабые места, которые сначала незаметны, но со временем могут привести к проблемам.
О том, как прошла IV школа "Управление инновациями", рассказал ученый секретарь А.Тамонов: "Это уже четвертая для нас школа, и я соглашусь с мнением многих участников, что каждая следующая немного отличается от предыдущих. Нельзя сказать, лучше она или хуже, просто немного другая. На школе для нас главное - создать среду для общения самих участников, и вся программа школы с первых же выступлений настроена на это. Лекторы дают богатую пищу для обсуждений, которые длятся все последующие дни школы уже в кулуарах, и, насколько я знаю, продолжаются уже и после окончания школы. Экскурсии в ОИЯИ и инновационные компании зажигают в ребятах искорку предпринимательства, у них загораются глаза, и руки спешат запустить свои проекты или попробовать коммерциализовать увиденное на экскурсиях. А тренинги, конечно, уже в практической форме помогают проработать проект, обсудить разные его аспекты, подобрать единомышленников, чтобы после окончания школы и возвращения домой успешно начать действовать и ждать новых встреч на следующей школе. Создавая среду для общения, мы четко осознаем, что не менее ценным элементом школы является опыт самих участников - их общение между собой, обмен этим опытом. Это совершенно бесценная вещь, организовать такое искусственно практически невозможно, но надо создать условия, и процесс пойдет!".
3. Изменить парадигму, найти ориентиры
Как повлияли встречи в Дубне на дальнейшую предпринимательскую деятельность, поведал Игорь Чураков (директор Фонда содействия развитию территорий "Соратник", Воронеж), причем свой рассказ он начал довольно неожиданно: "Главная моя инновация - шестеро сынишек, которые подрастают... Я попал сюда четыре года назад и из трех конференций посетил три. Очень полезно, когда приезжаешь с одной парадигмой, а она начинает изменяться, иногда очень сильно. Каждый год я привозил свои новые проекты. Пару лет назад это был проект создания территориального бренда - инновационной туристической зоны с бизнес-инкубатором, сельским туризмом. И здесь я встретился с В.Котельниковым, он мне просто перевернул парадигму проекта. А по возвращении в Воронеж у меня проект пошел в другом направлении, которого я и не ожидал. И каждый визит сюда был сопряжен с различными открытиями. Но при этом, я бы добавил, самое главное здесь даже не то, что мы слышим, не знания, а некий уникальный социум, который формируется из самых разных людей. Здесь немного другая публика, даже в отличие от инноваторов Москвы, Воронежа, и я бы отнес это в заслугу организаторов - собирать очень интересных, ярких людей.
В этом году у меня проект, который весной получил первое место в конкурсе бизнес-инвестиционных технологий по всему Центральному Черноземью и вышел в финал в Москве, был представлен на бутике инноваций. Этот проект для меня был абсолютно фантастическим. Он связан с малым судостроением, с применением инновационных корпусных материалов. По первому образованию я архитектор-реставратор, церкви реставрировал в конце 80-х, второе образование экономическое. Но я никогда не думал, что буду заниматься полимерами и судостроением. Мне в руки попало изобретение Воронежского политеха, которому уже 10 лет. Изобретение абсолютно прорывное и гениальное, но изобретатель его увидел в одной плоскости, а другой, более перспективной, не заметил. Мы этот проект буквально за три месяца вывели на инвестиции, включили в наши областные бюджетные программы, получили уже один грант в 500 тыс. рублей, второй на подходе, построили первое в мире судно из полиэтилена длиной более 6 метров. И оно было создано благодаря той самой туристской зоне".
Светлана Семенова (биологический факультет МГУ, Москва) тоже участвует в школе практически каждый год, потому что, последовательно двигаясь к своей цели, находит здесь нужные ориентиры: "Эта форма работы стимулирует меня всегда, потому что получаешь реальные практические навыки, которые применяешь потом в своей хозяйственной деятельности. Это мой третий приезд сюда, и могу сказать, что ни одна из школ не повторяется, каждая самобытна. Это общение, информация, которую получаешь от специалистов, во-первых, обогащает, во-вторых, дает возможность сравнить, как кто-то решает аналогичную проблему в своей сфере. Когда я возвращаюсь, могу оптимизировать свою работу, приложить эти знания. Здесь формируются дружеские связи, не только деловые, мы после Дубны встречаемся в Москве и общаемся.
На биологическом факультете МГУ сейчас активно идет коммерциализация научных разработок. И один из проектов по изготовлению биомассы из высших растений (полисциаса, женьшеня, диаскореи) для сфер промышленности - пищевой, фармацевтической, ветеринарной, сельскохозяйственной и так далее. Проект связан с тем, чтобы эту технологию непосредственно коммерциализировать, и я этим как раз занимаюсь. Проект выиграл уже на региональном конкурсе. И моя цель приезда в эту школу - понять, какие ресурсы я могу использовать, чтобы эта коммерциализация пошла более успешно. Здесь есть лекторы из различных фондов, венчурных компаний, которые дают алгоритмы, как это легче сделать.
Когда я приехала сюда первый раз, то еще не решила, с каким проектом начинать работать, потому что в МГУ научных групп очень много. И первая школа мне дала очень четкое понимание, на что обращать внимание, как оценить интеллектуальную собственность. Здесь профессор В.Зинов читал лекцию, в которой рассказал о конкретных правительственных законах, озвучил их и прокомментировал. На основании этого по возвращении в Москву я и выбрала проект биомассы. Это реальная помощь этой школы.
Второй приезд для меня запомнился ролью лидера в развитии предприятия. Директор компании "Аспект" Е.И.Зайцев, куда нас водили на экскурсию, рассказал о том, как фактически с нуля, с команды из 10 человек было создано великолепно функционирующее предприятие, которое стало практически монополистом в России и сейчас выходит на международные рынки. В общении с ним я поняла, какие критерии лидерства успешны для практики в коммерции и структурировала для себя образ, сформулировала компетенции - какие они должны быть у управленца в моем проекте. На этой школе я очень надеюсь получить опыт и знания, как легче создавать управленческие связи, и очень важно, что здесь я познакомилась со специалистами, которые мне дали ориентиры относительно ресурсов материальных. Это венчурные компании и фонды".
Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
|