|
|
Юбилеи
Ю.М.Батурин:
"Главное - не мешать ученому работать"
28 февраля 2012 года Институт истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова Российской академии наук отметил 80-летие. На юбилейной конференции, посвященной этому событию, выступил директор ИИЕТ известный ученый, политолог, писатель, летчик-космонавт, член-корреспондент РАН Ю.М.БАТУРИН. "История2, достойная Шекспира" - под таким названием это выступление опубликовано в журнале "Вопросы истории естествознания и техники" №3 за 2012 г. Пересказывать и рецензировать талантливых людей - дело никчемное, поэтому тем, кто интересуется судьбой ИИЕТ мы советуем найти и прочитать оригинал - в необычной форме в нем описываются история создания учреждения, драматические судьбы тех, кто его возглавлял, планы дальнейшего развития ИИЕТ. Недавно в Дубне проходила совместная научная школа молодых ученых ИИЕТ и ОИЯИ, и Юрий Михайлович любезно откликнулся на нашу просьбу прокомментировать выступление.
"Институт как будущая структура начинался с комиссий. В 1909 году была создана Комиссия по подготовке празднования 200-летнего юбилея М.В.Ломоносова. В 1910 году была создана Комиссия по подготовке выставки "Елизаветинское время и Ломоносов". Потом появилась еще одна комиссия - приближалось празднование 25-летия назначения на должность президента Академии наук великого князя К.К.Романова. Юбилей отметили в мае 1914 г., как раз перед войной, которая знаменовала собой начинающийся хаос. В 1917 г. грянула революция, и хаос достиг высшей степени. Где-то в этой смене эпох в России была осознана потребность в изучении истории научных и технических знаний.
В 1921 г. была сформирована Комиссия по истории знаний (КИЗ). Вернувшийся из Симферополя сначала в Москву, потом - в Петербург, В.И.Вернадский возглавил эту комиссию. Потом Вернадский уезжал за границу. Когда он вернулся в 1926 г., КИЗ заработала на полную мощность, публиковались книги, сборники.
Тем временем в Москве, в Комакадемии, в 1927 году образовывают кабинет по истории естествознания, первоначально задуманный как будущий институт. Так что создание института могло пойти и другим путем.
Возникает бимодальность: Комакадемии (с кабинетом по истории естествознания) и КИЗ.
Долгое событие - создание Института - завершается через 23 года рождением в 1932 г. Института истории науки и техники Академии наук СССР (ИИНТ)".
- Как вы оцениваете историю истории науки и техники в нашей стране - это следствие менталитета, отношения государства к сохранению научных знаний или судьба одного из научных учреждений?
- Не вижу особой разницы между двумя вашими альтернативами. Это частная история одного российского института, которая повторяется в различных вариациях с другими институтами тоже. Чисто российская история.
- Встречалось ли вам в жизни научное учреждение, которое бы вы считали эталоном, наиболее эффективной для научного труда организацией?
- Обеспечить условия труда для занятий наукой в общем-то не так трудно. Самое главное - не мешать ученому работать. Он сам будет все делать, он хочет работать, он готов работать день и ночь, не надо ему мешать. Могу сказать, что в моей биографии был период, когда я полгода работал в одном зарубежном институте. Я прожил уже жизнь немаленькую, и могу сказать - более эффективного времени для научной работы, чем те полгода, за всю мою жизнь у меня не было. Потому что там у меня был отдельный кабинет, компьютер, помощник, которого можно было просить подбирать литературу во всех возможных библиотеках. Я мог думать, писать и работать.
С тех пор как я стал директором института, пытаюсь написать какие-то статьи, которые необходимы для нашей деятельности (не говорю уже про книжки, это уже совсем невозможно), но получается только в переездах - сел в поезд или самолет, открыл компьютер, пиши. Потому что все остальное время надо заниматься тем, чтобы не отключали свет, обеспечивать и другие условия для работы... Понимаю, что теперь я не совсем ученый, коль стал директором - занимайся хозяйством. Но ведь и всем остальным научным работникам необходимы нормальные рабочие места. И сделать это почему-то в России оказывается невозможно. Но люди, тем не менее, продолжают работать, потому что они любят науку, любят свою область деятельности. Это странно, но объяснимо - люди ходят на работу только потому, что они ее любят. Мне кажется, даже если им перестать платить деньги (потому что деньги, которые платят в академических институтах, просто смешные), они будут сами платить за возможность войти в неотапливаемое помещение института, чтобы, сидя в шубе, продолжать заниматься своим делом.
"27 января 2013 г. исполняется 150 лет со дня рождения А.С.Лаппо-Данилевского (1863-1919), крупнейшего русского историка, археографа, философа, историка науки, российского государственного деятеля (член Государственного совета, член Комиссии по выработке избирательного закона в Учредительное собрание). В этой связи уместно было бы установить академическую награду..."
- Это уже о планах института. Почему выбрали именно Лаппо-Данилевского, за какие достижения будет вручаться награда?
- Потому что этот ученый, как мы считаем, был в России основоположником систематического изучения истории науки, мы предложили Академии наук учредить такую награду. В РАН много своих наград, медалей, премий в разных областях. В области истории науки и техники нет ни одной. 2012 год в России, согласно Указу Президента, объявлен годом истории. Если мы сейчас учредим премию для историков науки и техники, то по итогам 2012 года и вручим ее в следующем году, когда исполнится 150 лет со дня рождения Лаппо-Данилевского. Мне кажется, это будет и логично, и красиво. Но я не уверен, примет ли Академия наук такое решение. Если не примет, то мы все же эту премию учредим, но она будет институтская, "вес" у нее будет много меньше для ученых, которым мы будем ее вручать, но, тем не менее, она будет.
"Один из основателей в России истории науки и техники академик В. И. Вернадский считал, что необходимо создание института истории науки и техники, специализированных журнала и музея. Если институт и журнал существуют, то до сих пор в нашей стране нет Музея истории науки и техники, в отличие от большинства зарубежных, даже небольших стран".
- В чем заключается принципиальное отличие Музея истории науки и техники от уже много лет существующего Политехнического?
- Политехнический - это музей фактов техники. А наш музей должен показать развитие науки и техники.
- Как Дарвиновский музей эволюции - от простых организмов к сложным биологическим системам?
- Здесь не так все просто. В науке и технике развитие идет от простого к сложному, потом от сложного опять к простому, что порой гораздо труднее. И развитие науки и техники обычной спиралью никак не изобразишь. Тем не менее нам хотелось бы показать, как развивалась наука, из чего вырастали научные открытия, как связаны разные области науки. Таких связей, сети связей между научными фактами и техническими достижениями, в Политехническом музее нет, это просто другой музей.
Естественно, этими мероприятиями планы не исчерпываются. Предполагается подготовить собственный фундаментальный учебный курс, пригласить провести в России Международный конгресс по истории науки и техники (13-й форум проводился в 1971 году в Москве). Что касается Объединенного института ядерных исследований, один из проектов - создание истории коллайдера NICA, работы по которому ведутся уже два года.
Галина МЯЛКОВСКАЯ
|