Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

НТС ОИЯИ: поиск решений, обсуждение планов

Первое заседание Научно-технического совета ОИЯИ в новом составе прошло 15 апреля в Доме международных совещаний. Окончательный вариант списка членов НТС был утвержден всего тремя днями ранее, поэтому от встречи никто не ждал принятия основополагающих решений. Понять настроение, готовность сотрудничать, выработать направления и регламент деятельности, обсудить формы работы и темы ближайших заседаний - пожалуй, так можно сформулировать основную цель заседания.

Директор ОИЯИ В.А.Матвеев особо подчеркнул, что новый состав впервые в значительной степени выборный, и важным для работы НТС условием он считает для себя необходимым не мешать, не давить, а дать возможность НТС самостоятельно определять нужную линию. "Думаю, директор, - сказал Виктор Анатольевич, - должен не просто слушать критику и предложения, которые реально не так легко исполнить. Нам надо двигаться навстречу друг другу. Поэтому я присутствующим здесь руководителям управлений Института тоже хочу сказать - не бойтесь того, что здесь может прозвучать, и тех предложений, которые вам покажутся не слишком приемлемыми, давайте включайтесь в обсуждения. Мы должны выработать взаимное уважение и доверие. Без этого справиться со сложнейшими задачами управления Институтом, думаю, невозможно".

Перед тем как начать обсуждение основных направлений деятельности НТС, Р.В.Джолос сказал: "То, о чем я буду говорить, это моя точка зрения, это не значит, что ее должны все принимать; я это обсуждал с ближайшими коллегами, но не более того. Нам надо определиться, на что должна быть нацелена наша работа и какие вопросы прежде всего должны рассматриваться.

Первое - эффективность проблемно-тематического плана. Не только научная результативность, но и то, насколько Институт становится более привлекательным для ученых из стран-участниц. Я просмотрел проблемно-тематический план, списки руководителей и соруководителей тем, и нашел только три фамилии представителей других стран, кроме России. Дело, конечно, не в числе фамилий, дело в том, что за этим стоит. Раньше была немного другая структура, были комитеты по направлениям, в которые входили представители групп и коллективов стран-участниц. На них обсуждались проекты экспериментов. Там же могли решаться и кадровые вопросы, кто сколько человек может направить в ОИЯИ. Сейчас ситуация иная. Чтобы пробиться со своей идеей на ПКК, надо пройти через НТС лаборатории, а там, желая поддержать проект, надо с кого-то снимать финансирование, потому что бюджет расписан. Я хочу подчеркнуть, что в тяжелые 90-е годы Институт выжил не в последнюю очередь благодаря международному статусу. Реально развиваться дальше мы можем тоже только как международная организация.

Второй вопрос. В Уставе ОИЯИ сказано, что Институт может использовать результаты своих исследований, имеющих прикладной характер, с целью увеличения бюджета для фундаментальных исследований. В Институте, на его базе и с его участием, создано не так мало дочерних организаций. А вопрос в том, все ли они работают на основные цели Института? Не создаем ли мы резкого перекоса в оплате труда сотрудников в зависимости от того, насколько они близки к источникам внебюджетных доходов? И вообще, не подкладываем ли мы "бомбу" под основание Института, не создавая достаточно условий для участия в этой работе и представителей всех стран-участниц, а не только России?

И, наконец, третий вопрос - это взаимоотношения лабораторий с управлениями Института. Когда я знакомился с ситуацией, первое, что бросилось в глаза, - потеря или почти исчезновение механизма обратного воздействия лабораторий на деятельность администрации. Этот механизм был, более того, в прежние времена был контроль. Через несколько лет должны начать функционировать комплекс NICA и фабрика тяжелых ионов. Нужна максимальная прозрачность финансовых потоков, интерактивный учет, чтобы постоянно можно было видеть, насколько средства Института сосредоточены на решении основных задач.

Отсутствие обратной связи отрицательно сказалось и на деятельности управления. Я столкнулся с совершенно поразительным фактом - запретом на передачу информации из одного подразделения управления в другое, то есть с "закупоркой сосудов", по которым проходит информация.

В начале 90-х бюджет ОИЯИ составлял порядка 40 миллионов, и то не было 100-процентного наполнения. Тогда надо было выжить. Сейчас это почти 150 миллионов. Рост в 3,5 раза. Это уже не бюджет выживания. Это бюджет развития. И с нас, ученых и инженеров, работающих в лабораториях, спросят: а что мы создали на эти деньги. И чтобы эффективно использовать полученные ресурсы, управленческая деятельность должна быть максимально ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для научной работы лабораторий. И, наверное, наше слово о том, как надо организовать административную деятельность, должно быть весомым.

Мы международный научный центр. У нас есть определенная свобода в организации административной деятельности. Она важна и должна быть полностью нацелена на содействие решению тех задач, ради которых ОИЯИ был создан и живет. А НТС ОИЯИ, являясь консультативным органом при дирекции Института, должен быть тем механизмом, через который лаборатории могут воздействовать на деятельность дирекции и ее аппарата управления. Если такая точка зрения возобладает, то хорошо".

В той или иной мере с председателем НТС были согласны все выступающие: отметив актуальность и своевременность затронутых проблем, они дополнили обсуждение примерами из своих лабораторий и соответствующими предложениями.

В.Д.Кекелидзе: Экспериментатору нужны инфраструктура, изобилие инструментов, возможность быстро реализовывать те идеи, которые возникают, быстро и эффективно продвигаться. И производительность труда тогда будет максимальная. У нас она существенно ниже, чем в развитых центрах. Производительность труда - это то, что специалист за единицу времени может выполнить, чтобы реализовать свой научный потенциал. Это главное для молодого амбициозного начинающего лидера и вообще любого физика и ученого.

М.Г.Иткис: Комитеты, которые были упомянуты, очень полезны именно с точки зрения международной деятельности - как комитеты пользователей, где могли рассматриваться предложения из разных стран по конкретным экспериментам. Вы знаете, это сохранилось только в ЛНФ. На самом деле у нас нет места, где бы обсуждались по другим направлениям предложения других институтов из наших стран-участниц. В какой форме это организовать - серьезный вопрос.

И.А.Савин: Что касается проблемно-тематического плана, аналогов в мире нет. Никаких тем нет. В мире есть проекты экспериментов. Проекты экспериментов предлагают коллективы, их защищают, там содержатся научное обоснование, техническое решение, временной фактор и финансовое обеспечение. А темы - это ничто, это собрание экспериментов в лучшем случае, когда они прошли. Поэтому тема не играет никакой роли, и было бы хорошо освободиться от этого и назвать просто - план научных исследований ОИЯИ.

И.Н.Мешков: Слушал с удовольствием то, что тут начало происходить. Многие присутствующие были в предыдущем составе НТС и могут вспомнить, что Алексей Норайрович вначале пытался оживить его деятельность и сделать то, о чем вы сейчас говорите. Я верю, что главная задача - это сделать так, чтобы члены НТС были активны, а не просто сидели и слушали. Проблем в Институте море, и никто иной как члены НТС должны быть носителями голоса народа.

* * *

Вице-директор ОИЯИ Р.Ледницки рассказал о работе группы по вопросам кадровой политики. Группа была создана в декабре, в нее вошли 10 экспертов. За это время было проведено четыре заседания, в результате дискуссий выработаны рекомендации для дирекции.

"Предлагается создать в штате дирекции ставки с заработной платой на уровне крупнейших мировых центров для привлечения ученых, которые могли бы стать лидерами групп научных направлений в ОИЯИ. Организовать при этом кадровую комиссию при дирекции с привлечением ученых из стран-участниц, которая бы проводила отбор кандидатов.

Одного лидера высокого уровня недостаточно для того, чтобы реализовать идею, нужно иметь сотрудников и работников, которые эти задачи будут выполнять. В связи с этим рекомендуется руководителям научных проектов предусматривать средства для привлечения на конкурсной основе специалистов.

Еще один пункт - предусмотреть в структуре управления механизм учета и контроля за распределением мест в общежитии и служебных квартир, а также создание информационного сайта для обеспечения прозрачности такого распределения.

Рассмотреть вопрос о необходимости возрастных ограничений для руководителей всех подразделений Института и ограничении сроков работы на руководящих должностях.

Ввести в Институте автоматизированную систему документооборота, включая оформление командировок, договоров, бухгалтерских и других документов с применением электронной подписи и автоматизированных путей прохождения с открытием доступа для заинтересованных лиц.

И наконец, внедрить в ОИЯИ автоматизированную систему учета рабочего времени персонала для создания базы данных с целью ее использования руководителями подразделений для повышения эффективности работы сотрудников".

Отзывы на эти рекомендации были противоречивые - обсуждались возможная социальная напряженность в связи с введением ставок оплаты европейского уровня, полномочия руководителя проекта, учет в финансовом обеспечении проекта уровня оплаты труда сотрудников и возможности привлечения новых специалистов, передача в собственность служебного жилья и так далее.

Своего рода итог подвел Ю.Ц.Оганесян: "Хотел бы поблагодарить Рихарда Ледницкого за то, что он все это организовал. Много лет здесь живу, и на моей практике первый раз серьезно был поставлен вопрос и так серьезно обсуждался... Есть вещи, которые нужно делать сейчас, потому что проекты уже идут, руководителям нужно дать максимальную степень свободы. Есть вещи более "долгоиграющие" - молодые люди. А кто эти молодые люди? Как они выглядят, сколько им лет, где они учились, на что способны? Уже много лет в Институте мы живем по принципу - чем богаты, тем и рады. А когда сталкиваешься с ситуацией, оказывается, не очень богаты; и если уж совсем детально - то не очень-то и рады. Эту ситуацию надо менять. Я всегда был за то, чтобы конкурсы организовывать, ставки создавать. Очень надеюсь, что ученые из стран-участниц отзовутся на это. Институт международный, в этом, может быть, его самая большая сила".

* * *

С информацией о подготовке к государственной аккредитации аспирантуры ОИЯИ выступил директор УНЦ С.З.Пакуляк. Принято следующее решение: НТС считает необходимым выполнить подготовительную работу по подготовке к Государственной аккредитации аспирантуры ОИЯИ.

Информацию по изменению структуры управления ОИЯИ, рекомендованную группой по вопросам кадровой политики и комиссией по анализу ситуации в пансионате "Дубна", представил Р.В.Джолос: "Сейчас у нас ситуация такая: планирование расходов, расстановка приоритетов, последующая корректировка, начисление платежей и контроль, - это все концентрируется в финансово-экономическом управлении... Анализ, проведенный внешней комиссией, показал, что эта система не позволяет оперативно управлять движением финансовых средств; фиксация поступлений и фиксация расходов может растягиваться на месяцы, а вследствие этого бухгалтерия не может оперативно контролировать, как идет расходование финансовых средств. Поэтому предложение было такое - вывести бухгалтерию из состава финансово-экономического управления.

Предыдущее обсуждение показало, что предстоит большая работа, связанная с кадрами, персоналом. Поэтому группа по кадровой политике ОИЯИ рекомендует из управления персонала и инноваций выделить отдел кадров, отдел труда и зарплаты и юридический отдел. Образовать в структуре администрации ОИЯИ управление персонала, которое включает отдел кадров и отдел труда и заработной платы. Предусмотреть в структуре созданного управления ведение учета и контроля за распределением мест в общежитиях ОИЯИ и служебных квартир, а также организацию информационного сайта для обеспечения прозрачности такого распределения и общественного контроля.

И третья рекомендация связана с ограничением срока полномочий руководителей управлений и необходимостью заслушивать их отчеты на НТС ОИЯИ".

Эти рекомендации, как и предыдущие пункты повестки дня, вызвали обмен мнениями. Признано, что совершенствовать систему управления необходимо, однако стоит прислушаться к мнению экспертов, изучить опыт создания административных структур в других организациях. Члены НТС ОИЯИ выразили желание более детально ознакомиться с документами комиссий. Директор ОИЯИ еще раз подчеркнул, что на заседание приглашены руководители подразделений, которые готовы ответить на вопросы членов НТС. Однако вопросов не последовало, видимо, из-за недостатка информации на данный момент.

* * *

Ученый секретарь НТС Е.А.Колганова рассказала о плане работы совета на ближайшее время и предложила темы для обсуждения. Это корректировка Семилетнего плана; доработка нового Положения об НТС ОИЯИ; обсуждение вопросов баланса в обеспечении ресурсами программ научных исследований, проводимых в Дубне, и выездных экспериментов; обеспеченность основных научных проектов молодыми кадрами; работа ООО и дочерних фирм, функционирующих на площадках ОИЯИ и/или созданных с участием ОИЯИ.

Для работы НТС между заседаниями планируется создать интернет-страницу, где будут выкладываться материалы, которые можно обсуждать и высказывать свое мнение, будет страница для проведения голосования.

Д.В.Ширков предложил включить пункт, связанный с перспективой работы ЛИТ не только на внешние эксперименты, но и для ОИЯИ. И.Н.Мешков заметил, что реально необходимы 6-8 заседаний в год, чтобы НТС был действенным органом, мог вовремя реагировать на события. В заключение В.А.Матвеев отметил оперативность подготовки первого заседания и подчеркнул, "что к концу заседания готовность обсуждать и спорить стала проявляться вполне определенно".

Галина МЯЛКОВСКАЯ


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер