|
|
Семинары
ДЦ-110: снаружи, внутри и в перспективе
Открывая 21 июня совместное заседание секции физики пучков и ускорительной техники общеинститутского семинара и отдела ускорителей ЛЯР имени Г.Н.Флерова, посвященное завершению пуско-наладочных работ и вводу в строй специализированного циклотрона ДЦ-110 для производства трековых мембран, член-корреспондент РАН И.Н.Мешков охарактеризовал пуск нового циклотрона в правобережной части ОЭЗ "Дубна" как значительное событие в истории ОИЯИ. Проект нового ускорительного комплекса продолжил серию циклотронов для прикладных задач ИЦ-100, ДЦ-60, разработанных в ЛЯР.
Директор ЛЯР, руководитель проекта ДЦ-110 профессор С.Н.Дмитриев радушно приветствовал собравшийся в обновленном и со вкусом реконструированном конференц-зале Флеровской лаборатории "цвет ускорительной науки" нашего Института. Как известно, новые ускорители не рождаются на пустом месте. И в данном случае история восходит к 70-м годам прошлого века, когда под руководством Г.Н.Флерова в ЛЯР шел интенсивный процесс создания и развития семьи циклотронов для фундаментальных и прикладных исследований. Тогда же формировалось ядро коллектива разработчиков новой ускорительной техники, на счету которого несколько машин, которые работают сегодня в научных центрах стран-участниц и, конечно, в Дубне. Создание специализированного циклотрона тяжелых ионов ДЦ-110 по заказу госкорпорации "Роснано" для научно-производственного комплекса БЕТА, ставшее главной темой семинара, сплотило многих талантливых людей. Здесь работали по единому графику не только инженеры и физики Лаборатории ядерных реакций, но и ведущие специалисты ЛФВЭ и ЛЯП. Обмениваясь идеями, методами, участники взаимно обогащались, и такое сотрудничество будет развиваться и на других проектах.
Основной докладчик научно-технический руководитель проекта Б.Н.Гикал (на снимке) прежде всего отметил, что над созданием циклотрона работал большой коллектив - около ста научных сотрудников и инженеров. Он подробно остановился на технических характеристиках основных систем циклотрона, подтверждая тезис, высказанный в начале семинара С.Н.Дмитриевым, - ДЦ-110, по мнению независимых специалистов, - это самая технологичная машина такого уровня, других таких в мире нет. Сегодня циклотрон позволяет получать интенсивные пучки ускоренных ионов Ar, Kr и Xe с фиксированной энергией 2,5 МэВ/нуклон. Завершены пусконаладочные работы на циклотронном комплексе, в ходе которых были получены проектные параметры. С использованием пучков циклотрона были произведены трековые мембраны с плотностью пор 1,3х108 см-2 и 7х107 см-2. И теперь специально обученные сотрудники НПК БЕТА могут самостоятельно управлять работой циклотронного комплекса. Аудитория дружными аплодисментами приветствовала группу молодых специалистов, поднявшихся на галерке, которые приняли эстафету от создателей.
Дальнейший ход семинара познакомил участников с идеями и техническими деталями, заложенными в основу создания основных систем циклотронного комплекса. Об источнике ионов DECRIS-5 рассказал С.Л.Богомолов; И.А.Иваненко представил методы и результаты коррекции медианной плоскости на циклотроне ДЦ-110; в детали радиационной обстановки собравшихся посвятил В.Ю.Щеголев.
Выступления коллег-ускорительщиков из разных лабораторий, завершившие семинар, начинались с поздравлений в адрес авторов и создателей, констатировали высокий технологический уровень исполнения проекта и содержали конструктивные предложения.
А.Д.Коваленко, заместитель директора ЛФВЭ: Сегодня мы увидели, что в ОИЯИ сложилась команда, которая может рассчитывать и выпускать машины, применяемые в промышленных процессах. А особенности таких ускорителей: они сдаются под ключ, просты в управлении, - накладывает на разработчиков и создателей очень высокие требования.
В.М.Жабицкий, ведущий научный сотрудник ЛФВЭ: Всегда приятно, когда результат превышает ожидания. Это говорит о том, что профессионализм, мастерство участников исполнения проекта превзошли средний уровень, который обычно закладывается в техническое задание заказчиков. Не только на графиках, описывающих ускорительные процессы, и в цифрах, характеризующих технические параметры, но и на слайдах, демонстрирующих "коммерческие свойства товара", мы увидели уровень значительно выше среднего. Сейчас начинается очень важный период эксплуатации ДЦ-110, и я хочу предложить разработчикам поучаствовать в этом процессе, что-то по ходу дела увидеть и изменить. Этот ценный опыт может пригодиться в будущем.
И.Н.Мешков, руководитель секции физики пучков и ускорительной техники общеинститутского семинара, советник при дирекции Института: То есть нужно организовать авторское сопровождение изделия от изготовления до выхода его из эксплуатации, которое пока практикуется только в "Аэрофлоте".
Евгений МОЛЧАНОВ,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
|