Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Физики - лирики

Возвращение Таганки, или 50 лет спустя

28 января Дубна принимала "Таганку" - в Доме культуры "Мир" с аншлагом прошел спектакль "Владимир Высоцкий", посвященный 75-летию поэта и актера. Ведущие, глубоко посвященные в тему, - автор недавно вышедшей книги "Высоцкий в Дубне" заместитель директора ДК "Мир" Любовь Орелович и советник дирекции ОИЯИ Генрих Варденга в начале вечера вспомнили о добрых и тесных контактах Дубны и Таганки. Приветствиями и памятными подарками обменялись после спектакля директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев и заслуженный артист России Анатолий Васильев. Многим дубненцам, причастным к дружбе ученых и актеров, были вручены памятные грамоты администрации города. Об этой дружбе по просьбе редакции вспоминает сегодня один из ее инициаторов.

Когда в детстве я взахлеб читал книги А.Дюма о трех мушкетерах, "20 лет спустя" произвела на меня особое впечатление. 20 лет! Это же почти вечность! Встретившись снова с Театром на Таганке, приехавшим в Дубну 28 января со спектаклем "Владимир Высоцкий", я осознал, как же наивно было мое детское убеждение.

Да, именно 50 лет назад я познакомился с группой ребят из Щукинского театрального училища, создавших под руководством Ю.П.Любимова спектакль "Добрый человек из Сезуана". Это была всего лишь студенческая курсовая работа. Но она всколыхнула весь театральный мир Москвы. В ней были и гражданская смелость, и протест против существовавших идеологических догм, и новизна сценических решений. Она точно попала в резонанс общественных настроений того времени. Естественно, возникла идея о создании на основе этой студенческой группы театра со своим новым творческим почерком.

Я имел некоторое отношение к реализации этой идеи на начальном этапе и к организации в Дубне выездных спектаклей Театра на Таганке. За эту свою деятельность был удостоен впоследствии звания почетного члена коллектива театра, чем, не скрою, горжусь. Дело обстояло так. После первого посещения Дубны студентами "Щуки" Г.Н.Флеров, впечатленный спектаклем, позвал меня и предложил: "Слава, давайте напишем начальству письмо, возвышенное до глупости". Речь шла о создании в нашем городе театра с труппой Ю.П.Любимова. Письмо было написано (точного содержания его не помню), подписано нашими именитыми академиками и отправлено в ЦК КПСС. Несмотря на наивность содержащихся в нем предложений, оно сработало как общественная инициатива. Была поддержка и других московских академиков-физиков (не исключаю - под влиянием Флерова).

В то время престиж физиков в нашем обществе был на высоком уровне. С легкой руки поэта Б.Слуцкого: "Что-то физики в почете, что лирики в загоне" - родился миф о физиках и лириках. Эта антитеза всегда казалась мне надуманной, но она воцарилась и начала властвовать умами. Воистину нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Физикам отдавалась пальма первенства, они были превращены в героев нашего времени. Независимость физиков от царствовавшей тогда идеологии была притягательной для общества, отсюда и возникали новые идеалы фрондирующей интеллигенции, воспрянувшей во время хрущевской оттепели. Этим можно объяснить и возникновение мифа о физиках и лириках. Но идеализация физиков в том виде, как она явилась, была искажением и принижением их действительной общественной роли. На самом деле подвиг физиков имел державные корни, он питался сознанием необходимости обеспечить мировое первенство стране, доказать дееспособность национального интеллекта, его творческие возможности, возвысить народный дух. Здесь истоки самоотверженности, самопожертвования и воли. Этот порыв был настолько силен и могуч, что сковывавшие его вериги идеологии были отброшены.

В конце концов, новый театр был создан на базе умиравшего в то время Драматического театра на площади Таганка. И он продолжал свою триумфальную деятельность на протяжении многих лет. Ради справедливости следует отметить решающую роль в его организации заведующей сектором театрального искусства ЦК Александры Васильевны Михайловой. Чего это ей стоило, трудно передать. Отрадно, что есть у нас настоящие русские женщины, преданные русской культуре.

Творческая деятельность Театра на Таганке не была безоблачной. Каждый новый спектакль встречал противодействие партийных надзирателей. М.А.Суслов, значительно укрепивший свое влияние на культурную жизнь страны, намерился возродить "прожект" его превосходительства генерала Крутицкого из пьесы "На всякого мудреца довольно простоты" о введении единомыслия в России. Не только свободомыслие, но даже и вольнодумство почиталось за измену Родине. Мы помним эти мрачные времена. И нужно отдать должное Ю.П.Любимову, смело сражавшемуся за свое творчество, наполненное гражданским героизмом.

Особо нужно сказать о Владимире Высоцком, который стал центральной фигурой в коллективе театра. Он был и остается его символом. Но он был и великим поэтом России. При встречах с ним меня впечатляло, что за невзрачной внешностью и грубым мужицким лицом скрывался мощный гений, выразивший в своем творчестве истинное народное начало. В его стихах и песнях, от шутовских побасенок до подлинных шедевров возвышенной поэзии, выплеснулась душа народная. По существу в его творчестве представлена вся наша жизнь. Редки такие самородки в русской культуре.

А каково богатство русского языка, безупречное владение словом! Неожиданные словосочетания точно выражают создаваемый образ и будоражат русскую душу. "Мы ползем, бугорки обнимая, кочки тискаем зло, не любя, и коленями Землю толкаем от себя, от себя" - это о пехоте. Или "И душам их дано бродить в цветах, и вечностью дышать в одно дыханье, и встретиться со вздохом на устах на хрупких переправах и мостах, на узких перекрестках мирозданья..." - это о вечности любви.

Сейчас в театре настали трудные времена. Из-за каких-то внутренних раздоров Любимов покинул свое детище. Валерию Золотухину, возглавившему театр, предстоит найти свой стиль. Но я надеюсь, что традиции "Таганки" будут сохранены. Они всегда отличались свободолюбием, творческим дерзанием, гражданским мужеством. Не дай Бог поддаться новым веяниям в современной культуре, когда глумление над классикой превратилось чуть ли не в доблесть. Гамлет выезжает на сцену на велосипеде, а королева на троне еле-еле в платье. Открывая сезон в La Scala, в опере Моцарта "Дон Жуан" наша звезда Аня Нетребко поет арии босая и в посконной ночной рубашке. По-моему, все мы едем не туда.

Мораль новых времен отличается бездушием, поклонением пошлости мещанского мировоззрения. Но это противно русской великой культуре. Нынешнее состояние общества с гениальной прозорливостью предсказал наш пророк Ф.М.Достоевский: "В народе началось какое-то неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму. Носится какой-то дурман, какой-то зуд разврата. Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда, всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно. Я ведь знаю, что и раньше много было скверного, но ныне бесспорно удесятерилось. Главное, носится такая мысль, такое как бы учение или верование. Верую, что царство мысли и света способно водвориться у нас, и никто не захочет стать за идею о необходимости озверения одной части людей для благосостояния другой части, изображающей из себя цивилизацию".

Хотелось бы, чтобы эти слова пророка были восприняты нашими любимцами с Таганки и на фронтоне своего театра они начертали слова Володи Высоцкого "Обидно мне, что слово честь забыто".

Владислав ЩЕГОЛЕВ,
фото Павла КОЛЕСОВА


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер