|
|
Из путевого дневника
Женевские каникулы
(Окончание. Начало в №№ 48, 49.)
7 НОЯБРЯ. За пределами Стандартной модели. Детектор CMS. Физика на LHC - бозон Хиггса. В ускорительном комплексе. От Глоба - к "Микрокосму".
Как примерные ученики мы с Игорем доложили Станиславу Пакуляку, что отъезжаем на "точку", поэтому "схватили" на камеры и в блокнот только начало лекции Дмитрия Горбунова об осцилляциях нейтрино. Потом его сменили на лекторской трибуне Данила Тлисов - научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, физфак МГУ (лекция о детекторе CMS) и Максим Титов (поиск Хиггса), но и в отсутствие Игоря процесс увековечения учебной программы продолжался, и сейчас на сайте УНЦ можно увидеть все, что происходило в здании 13-2-005, откуда открывался прекрасный вид на центральную парковку с двумя огромными дубами, сохранившимися с доцерновских времен.
Справка STRF.ru: Максим Титов в 1996 году окончил Московский физико-технический институт. Профессионально заниматься теоретической и экспериментальной физикой начал на третьем курсе; работал в Институте теоретической и экспериментальной физики, в немецком Исследовательском центре по физике частиц DESY. С 2003 года - в Университете Фрайбурга (Германия), с 2007 года - в Комиссариате атомной энергии Франции. С 2009 года - руководитель коллаборации RD51 ЦЕРН.
Перед входом в ускорительный комплекс нас встречают Павел Белошицкий и Юрий Ермолин. Павел, между прочим, член MAC - международного комитета экспертов по проекту NICA, Юрий - президент Российско-швейцарской научной ассоциации. Оба работают в ЦЕРН давно, занимают здесь постоянные позиции. "В гостях у Павла" я уже второй раз, был на PS/AD лет пять назад. Нынешняя экскурсия пошире, чем тогда. А третий гид - физик Вячеслав Гришин (на снимке) из ИФВЭ - тоже работает в Швейцарии уже несколько лет, "и только теперь находит в себе силы признаться в том, что на свете существует ум, еще более глобальный, чем его собственный: Ум машины...". Так написал о нем журнал "Русский пионер".
А вот что сообщает о церновском накопителе антипротонов Википедия: Antiproton Decelerator (AD) - замедлитель антипротонов, исследовательский синхротрон периметром 182 м. Используется для накопления, охлаждения и замедления пучков антипротонов. Накопитель AD был запущен в 2000 году, став источником антипротонов вместо старого антипротонного комплекса. Выпущенный из AD пучок антипротонов замедляется, либо проходя через тонкие фольги (эксперименты ALPHA, ATRAP), либо в линейном деселераторе с ВЧ структурой для эксперимента ASACUSA. Эти эксперименты, равно как и завершенный ATHENA, направлены на получение, удержание в ловушках и изучение атомов антиматерии.
Тремя группами участники школы прошли по периметру синхротрона, посмотрели на установки (вид сверху), созданные для изучения атомов антиматерии, удивляясь уже не в первый раз умам людей, переплавленным в умы машин...
Следующий пункт программы... я уже когда-то описал. В статье, заказанной журналом "Знание - сила". Процитируем?
Микрокосм и макрокосм в Европейской организации ядерных исследований сосуществуют не только мирно, но и наглядно. При въезде на площадку ЦЕРН, расположенную на швейцарской территории (большая часть колец LHC проходит во Франции), вас встречает сферообразный павильон в форме глобуса (Glob) - подарок международной научной организации от Швейцарской Республики, в котором когда-то размещалась экспозиция страны на одной из международных выставок. С тех пор как Глоб оказался здесь, он стал одним из символов ЦЕРН, и его можно увидеть на главной странице церновского сайта в Интернете, окруженным полями цветущих подсолнухов. Сейчас здесь выставочные площадки и конференц-зал.
Сооружение высотой в 27 метров и 40 метров в диаметре сравнимо с куполом собора Святого Петра в Риме. Это уникальный визуальный ориентир днем и ночью, а содержанием своим - и компас по науке и инновациям, и символ планеты Земля. Это своеобразная визитная карточка ЦЕРН, где продуманно и ярко показано взаимодействие и взаимовлияние физики элементарных частиц, передовых технологий и их применения в повседневной жизни.
На первом этаже Глоба выставка "Вселенная частиц" приглашает посетителей к путешествию в мир элементарных частиц от момента Большого взрыва до наших дней. Вся Вселенная состоит из частиц. Но откуда они взялись? Какие законы регулируют их поведение? Цель выставки - посвятить посетителей в основные проблемы современной физики, которые изучаются в ЦЕРН на LHC и других ускорителях.
Инновационный дизайн выставки погружает посетителей в увлекательный мир. Они ищут ответы на свои вопросы на экранах дисплеев, иллюстрирующих путь к знанию, многообразные формы международного сотрудничества и технологические достижения, которые лежат в основе этой невероятной фабрики научных исследований. Впечатляющие видеосюжеты иллюстрируют историю Вселенной…
Выйдя из Глоба, вы пересечете магистраль, соединяющую округ Женевы Мейран с французскими городками у подножий горного массива Юра, и войдете в здание 33 ЦЕРН. В просторном светлом холле за стеклянными стенами - красочные брошюры для туристов, киоски с церновскими сувенирами и вход в залы "Микрокосма", постоянной музейной экспозиции. Меня порой просто умиляли не спеша переходящие от экспоната к экспонату, от постера к постеру, от установки к установке любознательные налогоплательщики из Старого Света. Они приходили поодиночке, с детьми, и целыми группами, чтобы получить из первых уст информацию о том, не угрожает ли нам ЦЕРН "черными дырами", не аннигилирует ли наш мир, если здесь получат слишком много антивещества, и, вообще, что может дать ЦЕРН человечеству...
Говорят участники школы
Важным моментом школы была встреча с членами российского научного сообщества в ЦЕРН. Вклад России и российских ученых в создание LHC огромен: интеллект, ресурсы, организация, технологии и их воплощение в жизнь. Второе яркое впечатление (после посещения LHC, знакомства с экспериментами CMS, ATLAS) - это наблюдение за прямой трансляцией с космической станции.
Лекция Владимира Коренькова о компьютерных системах удивляет возможностями человеческого интеллекта и высочайшего уровня кооперации в решении таких масштабных задач. Мик Сторр, напутствовавший нас по утрам своими философскими обобщениями, неизменно бодрил, настраивал на рабочий лад, заряжал юмором - он не только ученый, но и талантливый педагог. Знакомство с проектом "Ливни знаний" профессора Георгия Шелкова расширило арсенал методических приемов и техники работы педагогов и учащихся, постараемся применять эти знания для подготовки к научно-практическим конференциям.
Ольга Богомолова, Заречный, Пензенская область.
Встречи с инженерами и физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии на различные объекты ЦЕРН - это мощный импульс для всех нас. Самые теплые воспоминания оставила большая познавательная прогулка по Женеве. Особенно, конечно, запомнилось посещение экспериментальных установок, в частности детекторов, на которых был зарегистрирован бозон Хиггса. Спуститься на глубину 100 м и увидеть реальный CMS - незабываемое впечатление!
Соломон Гилядов, Москва.
Меня поездка в ЦЕРН и все увиденное, понятое очень вдохновили. Появились много творческих идей, которые я раньше не решилась бы воплотить, - нашла бы много причин и отговорок. Теперь я знаю, все у меня получится - и написать несколько статей о педагогике, и довести до конца свою кандидатскую.
После этих каникул, погрузившись опять в школьные будни, вдруг ощутила болезненное осознание того, что занимаюсь какой-то рутиной, в то время как есть люди талантливые и увлеченные, которые поглощены одной высокой целью и добиваются ее все вместе. Для своих учеников мы обязательно организуем видеоконференцию с ЦЕРН, им это необходимо!
Зульфия Залялютдинова, Санкт-Петербург.
8 НОЯБРЯ. Образовательная программа ОИЯИ. "Интерграфика" - школьникам и учителям. Россия и ЦЕРН. Вопрос - ответ. В шахте CMS. В "открытом космосе" - виртуально. Итоги и закрытие школы.
Между летними школами для российских учителей физики в ОИЯИ и осенними в ЦЕРН много общего. Даже преподаватели и лекторы, которые оказываются в нужное время в нужном месте - или в Дубне, или в Женеве. Уже не говоря о том, в Дубне уже есть студенты - воспитанники учителей физики, прошедших школы в ОИЯИ и в ЦЕРН. Из обстоятельной презентации директора УНЦ ОИЯИ Станислава Пакуляка учителя узнали много полезного.
Для себя я сделал несколько пометок, связанных с реакцией масс-медиа на образовательные инициативы Дубны. Вот, например, что писала газета "Поиск" 13 января 2012 года: "Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе серия видеоконференций "на местах" с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. Видеоконференции собирали по 200-300 школьников,
а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах...". И уже для многих российских учителей физики стал "своим" интернет-портал на сайте УНЦ ОИЯИ teachers.jinr.ru. Они используют материалы этого сайта для знакомства своих учеников с современной физикой. На форуме и учителя, и ученики могут задать вопросы ученым.
Анна Комарова представила на школе "продукцию" ООО "Интерграфика" - инновационной компании, основанной профессором Юрием Панебратцевым для создания и продвижения образовательных проектов для школьников и учителей совместно с сотрудниками Брукхейвенской национальной лаборатории США. Эта информация вызвала большой интерес преподавателей физики, добавив новые приобретения в уже немалый багаж церновских впечатлений.
Заместитель директора НИИЯФ имени Д.И.Скобельцына МГУ Виктор Саврин, член комитета "Россия - ЦЕРН", озаглавил свою лекцию "Россия в ЦЕРН: прошлое, настоящее, будущее". Тема стала особенно актуальной в связи с подготовкой к 60-летию Европейской организации ядерных исследований, которое будет отмечаться в 2014 году. От далеких уже 60-х годов, первых совместных экспериментов советских физиков в ЦЕРН и участия ЦЕРН в исследованиях на Серпуховском ускорителе, через 90-е, когда на смену соглашению о сотрудничестве, заключенному правительством СССР с дирекцией ЦЕРН, в основу сотрудничества было положено соглашение Россия - ЦЕРН, - до наших дней, когда вклад российских физиков и специалистов в достижения ЦЕРН признается на всех уровнях. Одно из свидетельств этого вклада - около двухсот имен российских ученых в числе авторов публикаций по последним данным, полученным на установках CMS и ATLAS.
Из недавнего интервью Виктора Саврина РИА "Новости": Переговоры о вступлении России в ассоциированные члены Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) могут завершиться в начале 2014 года. Совет ЦЕРН одобрил российскую заявку на вступление в европейскую организацию, и сейчас начинаются переговоры, по итогам которых будет подписано соглашение. "В рамках переговоров обсуждается модель, по которой будет высчитываться взнос России, мы должны выбрать тот вариант, который наиболее выгоден", - сказал ученый. Он напомнил, что взносы полноправных членов ЦЕРН вычисляются исходя из ВВП страны, а взнос ассоциированного члена составляет около 10 процентов от "полного" взноса. Исходя из этой модели, взнос России может составить около 8 миллионов евро.
Дальнейшее больше напоминало некий научный клуб, ибо участникам школы уже было о чем спросить лекторов, - творчески переработанные ими знания о ЦЕРН не только требовали выхода, но и инициировали вопросы, которые, в свою очередь, вызывали живую и адекватную реакцию ученых. Возможно, всплыло кое-что из обсужденного в "работе по группам", когда формулировали вопросы к лекторам будущих школ, уже дополненное новыми впечатлениями и размышлениями о том, как все это претворить в учительской практике на уроках физики.
Почему при создании LHC и при эксплуатации коллайдера существует практика, когда страна или коллаборация или ее часть несет ответственность за отдельные узлы и системы, не проще ли целиком? Кто же тогда отвечает за аварию? Каков уровень квалификации рабочих и инженерно-технических специалистов, которые работают в ЦЕРН? Сколько бозонов Хиггса зарегистрировано на сегодня? А что, те, кто работает на ATLAS и на CMS, они вообще до публикаций не общались, чтобы данные не подгонялись друг под друга!? А почему бозон получил имя Хиггса, хотя автор не он один? (Хороший вопрос! По общему размышлению выбрали вариант - по звучанию: проще и благозвучней, не случайно же на групповых съемках в ЦЕРН вся группа улыбалась не под чи-из, а... под хи-иггс!). Учителей наших интересовали и судьбы российских предприятий, которые внесли большой вклад в создание и коллайдера, и детекторов, в частности завода в Богородицке, поставившего в ЦЕРН огромную партию кристаллов вольфрамата свинца, и какая "новая физика будет изучаться после апгрейда".
И, наконец, мы погружаемся на "шаттл" (я уже говорил, что так называют в ЦЕРН экскурсионные автобусы?) и едем на "точку" - на CMS.
Честно говоря, раньше, когда доводилось бывать здесь еще до пуска коллайдера, не задумывался о многочисленных опасностях, которые подстерегают посетителей. И о многих степенях защиты, которые берегут персонал от технологических угроз. А технику - от несанкционированного проникновения посторонних (минимум три степени защиты). Но благодаря нашему молодому гиду Михаилу Бродскому все живо представили себе и последствия кислородного голодания, и огромные токи, подаваемые на магниты, и мощнейшие магнитные поля… Нашему гиду удалось целиком овладеть аудиторией, потому что сам он был внутри системы и профессионально занимался именно защитой. Не случайно Марина Савино призналась, что она решила пойти в нашей группе (одной из трех) - именно с Мишей. Чего стоил его рассказ о "золотой" пене для пожаротушения, химически абсолютно нейтральной, через которую можно дышать!
Для всех участников школы эта экскурсия стала венцом всей программы, так же как огромный детектор (словно по иронии создателей названный компактным мюонным соленоидом) был и остается венцом творения человеческих рук и умов.
На пульте снова встретился с былыми сотоварищами - Виктором Перелыгиным, Володей Пальчиком, Виктором Жильцовым и другими. "А почему в сороковом корпусе в офисе никого нет, несколько раз туда поднимался?" - спросил я Перелыгина. - "А кто сейчас в сороковом сидит, тот не работает, - вся работа здесь, на точке!".
Последний визит - в Превессан, в здание, на котором красуется яркая надпись AMS ROSS. Здесь расположен пульт, связанный с международной космической станцией, на борту которой установлен церновский детектор, регистрирующий частицы антивещества. Сейчас станция где-то над Атлантикой, и камера, установленная в рабочем помещении, фиксирует в режиме реального времени все действия международного экипажа. Фигуры парящих в невесомости астронавтов в реальном времени кажутся, тем не менее, нереальными.
Марина Савино сопровождала здесь уже не одну экскурсию, и теперь рассказывает нам, что в апреле этого года группа нобелевского лауреата Самуэля Тинга, исследующая данные детектора, опубликовала первые результаты: количество зарегистрированных детектором позитронов оказалось чуть больше предполагавшегося теорией. Это может быть первым указанием на продукты распада темного вещества (темной материи). В эту международную коллаборацию входят и российские физики.
AMS ROSS - красивая точка в насыщенной, яркой, точно выстроенной программе школы. И в завершение ее - подведение итогов в конференц-зале церновских теоретиков. Мик вызывает из зала капитанов пяти команд, которые открывали для себя достопримечательности Женевы: "Важна не победа, а участие! Вы все - победители. И я для вас припас настоящее сокровище - фотографии взаимодействия частиц, полученные в водородных пузырьковых камерах ЦЕРН в апреле 1965 года!". Мик и Марина вручают победителям конкурса эти научные артефакты, а всем участникам школы - сертификаты о ее окончании.
Здесь же, в зале, мы с Игорем пишем последнее интервью, которое вместе с предыдущими вскоре будет помещено на видеопортале ОИЯИ и в YouTube. Говорит Олег Купрацевич, учитель физики из белорусского города Жлобин, чье участие в школе повысило ее ранг до международной:
- Я оказался здесь в замечательном сообществе учителей. Впечатления и эмоции переполняют. Получил огромный объем интересной мне информации. Действительно, мы много общались с лекторами, с российскими коллегами, делились опытом, мнениями. Все, что здесь увидел, услышал, конечно, пригодится в работе. Прежде всего понял такую простую истину, что мы практически ничего еще не знаем. Поэтому моим ученикам, а потом и их ученикам работы в науке достаточно. Так что буду советовать, объяснять, рекомендовать толковым ребятам, у которых глаза горят, обязательно идти в науку.
Говорят участники школы
Несмотря на абсолютно незнакомую среду, я чувствовала себя уверенно и спокойно, что, несомненно, способствовало восприятию нового. Понимаю, что это результат кропотливой подготовительной работы. Но большую роль, мне кажется, играет также личное обаяние и потрясающая позитивная энергетика Мика, Марины и всех тех, кто с нами работал. Встречи и совместная деятельность с такими людьми - огромная удача. Это стимулирует созидательную энергию и надолго остается в памяти светлой страницей. Для учителей, я думаю, это особенно дорого. А для российских учителей, традиционно ощущающих себя людьми двадцать пятого сорта, - вдвойне и втройне.
То, что мы получили потрясающую информацию и огромный материал для анализа и практического использования, - несомненно. Но эмоциональная, духовная составляющая не менее важна. В работе с детьми как нигде нужны уверенность, широкий кругозор, энтузиазм, чувство сопричастности к чему-то большому. Именно это я считаю главным для себя результатом школы. И именно за это я в первую очередь ей благодарна. Еще раз оговорюсь, что никак не умаляю значение содержательной части - все очень интересно и безусловно полезно. Но приоритеты мной расставлены.
Екатерина Резниченко, Москва.
За первую неделю после школы в нашем небольшом Рыбинске я провела два семинара. Первый - с учителями физики, а на второй пригласила учителей вместе с учениками, которые интересуются строением микромира. Присутствовало около семидесяти человек из десяти школ, было много вопросов как от педагогов, так и от учеников. Программа по физике базового уровня (два часа в неделю) не предусматривает изучение физики элементарных частиц, а по вопросам школьников было видно, что их интересуют именно новые открытия, теория Большого взрыва, открытие бозона Хиггса и т.д.
Кроме того, что я являюсь методистом по физике, уже четвертый год веду курс текстологии в Ярославском педагогическом университете у студентов-физиков. Рассказала им об открытиях в физике частиц и работе адронного коллайдера, и зачетную работу они выполнили по теме "Элементарные частицы".
Алевтина Хмельницкая, Рыбинск, Ярославская область.
На мой взгляд, организации, которые способствовали нашей поездке, - ОИЯИ и ЦЕРН - чуть ли не единственные (если не единственные), в которых мало говорят, а много и красиво делают. Делают именно для развития нашей науки, нашей школы, наших детей.
Я скромный учитель, как это сейчас принято говорить, с периферии (хотя с этим можно поспорить), и надеяться на то, чтобы предпринять такую поездку своими силами, даже не стоило. Еще раз огромное спасибо персонально: организаторам - В.А.Матвееву, С.З.Пакуляку, Ю.А.Панебратцеву, И.А.Смирновой, О.А.Решетовой, Е.Г.Карповой (ОИЯИ), М.Сторру, Т.Куртыке, М.Савино (ЦЕРН), А.С.Деникину и нашим превосходным лекторам, всем без исключения.
Нина Лебедева, Волгореченск, Костромская область.
Вместо заключения
Уважаемые участники школы!
Оргкомитет выражает вам признательность за ваше активное участие в работе школы. Мы надеемся, что знания, которые вы получили во время школы, будут переданы вашим ученикам, и, благодаря вашим усилиям, будет подготовлено новое поколение исследователей. Оргкомитет благодарит участников, приславших отзывы о школе в ЦЕРН.
Евгений МОЛЧАНОВ, фото Игоря БЕЛЬВЕДЕРСКОГО, Женева - Дубна.
ОТ АВТОРОВ.
С Новым годом вас, дорогие участники и организаторы школы! Хороших каникул! Нам было очень приятно в вашей компании, и надеемся на новые встречи, уже в Дубне!
|