|
|
Семинары
Хиггс, суперсимметрии, нейтрино...
8 февраля в Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова состоялся коллоквиум, на котором прозвучали два доклада: Д.И.Казакова - "Первые уроки LHC: бозон Хиггса и суперсимметрия" и Д.В.Наумова - "Смешивание нейтрино: статус и перспективы".
Приветствуя собравшихся, директор ОИЯИ академик В.А.Матвеев отметил приятный факт, что День науки отмечается научными докладами по результатам, признанным в мире одними из самых значительных. Тем более приятно, что этот коллоквиум проходит в помещении со своеобразной аурой, именно здесь были сделаны основополагающие открытия в нейтринной физике. Напомнив об истории возникновения этого праздника, Виктор Анатольевич подчеркнул, что, несмотря на возникающие предложения реформировать Российскую академию наук, основанную Петром I, она свои задачи выполняет, наука по-прежнему является основной движущей силой, а наш Институт - флагман международного сотрудничества, важнейший механизм интеграции России в мировую науку.
Начиная свой доклад о результатах исследований на LHC, Дмитрий Игоревич Казаков предупредил сразу - буду говорить для краткости "хиггсовский бозон", хотя в ЦЕРН говорят: "частица, похожая по своим свойствам на хиггсовский бозон". Как известно, в октябре 1964 года английский физик Питер Хиггс опубликовал статью, в которой предсказал частицу, но еще до него, в августе, бельгийцы Роберт Браут и Франсуа Энглер показали, как может работать механизм образования массы, поэтому до сих пор непонятно, как обнаруженную частицу правильно называть.
В докладе (рассматривались только опубликованные данные) была сделана попытка ответить на основополагающие вопросы: можно ли считать зарегистрированную частицу хиггсовским бозоном; совпадают ли результаты измерений с предсказаниями Стандартной модели; есть ли какие-то отклонения от предсказаний и могут ли они быть обоснованы другими теориями. И наконец, если это не хиггсовский бозон, то каковы альтернативы, как мы тогда можем понимать то, что открыто в Женеве.
Вторая часть доклада была посвящена суперсимметриям - теориям, которые позволяют объединить все четыре вида взаимодействия, включая гравитацию.
Выводы, сделанные Д.И.Казаковым в заключение: "С хиггсовским бозоном все развивается так, как мы ожидали по поиску частицы Стандартной модели. По суперсимметрии рановато сдаваться, еще есть возможность объяснить все в суперсимметричных моделях. LHC - думаю, все согласятся - работает даже лучше чем ожидалось, впереди новые результаты, и все подталкивает людей к тому, чтобы создать Международный линейный коллайдер - машину, которая позволит изучить в более чистых фоновых условиях то, что было открыто на LHC".
Второй доклад, посвященный состоянию дел в вопросе смешивания нейтрино, по сути представлял собой обзор достижений, проводимых и планируемых экспериментов по нейтринной физике за последние годы. В частности, Дмитрий Вадимович Наумов рассказал о том, что такое смешивание, как оно проявляется в кварковом и лептонном секторах, как измеряли три угла - 12, 23, 13, что такое нейтринные осцилляции, какой вклад в физику элементарных частиц вносят нейтринные исследования. Чуть более подробно было рассказано об эксперименте коллаборации Daya Bay, участником которой является ОИЯИ, где и был измерен угол 13. В этом эксперименте использовался реакторный комплекс в Китае на 17,5 МВт. Кроме того, было рассказано о планирующихся экспериментах в мире, в том числе о проекте Daya Bay II и об эксперименте DANSS, проводимом ОИЯИ на Калининской АЭС.
Конференц-зал Лаборатории ядерных проблем не смог вместить всех желающих послушать доклады, вопросов было задано очень много, обсуждение продолжилось в менее официальной обстановке - за накрытыми столами.
Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
|