| ||||||
Берегите мозг!2 апреля в зале администрации состоялась лекция Лектор - Татьяна Владимировна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая Лабораторией когнитивных исследований. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ.Родилась в Санкт-Петербурге. Закончила отделение английской филологии филологического факультета СПбГУ. До 1998 года работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И.М.Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем. В 1977 году защитила кандидатскую, а в 1993 году докторскую диссертацию "Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты" по двум специальностям "Теория языкознания" и "Физиология". Читает курсы "Психолингвистика", "Нейролингвистика" и "Когнитивные процессы и мозг" для студентов и аспирантов филологического, биологического и медицинского факультетов СПбГУ. Работает в междисциплинарной области когнитивной науки - на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук. На персональном сайте выложены материалы авторских программ "Ночь. Интеллект. Черниговская", фильмов, телепрограмм "Наблюдатель", "Правила жизни", "Очевидное-невероятное", публичные лекции в лектории "Прямая речь", "Сноб", "Научная Россия". В лекции, прочитанной в Дубне, подчеркивалась мультидисциплинарность исследований. Даже для изучения того, как маленький ребенок овладевает своим первым языком, сегодня нужно быть лингвистом, детским психологом, физиологом, нейрофизиологом... "Самое трудное, - отмечает лектор, - найти общий язык с представителем других наук". Время разобщенных и узкоспециализированных исследований прошло, по мнению Г.Черниговской, сегодня "философия является первым и последним игроком на этом поле. Если философ не скажет, как правильно должен быть задан вопрос, то никакая машина никакого ответа никому не даст. И можно не тратить время на дорогостоящие длительные утомительные эксперименты". Структура лекции позволила за 1,5 часа дать слушателям обзор последних результатах вышеупомянутых наук, развенчать некоторые мифы, точнее, устаревшие представления, сориентировать в спектре наук о жизни, дать жизненно важные рекомендации. Приведем несколько цитат, которые и сами по себе, в отрыве от общего контекста, парадоксальны и сенсационны. *** У нас нет необщих генов ни с кем, кто живет на этой планете. У нас все гены общие. Поэтому вы, когда круассан утром кофе запиваете, имейте в виду, что это ваша прабабушка. 50 процентов общих генов с дрожжами. Пятьдесят! Это много! *** Есть единый язык для жизни, состоящий из 4 букв - ДНК чем написано. И дальше идут тексты. Текст амeбы. Книга лисицы, книга шимпанзе, книга дельфина. И гигантская книга человека - библиотека Конгресса помещается в ДНК. Сам тот факт единого кода заставляет нас задуматься о многом... *** Для коммуникации язык плохое средство. Хорошее средство - азбука Морзе. Язык меняет свое значение постоянно - в зависимости от того, кто сказал, что сказал, после кого, с какой целью, у нас одинаковая система взглядов или нет, какое образование, более того, в среду это значит одно, а во вторник другое... Именно поэтому все неприятности, "коммуникационные ямы", происходят каждую минуту. *** Нас все время в школе учили, что приобретенные признаки не наследуются. Этногенетика говорит, что у нас есть роль в генетическом механизме... если я хорошо ментально работаю, если на нейронной сети пишется серьезный текст, это повлечет за собой изменения в геноме, то есть моим детям лучше...Тут есть одна неприятная вещь - к тому моменту, когда твоя голова начинает хорошо работать, ты уже не рожаешь детей. *** Все творцы своего счастья и несчастья... Двух одинаковых нейронных сетей на свете нет, это сопоставимо с отпечатками пальцев или роговицей. Каждая нейронная сеть отличается от каждой, независимо от того, близнецы, не близнецы, никакой роли не играет. Потому что мы приходим в этот мир не с пустой нейронной сетью, на ней уже много чего написано. Но основной ее текст пишет наша жизнь. Мы пришли с одной, а перед Создателем предстанем с другой. И там будет написано - что ел, что пил, какого цвета юбки, губные помады, Шекспир... весь текст, включая завтраки, вкусы, эту доску - все написано. Мы детям говорим - не ешь шаверму какую-нибудь. Значит, шаверму есть нельзя, а интеллектуальную помойку в себя впускать можно. Тем более, что шаверма с помощью разных процедур может быть изъята из организма, а интеллектуальная - нет. Она там навсегда! Нельзя слушать плохую музыку, читать плохие книги, общаться с плохими людьми - этого делать нельзя, это жизненно важно! *** И напоследок самый важный совет - берегите мозг! PS. Судя по переполненному залу, просвященные жители нашего города ждали этого события, и откликнулись сразу же. С другой стороны, это свидетельство того, как не хватает нам всем "информации из первых уст", от ученых, которые имеют дело с экспериментами и их осмыслением, а не только интерпретациями и обзорами результатов, особенно в области life science. Думаю, многие присоединятся к благодарности организаторам и пожеланию продолжать хорошо начатое. Галина МЯЛКОВСКАЯ
|
|