|
В зеркале прессы
Возможно всё. Физики готовятся к новым открытиям
Недавняя конференция в Варне участников коллаборации RDMS (Russia and Dubna Member States), работающих в эксперименте CMS на Большом адронном коллайдере (LHC) в ЦЕРН, была посвящена обсуждению вопросов текущего состояния дел в физике на LHC, поиска новой физики вне Стандартной модели и перспектив развития физики частиц.
Более 60 ученых, большинство которых - члены RDMS, прибыли в Варну из России, Белоруссии, Болгарии, Украины, Китая, Франции, Швейцарии, Германии, США, чтобы поделиться своими идеями и научными результатами. Принимающая сторона - Институт ядерной физики и ядерной энергетики Болгарской академии наук (INRNE BAS) - создала все условия для их насыщенной и плодотворной работы.
Открывая конференцию, руководитель RDMS Игорь Голутвин напомнил об основных вехах развития Большого адронного коллайдера.
Физики планируют свою работу с размахом - ближайшие десятилетия у экспериментаторов уже расписаны. Примерно понятно, какие технические усовершенствования будут производиться на Большом адронном коллайдере в эти годы. Но не менее интересны научные прогнозы. Какие новые открытия могут быть совершены на обновленном и многократно улучшившем свои характеристики ускорителе?
Прогнозы звучали во многих выступлениях. С большим вниманием участники конференции в Варне слушали доклад нового руководителя (споксмена) эксперимента CMS Джоэля Батлера, неделю назад занявшего высокий пост. В Болгарии состоялось его знакомство с коллективом коллаборации RDMS, чью работу он высоко оценил.
По словам Дж. Батлера, самое интересное, что предстоит ученым, - это открытие физики вне Стандартной модели. "Наша цель в CMS состоит в том, чтобы обнаружить физику, которая расширяет очень успешную, но неполную, как мы видим, Стандартную модель. Возможно, удастся обнаружить новые частицы или объекты, не включенные в спектр частиц СМ", - подчеркнул Батлер.
Завершая выступление, Дж. Балтер обнадежил: "Я уверен, что на Большом адронном коллайдере нас ожидают новые открытия. Это может произойти даже в ближайшие месяцы".
Еще один интересный доклад о научных горизонтах сделал начальник отдела теории фундаментальных взаимодействий Лаборатории теоретической физики ОИЯИ доктор физико-математических наук Дмитрий Казаков. По словам ученого, сейчас физическая наука переживает новый этап, специалисты из "смежных" областей (например, космологи) предлагают свои интересные сценарии. Бозон Хиггса открыт, но непонятно - один ли он.
Большинство участников конференции в Варне работают в Объединенном институте ядерных исследований, что, впрочем, неудивительно, поскольку ОИЯИ является ядром коллаборации RDMS. Директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев подчеркнул, что сотрудничество института с ЦЕРН всегда было и остается очень тесным. По словам академика, в преддверии фазы 2, когда должны быть созданы "фактически новые установки", встает задача еще большей консолидации российских институтов и ОИЯИ, и бренд RDMS должен сыграть в этом важную роль.
К слову, объединяющая ученых России и стран-участниц ОИЯИ коллаборация за последние годы "приросла" новыми членами. В RDMS вошли группы из МИФИ, МФТИ, Новосибирского государственного и Томского политехнического университетов. По оценке Игоря Голутвина, наиболее активно включилась в работу группа МИФИ, деятельность которой координирует член-корреспондент РАН Михаил Данилов.
- Наша группа занималась разработкой нового типа калориметра - с использованием потоков энергии, - начал рассказ Михаил Владимирович. - Это новый подход, он основан в значительной мере на использовании кремниевых фотоумножителей, которые были изобретены в России с участием ученых МИФИ (идея принадлежала профессору Борису Долгошеину). Прежде мы участвовали в работе другой коллаборации, которая готовила эксперименты на будущем Международном линейном коллайдере (ILC). Для него мы и разрабатывали детектор нового типа. Поскольку сейчас развитие этого проекта замедлилось, а коллаборация CMS в прошлом году выбрала подобную концепцию для модернизации своего калориметра, мы активно включились в работу вместе с другими группами RDMS. В ней участвуют также аспиранты и студенты МИФИ. И хотя калориметр будет нужен не раньше 2024-2025 года, такие громадные установки требуют много усилий даже на самых начальных сроках создания.
С большим уважением говорили о роли RDMS и болгарские участники форума. Руководитель лаборатории ядерной электроники Института ядерной физики и ядерной энергетики Болгарской академии наук (INRNE BAS), сопредседатель конференции профессор Иван Ванков отметил:
- Это объединение оказалось очень удобным для участия в работе ЦЕРН ученых из других стран, которые еще не были членами Европейской лаборатории ядерных исследований. Для нашего института эта работа и участие в RDMS очень важны: мы можем гордиться научными результатами, а кроме того, получаем существенное финансирование.
Продолжил слова коллеги и профессор Софийского университета Леандр Литов: "Значение этой работы для Болгарии очень велико. Молодежь, к сожалению, не очень интересуется наукой. Привлечь ее в ряды ученых может участие в таких больших международных проектах, где действительно происходит что-то уникальное и молодые люди могут в полной мере реализовать свой потенциал".
В этом году на конференции RDMS прозвучали и доклады, впрямую не связанные с Большим адронным коллайдером. Один из них - профессора Джи Гао из китайского Института физики высоких энергий - был посвящен планам Китая по созданию гигантского суперколлайдера, который будет в два раза больше и многократно мощнее LHC. Начало его строительства ожидается в 2022 году. Пока проект включен в список наиболее важных научно-технических проектов Китая, на реализацию которых может быть выделено существенное государственное финансирование.
Подводя итоги форума, ученый секретарь RDMS CMS Анатолий Зарубин отметил: "На каждой нашей конференции мы стараемся уделить время обсуждению физики будущего. В этом году в таком контексте обсуждались и вопросы космологии, и новые проекты ускорителей. Нам кажется это правильным, потому что главный вопрос, который сегодня волнует всех, это вопрос о том, что нас ждет после Хиггса".
Светлана БЕЛЯЕВА, газета "Поиск", 28.10.2016
|