| ||||||
Маршруты Дома ученых Все началось как обычно...7 февраля Дом ученых организовал экскурсию в Москву в Центр искусств на выставку "Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний".Необычное началось, как только мы оказались в фойе. Собственно, это было уже начало экспозиции. На первый взгляд казалось, что картины трехмерны, настолько искусно они были освещены, а узконаправленный звук доносил до нас пение птиц, шум морского прибоя, колокольный звон... В 12 залах представлены неизвестные, но узнаваемые по почерку работы Васнецова, Нестерова, Шишкина, Левитана, Куинджи, Айвазовского, Петрова-Водкина и других великих мастеров, придворного художника Николая Второго - Алексея Корзухина, а также старинные иконы, предметы интерьера, принадлежавшие представителям императорской семьи и блистательных дворянских фамилий. Больше ста лет эти шедевры русской живописи не выставлялись - обладатели их тщательно скрывали, берегли от посторонних глаз, пока одна за другой шли революции и войны. Многие экспонаты принадлежали неординарным личностям: эти полотна висели в залах дворца императорской семьи, умиротворяющий пейзаж Елабуги Шишкина - на даче у Лаврентия Берии, а картину Нестерова "Видение отроку Варфоломею" не видел практически никто, кроме Федора Шаляпина. Ее первая часть находится в Третьяковке, а вторую, написанную специально для великого певца, Шаляпин увез в Париж. Особое чувство вызывает портрет графини Стефании Витгенштейн, урожденной Радзивилл, кисти великого Карла Брюллова. Долгие годы он был неизвестен широкой публике, кочуя из одного европейского особняка в другой. Брюллов писал графиню во время итальянского вояжа 1823-1835 годов, в самый расцвет своего дарования. Это видно и по тонкости исполнения, и по светлым чувствам, которые автор вложил в этот образ. К слову сказать, красавица Стефания была любимой фрейлиной императрицы Марии Федоровны, родила двоих детей и умерла в возрасте 26 лет от чахотки. Помимо живописных работ на выставке представлены предметы декоративного искусства. Настольные часы из малахита с тончайшей миниатюрой с изображением Зимнего Дворца были подарком Николая I дочери, великой княжне Ольге Николаевне. Резной шкаф с потайными ящичками принадлежал великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну Александра II. На выставке нет табличек "Руками не трогать". К примеру, на резных деревянных лавках, которые идеально сочетаются с лесными пейзажами Шишкина, даже можно прилечь. А из уникального самовара с двумя кранами гостей потчуют чаем с баранками. Инновационные технологии, внедренные в экспозицию выставки, подняли культуру созерцания искусства на новый уровень: теперь и освещение, и звуковое сопровождение полотен способствуют тому, чтобы зритель не только впитал новые знания, но и ушел с выставки потрясенным до глубины души. Например, благодаря специальной программе можно увидеть как "оживают" полотна: падают листья, распускаются цветы, тихо плещется морской прибой. Стоит добавить, что дизайн помещения помогал создавать французский архитектор и дизайнер Жульен Боаретто, внук Галы - музы Сальвадора Дали. Монохромные темно-серые залы неправильной формы создают ощущение камерности и созерцательного покоя. Основной зал Центра искусств оснащен сценой, на которой мы посмотрели прекрасное адажио Одетты из балета "Лебединое озеро". Только не стучали пуанты, балерина - голография, перевоплотившаяся в конце в логотип Центра искусств. И, конечно же, огромная благодарность - неутомимой Любови Андреевне Ломовой, находящей новые интересные маршруты, и Евгению Александровичу Коровину, бессменному водителю на этих маршрутах.
Ирина ИВАНОВА
|
|