| ||||||
Отчет о командировке NEC'2017: встречи в Черногории(Продолжение. Начало в № 48.) От Варны - к Будве
Профессор Иван Ванков, Болгария, член оргкомитета NEC'2017. - У вас за плечами большой опыт NEC'ов в Болгарии. Что вы думаете о нынешнем, уже втором в Черногории? - Все очень хорошо организовано, не вижу никаких проблем. Хорошо справляются и местный оргкомитет, и наша команда. Если вы меня попросите сравнить прежние в Варне, и нынешние в Будве, то мне кажется, что здесь не получается такая плотность общения, которая возникала в Варне. Может быть, из-за того, что все здесь очень большое, даже грандиозное - другие размеры, другие масштабы... Но самое главное - научная сторона симпозиума: уровень повышается, интерес увеличивается, так что я очень рад... - Такое ощущение, что молодежи становится все больше, и она уже более продвинутая, что ли... Это сегодняшняя сессия показала. - Да, и все они хорошо говорят по-английски, свободно выражаются, и вообще включение школы в этот симпозиум - очень полезный шаг. Это, конечно, усложняет организацию, но зато дает очень хорошие результаты. Молодежь может послушать и научные доклады, в основной программе симпозиума. Кто-то из них заметил, что это им помогает понять, чем заниматься в будущем... - ... Или к чему надо стремиться. Иван, а ваши контакты с коллегами в Дубне, где вы провели немало лет, еще продолжаются? - В основном мы сейчас работаем вместе с Юрием Панебратцевым - занимаемся подготовкой электронных средств обучения, созданием виртуальной лаборатории. Идея такая, чтобы там были все элементы для эксперимента, а студент, стажер мог бы скомпоновать всю аппаратуру и получить реальные результаты, а потом их обработать. Это конечная цель. Пока еще идем по этому пути, и сегодня после обеда вы, наверное, послушаете обсуждение на круглом столе, посвященному инновационному образованию. Поскольку мы продолжаем сотрудничать с ЦЕРН, то в рамках RDMS CMS тоже продолжаются наши контакты. Последние три года мы проводили конференции RDMS в Варне. - Да. Я помню Варну, это действительно была другая атмосфера, скорее семейно-домашняя... - Для меня, поскольку я там был основной организатор, гораздо легче и проще все это делалось, поскольку количество участников около 60 человек, и все в одном компактном месте. А когда в рамках этого мероприятия последние два раза проводилась молодежная школа, приходилось распределяться по разным местам, возникали в дополнительные транспортные проблемы... Но небольшие совещания в Варне по-прежнему очень удобно проводить. - Что вы пожелали бы вашим друзьям и коллегам в Дубне? - Чтобы все были здоровы и брали пример с профессора Геннадия Алексеевича Ососкова, который продолжает энергично работать. И лекции читает, и тренирует молодежь, и всем нам являет прекрасный пример очень активной жизненной позиции.
Будва. Старый город Сергей Герасимов, старший научный сотрудник ФИАН и научный сотрудник Мюнхенского технического университета, преподаватель Международной студенческой школы: - Одна из проблем была в том, что мой курс, включенный в программу школы, был рассчитан на неподготовленных студентов. Поэтому идея была простая - объяснить им какие-то очень непростые моменты языка программирования, а научатся они сами, когда будут программировать. Надеюсь, что показал типичные ошибки, которые не стоит делать в карьере программирования. То, чему я сам научился за долгие годы. Теперь надеюсь, что они не наступят на те же грабли. Когда я сам начал программировать? Первую программу написал в 1978 году на языке АЛМИР... - Это что-то производное от АЛГОЛа? - тут же всплыло в моей памяти одно из названий, часто мелькавших в то время в "страничках" ЛВТА, публиковавшихся в нашей газете. - Да, был такой язык программирования на русском языке, - АЛГОЛ, переведенный для машины МИР на русский язык. А сам я физик по образованию, просто все время связан с обработкой данных. В Дубне диплом писал. И жил два с половиной года. Сейчас работаю в ЦЕРН. И эти лекции приготовил в свое время для студентов в Мюнхене. Конечно, немного переделал под аудиторию и под укороченное время. Но столкнулся с тем, что уровень студентов очень высоким оказался, и какие-то вещи просто надо было опустить. Надо было сразу начинать с более сложного... Целевая задача - кадры для РоссииЕвгения Черемисина, руководитель Института системного анализа и управления (ИСАУ) Университета "Дубна", вместе со своими коллегами уже не впервые участвует в работе симпозиумов NEC, в рамках которых проводятся международные студенческие школы. Мы встретились вскоре после открытия симпозиума, на котором присутствовали все участники школы в полном составе. - На открытии студенческой школы главный организатор и идейный вдохновитель этих школ Алексей Климентов попросил поднять руки представителей МГУ - поднялась одна рука, представителей Санкт-Петербургского университета - две руки... А представителей университета "Дубна"? - спросила я, - и поднялось девять рук. Из 32 участников 9 представляли университет "Дубна". В составе экспертной комиссии, которая определяла состав школы, есть и наши выпускники: это Артем Петросян - первый выпуск ИСАУ, Татьяна Зайцева, Игорь Пелеванюк, и вообще я вижу многих выпускников, которые уже сами являются организаторами и продолжателями традиций NEC'овских школ, что тоже приятно. Теперь о том, как построена студенческая программа. Во-первых, студенты частично участвуют во "взрослой" конференции, сейчас идут пленарные заседания, и все они там. После этого у них будут свои лекции. Вчера была лекция по визуализации данных, а сегодня продолжение этих лекций, которые читает профессор МИФИ. И кроме этого будут лекции по глубокому машинному обучению профессора ИСАУ Геннадия Алексеевича Ососкова. Вообще надо отметить, что количество лиц, связанных с университетом, на этой конференции все время растет. И если нас от университета пять участников - профессора и доценты, то от ОИЯИ сотрудников, непосредственно связанных с университетом, человек пятнадцать. И это приятно, потому что для меня крайне важна интеграция наших усилий, и я ее здесь ощущаю. - То есть вы здесь какие-то свои коллоквиумы можете устраивать... - Да, во-первых, у нас будет круглый стол по инновационным идеям в образовании, и ведем мы его с Юрием Панебратцевым, и там довольно много наших докладов. И сейчас обнаружилась такая интересная вещь. Мы уже лет пять назад ввели такие программы в магистратуре, как "биг дейта", то есть управление большими данными, это бизнес аналитика и управление данными, грид технологии, системный анализ проектно-технологических решений и так далее... И вот вдруг появляются два документа - стратегия развития информационного общества в России до 2025 года, подписанная президентом, и новая программа по цифровой экономике, рассчитанная до 2020 года. И в этих документах сформулированы основные направления подготовки кадров. И мы легко вписываемся в эту современную идеологию цифрового общества. Конечно, очень приятно, что нам не нужно начинать с нуля, а надо только развивать эти совместные программы для магистратуры, чтобы готовить кадры, которые нужны в современной России. Я вчера рассказывала студентам о том, что много направлений в рамках цифровой экономики у нас уже есть, и предлагала им организовывать совместные летние школы, совместные программы магистратуры. Ко мне подошел проректор Томского политехнического университета, ему эта идея очень понравилась, и мы договорились, что у нас в университете будет в феврале международная конференция по современным идеям в образовании в условиях цифровой экономики. Они готовы в ней участвовать. И мы обсудили возможности организации зимней студенческой школы в Дубне, а летней в Томске или Новосибирске, чтобы интегрировать наши усилия. Программа по управлению большими данными у них только создается, а у нас уже создана, и мы можем организовать обмен материалами, можем вообще организовать совместную программу обучения, когда студент будет год учиться у нас и год у них. За всем этим я вижу большие перспективы. И третья важная вещь. Здесь присутствуют ребята, по сути своей лидеры. И наша стратегия на сегодня должна состоять в том, чтобы больше внимания уделять талантливой молодежи. В стратегии развития ИСАУ такой пункт сейчас прописан, и мы продумываем целые серии программ спецкурсов. Мы уже второй год ведем занятия в специально отобранных группах для работы в проекте NICA. Эти ребята стажируются в ОИЯИ уже со студенческой скамьи. Здесь будет выступать Олег Рогачевский, он уже год занимается с ребятами, ведет такую группу. Вторая группа работает с Александром Смирновым, и еще в одной группе работает Оксана Стрельцова, она тоже здесь.
Наша молодежь на морской прогулке При наборе студентов на первый курс есть такая линия - целевой набор, когда организация указывает в заявке, сколько она хочет получить дипломированных специалистов. Так вот, в этом году от ОИЯИ поступил запрос на 54 человека. А всего у нас 97 студентов только в ИСАУ. Для сравнения, во всем университете 125. Так что в этом направлении мы плотно работаем сейчас с ОИЯИ, конечно, с ЛИТ, конечно, с ЛФВЭ, ЛЯП, ЛЯР. Мы работаем очень тесно и с особой экономической зоной. Устраиваем системы курсов, спецкурсов, стажировок в компаниях, потому что наша целевая задача - подготовка кадров, нужных сегодня в России. Дубна - Брукхейвен: наука и образование неразрывныПрофессор Юрий Панебратцев, Виктория Белага (ОИЯИ) и Левенте Хайду (Брукхейвенская национальная лаборатория) собрались вместе далеко не впервые, но в отличие от их обычных встреч и обсуждений текущих проблем совместной работы, теперь, по моей просьбе, им предстояло дать оценку конференции и довольно популярно объяснить, чем они занимаются… А объединяет их эксперимент STAR, проводимый в одном из крупнейших на сегодняшний день ускорительных центров BNL. Группа ОИЯИ под руководством Юрия Панебратцева участвует в уникальных исследованиях с поляризованными протонами на встречных пучках и ряде других работ, проводимых на ускорителе RHIC с помощью детектора STAR. Левенте (перевод Виктории): Замечательная конференция, прекрасное место, очень интересная программа, глубокие доклады, замечательные спикеры, самая современная ситуация, которая в мире сложилась по этой тематике… - Что вас объединяет с коллегами в Дубне? - STAR - это вторая в мире по размеру коллаборация по физике высоких энергий. (Открывает ноутбук и показывает слайды, он явно настроен на очень серьезный лад...). Это очень большой детектор, он каждый год обновляется, развивается, подключаются новые детектирующие элементы, массивы данных становятся все больше...
Юрий: На первых этапах и ЛВЭ и ЛФЧ участвовали в создании аппаратуры для установки STAR, а теперь речь идет о наборе статистики, физическом анализе, обработке результатов, и STAR в каком-то смысле выдающийся эксперимент, с его помощью было впервые обнаружено новое состояние вещества, о котором когда-то говорил Л.Д.Ландау, и теория гидродинамики Ландау начинает работать в этих ядерных столкновениях... И в этих экспериментах впервые методами фемтоскопии, которые развиты в Дубне Рихардом Ледницким, померено, как антипротоны взаимодействуют с антипротонами... Плюс к этому еще были выдающиеся результаты, когда на миллиарды ядро-ядерных столкновений были единицы событий с образованием странной материи... Плюс STAR демонстрирует такой комплексный подход: и с легкими кварками изучается ядерная антиматерия, и с тяжелыми, и в поляризационных экспериментах, и сейчас на 2018 год планируется серия очень интересных экспериментов. В них образуются очень сильные электромагнитные поля, можно исследовать киральные электромагнитные эффекты при различных видах взаимодействий... - ...А дальше: что скажет твой американский коллега? - И американский коллега возвращается к своим картинкам на планшете, и мы чувствуем гордость в его голосе: - Вот это основной детектор, и видно по сравнению с людьми на этой картинке, какого он огромного размера. А это одно из событий, полученных на STAR, и видно, какое огромное количество треков, и в каждом из таких событий заключена огромная физика. Это те данные, которые мы посылаем в Дубну. Благодаря компьютингу, благодаря математическим алгоритмам, события, которые посылаются в виде точек, должны быть реконструированы и получена та реальная картина с реальными частицами, реальными треками, которая в дальнейшем будет анализироваться с точки зрения физических задач. За год STAR, набирает несколько миллиардов событий. И чтобы реконструировать каждое событие, нужно достаточно времени. Поэтому реконструкция и компьютинг ведутся на параллельных машинах, и одно событие занимает несколько минут. Одновременно работают около 350 узлов... Это очень времязатратный процесс, даже на современных машинах. Объемы данных с годами растут нелинейно, это десятки терабайт... - И все-таки я хотел бы вас спросить, как вы оцениваете перспективы сотрудничества, по какому пути оно должно, на ваш взгляд, развиваться? Левенте: Дубна участвует как в анализе физических результатов, так и в компьютинге, обработке данных. И это очень важная часть сотрудничества. И очень хорошо, что у нас в будущем есть перспективы сотрудничества и в физике и в компьютинге. Со всех сторон привлекаются студенты, аспиранты... Юрий: Одна из миссий таких крупных международных экспериментов - это подготовка нового поколения студентов, аспирантов, то есть наука и образование в этом смысле неразрывны. И мы выполняли и будем исполнять эту миссию и в Дубне, и в Брукхейвене. (Левенте Хайду демонстрирует на карте мира географию центров, участвующих в обработке информации. Это очень впечатляет...) Левенте: И есть формальные документы регламентирующие сотрудничество: договоры, протоколы, контракты, взаимные обязательства. Но они непременно должны наполняться человеческим содержанием, командным духом, и со стороны Брукхейвена, и со стороны Дубны. Моя работа прямо связана с организацией этого процесса, но участвуют в нем все. (Продолжение следует.) Евгений МОЛЧАНОВ, |
|