|
На заседании НТС
Об итогах года, положении о персонале и "дубненско-китайском" ускорителе
Первое в этом году заседание Научно-технического совета ОИЯИ проходило 10 февраля в Доме международных совещаний под председательством Р.В.Джолоса. Оно открылось информацией директора Института академика В.А.Матвеева о том, как прошел в ОИЯИ первый рабочий месяц новой семилетки.
В.А.Матвеев отметил, что на инаугурации нового элемента периодической системы Менделеева теннессина, которая проходила в США с участием представителей ОИЯИ, с американской стороны были высказаны слова признательности дубненским коллегам, подчеркнута важность и перспективность развития сотрудничества в работах по синтезу сверхтяжелых элементов. Объединенный институт ядерных исследований посетили Чрезвычайный и полномочный посол Боливии Алекс Диас Мамани, представительная делегация Объединения имени Гельмгольца научно-исследовательских центров Германии во главе с президентом объединения профессором Отмаром Вистлером. Оценивая итоги визита, руководитель немецкой делегации выразил чувства восхищения научными результатами, полученными в ОИЯИ, атмосферой международного сотрудничества, учеными, работающими в Дубне. Отдельно директор Института остановился на вопросах финансирования, подчеркнул необходимость эффективно использовать бюджетные средства, концентрируясь на приоритетных направлениях исследований. Поздравив коллег с недавно прошедшим Днем российской науки, В.А.Матвеев отметил большой интерес, проявленный в школах страны к дубненскому мега-сайенс проекту NICA, которому был посвящен всероссийский видеоурок.
О работе над новой редакцией Положения о персонале сообщил участникам заседания руководитель Управления персонала и инновационного развития ОИЯИ А.В.Рузаев. Ныне действующее положение, принятое в 1993 году, за основу которого был взят соответствующий документ ЦЕРН, с вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и ОИЯИ о местопребывании и об условиях деятельности Института в Российской Федерации (2000), Трудового кодекса Российской Федерации (2001) и ряда других нормативных актов нуждается в значительной переработке. Предполагается, что первый проект новой редакции, представленный на сайте НТС, будет направлен в страны-участницы, затем обсужден на заседании Рабочей группы при председателе КПП, в лабораториях и подразделениях ОИЯИ, и в ноябре 2017 года будет рассмотрен на сессии КПП. В дискуссии по обсуждению проекта приняли участие В.И.Фурман, Ю.К.Потребеников, И.Н.Мешков, Р.В.Джолос, М.Г.Иткис, С.Н.Неделько, В.А.Матвеев. Выступающие высказали замечания и рекомендовали продолжить работу над этим важным документом. В.А.Матвеев предложил проинформировать о рекомендации НТС ОИЯИ Полномочных представителей правительств стран-участниц Института, в короткий срок доработать проект положения и затем направить его для рассмотрения.
Участники заседания поддержали выдвижение научного руководителя Института математических проблем биологии РАН - филиала Федерального государственного учреждения "Федеральный исследовательский центр Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша Российской академии наук", доктора физико-математических наук профессора В.Д.Лахно на звание "Заслуженный деятель науки РФ". Заслуги ученого высоко охарактеризовали в своих выступлениях В.В.Кореньков, Е.А.Красавин, Г.Адам.
О важнейших результатах 2016 года сообщил главный ученый секретарь ОИЯИ Н.А.Русакович. Такой доклад выносится на НТС уже второй раз, и в основу его положен обзор научных результатов, полученных в лабораториях ОИЯИ, которые войдут в доклад директора на сессии Комитета полномочных представителей. Докладчик также привел важнейшие научные достижения ОИЯИ, которые ежегодно представляются в аппарат Президента РФ для составления итогового доклада. По итогам года это были работы по синтезу и исследованию свойств сверхтяжелых элементов; запуск одного из главных инжекторов для будущего коллайдерного комплекса NICA - линейного ускорителя тяжелых ионов; уникальный центр хранения, обработки и анализа данных глобальной грид-инфраструктуры, в котором обработано 13 процентов событий, полученных на эксперименте CMS на Большом адронном коллайдере, что позволило ОИЯИ занять второе место в мире среди центров первого уровня.
О ходе работ по соглашению с Китаем по медицинскому циклотрону и подготовке планов его установки в Лаборатории ядерных проблем рассказал главный инженер ОИЯИ Г.Д.Ширков. Он начал свое сообщение с истории развития в ОИЯИ онкологической терапии на протонных пучках фазотрона, затем коснулся сотрудничества дубненских ускорительщиков с бельгийской фирмой IBA, в результате которого был выполнен ряд важных проектов:
"Во-первых, это технический проект первого в мире сверхпроводящего циклотрона С-400 для ускорения ядер углерода, на основе которого сейчас создается медицинский центр во Франции. Затем - серийный "теплый" протонный циклотрон в Бельгии, который в Дубне был существенно модернизирован, в результате его эффективность значительно повышена. В пятом корпусе ЛЯП был создан специально оборудованный центр для запуска подобных ускорителей. Первый такой ускоритель собран и запущен в Дубне, а сейчас смонтирован в первом российском медицинском центре протонной терапии в Димитровграде. Пуск циклотрона осуществляют специалисты ФМБА, с которым у нас подписано соглашение о сотрудничестве, принимают участие и наши сотрудники.
Новый этап начался около двух лет назад, он связан с проектом NICA, в котором наряду с другими странами участвует и Китай. И на самом высоком уровне между правительствами Китая и России достигнуто соглашение, что совместные работы не ограничатся проектом NICA, и мы будем помогать китайским коллегам в разработке новой техники. По просьбе руководства Института физики плазмы Китайской академии наук, который находится в городе Хефее, мы начали участвовать в создании компактного сверхпроводящего циклотрона для протонной терапии.
Этот институт широко известен. Ему принадлежит абсолютный рекорд по удержанию термоядерной плазмы. На базе сверхпроводящего ускорителя, полученного из "Курчатовского института", они вдвое подняли температуру и плотность плазмы и на два порядка увеличили время ее удержания: плазма с температурой пятьдесят миллионов градусов удерживается две минуты. Нам они тоже помогают - производят "теплые" сверхпроводящие токовводы магнитов для комплексов NICA и FAIR.
По взаимной договоренности с китайскими партнерами мы делаем для них технический проект - своими силами и на свои средства. В ответ они, со своей стороны, будут изготавливать два ускорителя. Один из них останется в Китае, второй должен прибыть к нам. Задача состоит в том, что наш фазотрон, который работает с 1949 года (по моим представлениям, это самый древний работающий в мире ускоритель) будет заменен. И с выключением этого ускорителя мы не должны потерять тот опыт и тот коллектив специалистов, которые здесь выросли, и конечно, продолжим оказывать помощь онкологическим больным. Новый ускоритель мы планируем установить в зале разводки пучков в первом корпусе ЛЯП и, используя все оборудование, которое уже есть, продолжить облучения больных.
Новый ускоритель, весом около 50 тонн, диаметр магнита - 2,5 метра, будет иметь энергию протонов 200 МэВ (в то время как обычно энергия таких специализированных ускорителей составляет 230-250 МэВ). То есть при нашей энергии глубина проникновения пучка в ткани пациента составит около 25 сантиметров, что вполне достаточно в 99 процентах случаев. Это удешевляет стоимость самого ускорителя и позволяет сделать его более компактным.
Технический проект на сегодня практически готов, и в конце этого месяца мы должны в полном объеме предоставить его нашим китайским партнерам. Они уже начинают готовить техническую документацию и чертежи, заказывать оборудование. В течение этого года эти работы будут завершены, и в середине следующего года будет изготовлено основное оборудование. Так что к осени 2018 года мы должны получить в Дубне полностью готовые к монтажу узлы и системы нового ускорителя, а в 2019 году можем начинать работу с новым ускорителем. С нашей стороны обязательства предусматривают не только интеллектуальный вклад в совместный проект, но и подготовку студентов на базе нашего УНЦ, что тоже важно. На перспективу мы решили продолжить совместные работы проектированием и созданием углеродного ускорителя.
То, что я изложил, можно условно считать программой минимум: это замена фазотрона на новый современный компактный сверхпроводящий циклотрон, который позволит нам сохранить те методики и те пучки, которые созданы в Дубне, и, самое главное, продолжить облучение пациентов. И тогда уже можно будет отключить фазотрон и сделать его памятником истории науки и техники. Следующим шагом может быть (программа максимум) вынесение всей этой деятельности за пределы территории Института. Мы всерьез обсуждаем эти перспективы и с нашими коллегами из IBA, и с представителями ФМБА, где также есть поддержка, которые заключаются в том, чтобы иметь в Дубне небольшой специализированный протонный центр на базе компактного бельгийского ускорителя с системой гантри. Такой центр может принимать от 300 до 400 пациентов в год. Сейчас принимаем около 100. Если смотреть еще дальше, то возможен вариант использовать в медицине пучки углерода от бустера комплекса NICA. Существующий и работающий ныне проект решено вынести на ПКК в июне этого года, чтобы он соответствовал всем правилам и нормам нашего Института. Вчера я рассказывал об этом на семинаре в Лаборатории ядерных проблем, где встретил теплое и заинтересованное отношение коллег. Надеюсь и на поддержку НТС ОИЯИ".
В обсуждении доклада приняли участие В.П.Гердт, М.Г.Иткис, Д.В.Пешехонов, Е.А.Красавин, И.Н.Мешков, В.А.Бедняков. Было очевидно, что эта тема заинтересовала членов совета, которые высказали ряд конструктивных предложений, связанных и с дальнейшей судьбой "дубненско-китайского" ускорителя, и с развитием в ОИЯИ и Дубне работ по лучевой терапии.
Евгений МОЛЧАНОВ
|