Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 52 (4446) от 27 декабря 2018:


№ 52 в формате pdf
 

Юбилеи

О войне, науке и коллегах

30 декабря отмечает 90-летний юбилей известный российский ученый, специалист в области ускорительной физики и техники Игорь Николаевич Семенюшкин - консультант при дирекции Лаборатории физики высоких энергий имени В.И.Векслера и А.М.Балдина. 26 лет он был заместителем директора лаборатории, организовывал и координировал совместную работу физических групп и отделов ускорительного комплекса. Мы попросили Игоря Николаевича поделиться воспоминаниями детства и юности - его судьба, как и всего военного поколения, была непростой, насыщенной и трагичными, и чудесными событиями, связана с историей страны, известными учеными.

- Игорь Николаевич, расскажите о своем детстве, где оно проходило?

- Родился 30 декабря 1928 года в городе Севастополе, поэтому детство мое связано с этим городом. Случилось так, что я родился очень близко от моря, буквально 200 метров от воды. Наш дом - это коробка, с одной стороны прижатая к гористой местности, это район Матросского бульвара, практически в самом центре города. А с другой стороны - улица Фрунзе с красивыми домами и трамвайными путями. До Отечественной войны в Севастополе был очень популярен трамвай. Я с морем, конечно, тесно связан. Это и Аквариум с черноморскими рыбами, и детский пляж на Приморском бульваре, и памятник затопленным кораблям (эмблема Севастополя), где я учился плавать.

Мой прадед защищал Севастополь в Крымской войне 1854-1855 гг. на 4-м бастионе. Он был унтер-офицером, сапером. На этом же бастионе служил автор "Севастопольских рассказов" великий Л.Н.Толстой. Мой прадед Петр Иванович родом из Курской деревни, после Крымской войны остался в Севастополе и был долгожителем. В то время император Николай II регулярно посещал Севастополь, где встречался с ветеранами, фотографировался. Была такая фотография и у нас когда-то...

- Как в вашу жизнь вошла война?

- Напряженность стала ощущаться постепенно. Это и война в Испании, где боролись с фашизмом и не смогли его одолеть, а в Севастополь в 1937 году пришли пароходы со спасенными испанскими детьми. После окончания военных действий в Финляндии семья моего школьного приятеля переехала на остров Ханко. Оттуда приходили тревожные известия, что будет война. Окончательно стало ясно, когда в городе появилось много летчиков Героев Советского Союза, с боевыми орденами. Мальчишки все замечают, хотя и было опровержение ТАСС.

И.Н.Семенюшкин (в центре) со своей группой во время эксперимента на синхрофазотроне.

Я помню, как в субботу, 21 июня 1941 г. вечером был объявлен большой сбор флота - все военнослужащие должны явиться в свои части. Это было необычно. Позже стало известно, что был звонок от наркома ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова... До этого в городе знали, что будут стрельбы линкора "Парижская коммуна" и надо заклеить полосками бумаги стекла, чтобы не вылетали. Но стрельбы не состоялись в назначенное время. А вот раннее утро 22 июня началось стрельбой, полетели у нас стекла. По местному радио объявили: враг совершил нападение на главную базу Черноморского флота. Стрельба закончилась, мы вышли на улицу. Она была усыпана битым стеклом - вылетели витрины. Неподалеку от нас был ювелирный магазин, пришли работники, разбирали осколки. И только в 12 часов, когда по радио выступил В.М.Молотов, мы узнали, что нам объявлена война. Началась эвакуация всех детей. Нас вывезли из города в деревню, что у Байдарских ворот, и мы там были до середины августа. Севастополь хорошо защищался - налетов на город почти не было.

Была объявлена эвакуация населения. Отец настоял, чтобы мы эвакуировались. Мама, моя сестра и я выехали из города. Нас погрузили в товарные вагоны, и наш эшелон успел проскочить из Крыма в Ростовскую область. Когда немцы стали подходить к Ростову, мы эвакуировались самостоятельно. Ехали в товарных вагонах со всякими мытарствами и приключениями. Был уже конец октября. Горел костер в вагоне, всюду дым и холод. Эшелон вдруг останавливается - пропускает встречный. Люди выбегают из вагонов, пытаются что-то сварить, но раздается свисток. Эшелон отправляется... Так мы добрались до села Широкий Карамыш Саратовской области, где у нас были хорошие знакомые еще по Севастополю. С третьей четверти пошел в школу. Стали учиться выживать...

- Ваш отец остался в Севастополе?

- Да, отец мой Николай Гаврилович был директором Водоканала. С ним была оборвана связь. В эвакуации в этом селе был райком ВКПб, а в нем парткабинет с газетами и журналами. Я регулярно посещал этот кабинет и однажды увидел в "Комсомольской правде" заметку, что моего отца в феврале 1942 года наградили орденом Красной Звезды за героизм, проявленный при защите Севастополя. Это помогло нам восстановить с ним связь. Наступил май 1942 года. Немцы решили расправиться с непокоренным Севастополем. Они бомбили, сбрасывали зажигательные бомбы, превратили город в руины. Об этом писал в своих коротеньких письмах отец, а мне советовал стать военным инженером. Дальнейшая судьба отца практически неизвестна. Когда пал Малахов курган, судьба Севастопольской крепости была предрешена. Отступающие медленно двигались в сторону Херсонского маяка в надежде попасть на корабль или на что-то похожее. Этот путь проделал отец. Он по дороге зашел к нашим родственникам, попрощался и ушел. Это было 30 июня 1942 года.

Случилось много позже настоящее чудо: останки моего отца были найдены в 1952 году. Меня пригласили на опознание. Похоронили Николая Гавриловича сотрудники Водоканала с почестями на городском кладбище Коммунаров.

- Как сложилась ваша жизнь после окончания школы?

- Школу я закончил в деревне. Снарядила меня мама в солдатскую одежду, и я поехал в Ленинград. Там жила сестра моего отца. Она пережила блокаду, муж ее погиб, а она с сыном выжила. Сдал экзамены в Политехнический институт и прошел по конкурсу, поступив на физико-технический факультет. В 1946 году я увидел разрушенный Ленинград. Этот год был голодным. Со студентами мы часто ходили на Пискаревскую овощную базу разгружать вагоны и варить картошку и овощи... Закончил институт в 1952 году по специальности инженер-исследователь.

- А дальше распределение?

- Распределение проходило в Москве. Я попал на Урал. Мне сказали: сойти на названной станции. Там меня встретят. Ночью, стоял февраль, довольно холодно на Урале, я вышел на станции - темнота, никого нет, стоит какая-то изба. Через некоторое время меня встретили, мы пошли и попали в другую избу. Незнакомый человек, который пришел со мной, стал меня расспрашивать. Позже я узнал, что это был замечательный ученый Н.В.Тимофеев-Ресовский. Он сказал, что им сейчас физик не нужен. Утром меня пригласили к начальнику объекта. Он спросил, что за дипломная работа была у меня, а потом огорошил - был физиком, станешь химиком, сиди пока тут. Сижу день, второй, должны документы оформить, деньги заканчиваются... Пошел в бухгалтерию - узнал, что в отношении меня отправлен запрос. В середине марта приходит известие - командировать в Москву. Так я попал на объект товарища И.Е.Старика, замдиректора Радиевого института АН СССР. Там я сдал экзамены в аспирантуру, стал аспирантом.

- То есть вы работали в Ленинграде?

- В Ленинграде я сдал экзамены по кандидатскому минимуму, а в Москве на реакторе в ТТЛ (ИТЭФ), проводил исследования по изотопному составу урана в метеоритах и другие работы. Все закончилось успешной защитой диссертации и премией Президиума АН СССР. В конце концов встал вопрос - жена живет в Электростали, она врач-педиатр в МСЧ, растет сын. Жилья в Ленинграде не предвидится. Еще в Политехническом института я учился на одном курсе с М.Н.Медведевым. Он старше меня, прошел войну, работал тогда в Дубне. Часто приезжал в Ленинград и спрашивал меня - куда ты собираешься? В конечном счете сагитировал ехать в Дубну. И.В.Чувило сделал запрос в АН, и я оказался в Дубне.

- В каком году было?

- В 1956 году. ОИЯИ еще не было. Пришел на работу к Векслеру. В 1962 году Владимир Иосифович предложил мне стать его заместителем. После его смерти ЛВЭ возглавил И.В.Чувило, я продолжал ходить в замах. Потом А.М.Балдин... В общем 26 лет я был заместителем директора, отвечал за все, что связано с синхрофазотроном.

И.Н.Семенюшкин (слева) проводит экскурсию для руководства группы чешских сотрудников в ОИЯИ.

- Какие у вас самые яркие впечатления за 60 лет работы в ОИЯИ?

- Самые яркие впечатления связаны с людьми, которые работали в нашей лаборатории. Увлеченные, талантливые ученые, они оставили заметный след в истории науки. Больше всего меня восхищали люди, способные к творчеству и самоотверженному труду. Но такими людьми были не только ученые, но и простые рабочие: механики, стеклодувы, электрики, - выполняли заказы, без которых не могли воплощать свои замыслы ученые. Порой казалось, что они делали невозможное, помогая реализовать ту или иную идею.

Материал подготовила
Галина МЯЛКОВСКАЯ


Поздравляем!

И.Н.Семенюшкин внес большой вклад в многолетнюю эффективную работу ускорительного комплекса, в его модернизацию и развитие в первый ускорительный комплекс релятивистских ядер. Будучи на протяжении 26 лет заместителем директора ЛВЭ по научной работе, Игорь Николаевич непосредственно участвовал в решении многих научных и технических проблем создания и развития инжекционного комплекса, повышения интенсивности пучков протонов и ядер, расширения возможностей для постановки новых экспериментов на выведенных из ускорителя пучках и в целом в обеспечении эффективной и четкой работы ускорительного комплекса ЛВЭ.

В числе новых ярких направлений работ, выполненных в рамках модернизации ускорительного комплекса ЛВЭ того времени, было создание источников тяжелых ионов и поляризованных ядер. Созданные устройства и развитые методики нашли широкое применение на новом сверхпроводящем ускорителе Нуклотрон и в настоящее время являются базовыми для обеспечения планируемых режимов работы инжекционного комплекса NICA в режимах столкновения тяжелых ионов и поляризованных протонов и дейтронов. Игорь Николаевич - автор и соавтор многих научных публикаций по важным проблемам ускорительного комплекса лаборатории.

За успехи в научной и организационной деятельности И.Н.Семенюшкин награжден двумя орденами "Знак Почета", большой серебряной медалью Чехословацкой АН "За заслуги перед наукой и человечеством", юбилейным знаком "50 лет атомной отрасли". Игорю Николаевичу присвоены звания "Ветеран атомной энергетики и промышленности" и "Почетный сотрудник ОИЯИ".

Поздравляем Игоря Николаевича с 90-летием со дня рождения, желаем крепкого здоровья, и еще многие годы сохранять трудовую и гражданскую активность на благо лаборатории и Института.

Дирекция ЛФВЭ, коллеги по работе
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер