Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 19 (4465) от 16 мая 2019:


№ 19 в формате pdf
 

Семинары

Химические элементы как индикаторы истории

17 апреля в Лаборатории нейтронной физики состоялся общелабораторный семинар "Естественные науки и археология: история взаимодействия, результаты и перспективы". На семинаре выступили доктор исторических наук археолог Татьяна Дмитриевна Панова (Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль") и начальник группы нейтронного активационного анализа ИРЕН кандидат физико-математических наук Андрей Юрьевич Дмитриев (ЛНФ).

А.Ю.Дмитриев представил результаты элементного анализа человеческих останков из захоронений Московского Кремля XV-XVII веков. Ранее ядерно-физическими методами и при помощи синхротронного излучения уже были исследованы кости сына Ивана Грозного Ивана, князя М.В.Скопина-Шуйского, царицы Анастасии Романовны. В ЛНФ исследовали фрагменты костей матери Ивана Грозного Елены Глинской, внучки Ивана Грозного царевны Феодосии, его последней жены Марии Нагой, образцы костей из монашеских захоронений. Исследования проводились относительным методом нейтронного активационного анализа (НАА) на канале № 3 ИБР-2, результаты проверялись абсолютным НАА вместе с рентген-флуоресцентным анализом. Оба метода показали неплохую сходимость результатов.

Кости Елены Глинской содержали большое количество ртути, а Марии Борисовны, жены Ивана III, - огромное количество мышьяка. У археологов и до этого не возникало сомнений, что обе они были отравлены, последние исследования это только подтвердили. То, что это было криминальное отравление, а не хроническое, заключил участвовавший в работах биолог П.В.Чижевский (Институт медико-биологических проблем, Москва).

Свое выступление Татьяна Дмитриевна Панова начала с относительно недавнего прошлого: она рассказала о первых попытках вовлечения естественных наук в исследования археологов и геологов. В 1931 году академик А.Е.Ферсман, минералог и геохимик, пытался организовать институт геологии, археологии и технологии. Затем, также безуспешно, пытались создать лабораторию археологических технологий. Только в 1961 году вышло Постановление Президиума Верховного Совета СССР о внедрении в археологию методов естественных наук. Направления исследований за пятьдесят лет не изменились: хронология древних периодов - до средних веков, когда появляются рукописные источники, изучение древних технологий - самих методов и сырья. Недавно к ним добавилось третье направление - изучение человека и природной среды.

От истории Татьяна Дмитриевна перешла к последним результатам. Специалистам-геофизикам удалось провести сейсморазведку Красной площади и увидеть часть рва, проходившего по ней в начале XVII века. Его ширина составляла 32 метра, а длина превышала 700 м. Также они исследовали территорию нынешнего Васильевского спуска. Было выявлено незначительное углубление в одном месте: поскольку из-за перепада высот в 20 м вода самотеком сюда не могла подниматься, для того чтобы ров постоянно пополнялся водой, итальянские мастера спланировали систему шлюзов, которые нигде в планах не были отражены. Геофизические исследования определили один из шлюзов, а также рассчитали, на каком расстоянии от кремлевской стены проходил ров, его глубину, толщину самой стены.

Проведенные во Владимирской области геофизические исследования позволили открыть около 200 памятников и памятных мест будущих раскопок. Неоднократно пользовались археологи и услугами экспертов-криминалистов.

Что касается кремлевских захоронений, то в 1960-1980-е они изучались не всегда методически верно. Когда в 1963 году была вскрыта могила Ивана Грозного, то антрополога М.М.Герасимова интересовал только череп, остальное толком не изучалось, а материалы проведенных исследований до сих пор не опубликованы. Последние данные химического анализа останков царя Ивана IV и его сыновей царевича Ивана и царя Федора, князя М.В.Скопина-Шуйского показали значительное превышение по мышьяку и ртути. Для контроля делали элементный анализ костей простого человека XVI века и нашего современника.

В 1960-х исследовалась мумия князя Дмитрия Шемяки из некрополя Софийского собора. Было известно, что в XV веке совершилось заказное убийство: сохранились письменные свидетельства, что курицу нашпиговали мышьяком, а князь после отравления мучился еще две недели. В 2000-х начались современные исследования некрополя, останков великих княгинь и цариц. Т.Д.Панова посетовала, что мала база данных, ее еще надо накопить, чтобы можно было делать более достоверные выводы. Первый по частоте использования химический элемент-цареубийца - ртуть. Это показал спектральный анализ останков Елены Глинской и первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. В костях Ирины Годуновой обнаружены большое превышение содержания свинца, цинка, железа, меди, мышьяка.

В последние годы активно изучаются палеодиеты. Чем питались наши предки, можно понять по останкам животных, которые находят при раскопках в большом количестве. Можно определить и периоды голода. Исследования в Смоленске, Дмитрове, Ярославле обнаружили более диетическое питание, а в ныне разрушенном кремлевском Чудовом монастыре ели больше мяса. А, казалось бы, натуральные краски, которыми расписывались соборы и монастыри, - киноварь и сурик - содержали свинец, сурьму и ртуть (результаты исследований росписей Спасо-Андроникова монастыря).

Почему мы ухватились за возможность провести исследования у вас, - заметила Татьяна Дмитриевна, - по нескольким результатам у нас возникли разногласия: химический анализ и рентгено-флуоресцентный дали разные оценки. Мы их уточнили, и эти контакты были полезными для нас и для вас.

И хотя это выступление в ЛНФ археолога из Кремля было уже третьим за последние два года, оно, как всегда, вызвало у аудитории много вопросов. Из ответов Татьяны Дмитриевны мы узнали, что стены жилых домов красками не расписывались, следовательно, отравлений свинцом в быту не было. Что касается отравления московского князя Скопина-Шуйского, то он, выражаясь современной терминологией, был очень популярным кандидатом на должность царя: он был прекрасным военачальником, разгромил Лжедмитрия, народ его поддерживал. Отвечая на въедливые вопросы: как успевают канцерогены накопиться в костях при моментальном отравлении, Татьяна Дмитриевна ответила, что для правильной интерпретации результатов они и привлекают биолога П.В.Чижевского, и опять посетовала на нехватку статистики - результаты надо сравнивать не просто с данными той же эпохи, но и с относящимися к той же социальной группе.

Отравиться в те времена можно было, принимая лекарства: все "фармпрепараты" тогда содержали ртуть и мышьяк. По словам докладчика, если почитать рецепты XVII века, то волосы дыбом встают: взять фунт ртути, добавить фунт масла и тщательно взбить... Даже в исследованных костях младенцев обнаружили повышенное содержание ртути. Как рассказала Татьяна Дмитриевна, Исаак Ньютон, серьезно увлекавшийся алхимией и проводивший опыты с ртутью, получил отравление и заболел в 50-летнем возрасте. Хроническим отравлением могли быть вызваны потеря сна, подозрительность и мания преследования, отличавшие его в старости. Сделанный НАА его волос показал колоссальное количество токсических элементов.

А в завершение семинара на предложение директора лаборатории В.Н.Швецова использовать все исследовательские возможности ЛНФ, например нейтронную томографию, Татьяна Дмитриевна ответила: надо подумать. Ждем новых исследований и интересных семинаров.

Ольга ТАРАНТИНА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер