| ||||||
Физики - лирики Образ Дубны в период "оттепели"Из доклада Л.Н.Орелович на конференции в БакуПроблемами социокультурного пространства городов (в разных аспектах) занимаются многие исследователи. Объектом данного исследования выступает культурное пространство Дубны. Рассуждая об образе города периода "оттепели", попытаемся понять, почему возник именно этот образ. В начале 60-х гг. прошлого века в молодой Дубне появляется свое особое социокультурное пространство. Дубну начинают называть Островом свободы - свободы, разумеется, духовной. Это звучало, например, в стихах Юлия Кима: "Дубна! Мечта моя Дубна, созданье гордое народа! В стране - особая страна, где максимальная свобода уму и личности дана!" О неповторимом духе свободы города рассуждали ученые. Так, например, академик Г.Н.Флеров, отмечая интернациональный характер Дубны, говорил о том, что в Дубне всегда была более свободная атмосфера, чем в других научных городках. А режиссер Ю.П.Любимов, вспоминая наш город в 60-е годы, отмечал, что "даже при некоторых ограничениях первого отдела, духовная жизнь в Дубне была тогда очень насыщенной, что отличало Дубну от других городов, что было спецификой Дубны".
С одной стороны, сама фигура ученого была тогда архипопулярной, а причастность к поискам в области ядерной физики вообще была овеяна ореолом таинственности и загадочности. Физикам отдавалась пальма первенства, они были героями нашего времени, их называли "магами" и "волшебниками". Такое исключительное отношение, разумеется, наделяло их определенной свободой в мышлении, действиях, поступках. Отчасти поэтому для них был открыт "зеленый свет" в общении с любыми (даже с неблагонадежными, по мнению властей) представителями искусства. А для Дубны, конечно же, существенным был еще и международный статус города. Видимо, поэтому здесь никогда не было противостояния между "физиками" и "лириками", а сама антитеза "физики - лирики", как писал академик А.Н.Сисакян, была антитеза шутливая. Очень интересно рассуждал на эту тему физик ОИЯИ В.А.Щеголев: "Противопоставление творческих начал естествоиспытателя и художника ложно в корне: творчество одного и другого имеет единую природу, питается едиными побуждениями и развивается и воплощается едиными законами". С другой стороны, ученые ОИЯИ, являясь разносторонними и многогранными личностями, всегда сами прекрасно разбирались в любых нюансах искусства и были способны создавать собственные шедевры художественного творчества. Приведем несколько ярких примеров. Первого директора ОИЯИ Д.И.Блохинцева порой называли "Леонардо да Винчи наших дней". Его многогранность проявилась не только в научном, но и в эстетическом восприятии мира: ученый был оригинальным поэтом (об этом красноречиво свидетельствует сборник "Муза в храме науки"), а также автором необычных философских картин. Академик Г.Н.Флеров считается одним из основателей Театра на Таганке, а Лаборатория ядерных реакций, которой он руководил, - официальным шефом театра на протяжении 15 лет. Академик Д.В.Ширков возглавил оргкомитет первого в нашей стране Фестиваля бардовской песни, который состоялся в марте 1968 г. в Академгородке под Новосибирском. Академик В.Г.Кадышевский играл на трех музыкальных инструментах. Академик А.Н.Сисакян оставил после себя несколько поэтических сборников. Очень точно о различных увлечениях наших ученых сказал когда-то Ю.Ким: "По тем временам это была такая новая порода, не известная мне раньше. Меня покоряли их образованность, замечательная свобода и удивительная простота в обращении". Интеллектуальная раскрепощенность ученых ОИЯИ вдохновляла людей искусства на их собственную раскрепощенность, духовную и творческую. Так, в 1962 г. выходит фильм М.Ромма про физиков под названием "Девять дней одного года", который снимали в Дубне. Чуть позже режиссер Г.Натансон находит в Дубне прототип героя своего фильма "Еще раз про любовь" - некоего загадочного физика, которого поджидает таинственная опасность в предстоящем эксперименте. В 1964 году публикуется поэма А.Вознесенского "Оза" с подзаголовком "Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы". В 1964 г. при содействии нашего Института в Москве открывают Театр на Таганке, а в состав его худсовета приглашают директора Лаборатории ядерных реакций Г.Н.Флерова. Начиная с 1965 года, в течение 15 лет, приезжает в Дубну Владимир Высоцкий, находя здесь искреннюю поддержку ценителей своего таланта. Все вышесказанное подтверждает мысль о появлении в молодой Дубне особого социокультурного пространства со своей идеей и со своим культурным стержнем, сформировавшего определенный образ города под названием Остров свободы.
|
|