Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 28 (4474) от 18 июля 2019:


№ 28 в формате pdf
 

Физики - лирики

Образ Дубны в период "оттепели"

Из доклада Л.Н.Орелович на конференции в Баку

Проблемами социокультурного пространства городов (в разных аспектах) занимаются многие исследователи. Объектом данного исследования выступает культурное пространство Дубны. Рассуждая об образе города периода "оттепели", попытаемся понять, почему возник именно этот образ.

В начале 60-х гг. прошлого века в молодой Дубне появляется свое особое социокультурное пространство. Дубну начинают называть Островом свободы - свободы, разумеется, духовной. Это звучало, например, в стихах Юлия Кима: "Дубна! Мечта моя Дубна, созданье гордое народа! В стране - особая страна, где максимальная свобода уму и личности дана!" О неповторимом духе свободы города рассуждали ученые. Так, например, академик Г.Н.Флеров, отмечая интернациональный характер Дубны, говорил о том, что в Дубне всегда была более свободная атмосфера, чем в других научных городках. А режиссер Ю.П.Любимов, вспоминая наш город в 60-е годы, отмечал, что "даже при некоторых ограничениях первого отдела, духовная жизнь в Дубне была тогда очень насыщенной, что отличало Дубну от других городов, что было спецификой Дубны".

С одной стороны, сама фигура ученого была тогда архипопулярной, а причастность к поискам в области ядерной физики вообще была овеяна ореолом таинственности и загадочности. Физикам отдавалась пальма первенства, они были героями нашего времени, их называли "магами" и "волшебниками".

Такое исключительное отношение, разумеется, наделяло их определенной свободой в мышлении, действиях, поступках. Отчасти поэтому для них был открыт "зеленый свет" в общении с любыми (даже с неблагонадежными, по мнению властей) представителями искусства. А для Дубны, конечно же, существенным был еще и международный статус города. Видимо, поэтому здесь никогда не было противостояния между "физиками" и "лириками", а сама антитеза "физики - лирики", как писал академик А.Н.Сисакян, была антитеза шутливая. Очень интересно рассуждал на эту тему физик ОИЯИ В.А.Щеголев: "Противопоставление творческих начал естествоиспытателя и художника ложно в корне: творчество одного и другого имеет единую природу, питается едиными побуждениями и развивается и воплощается едиными законами".

С другой стороны, ученые ОИЯИ, являясь разносторонними и многогранными личностями, всегда сами прекрасно разбирались в любых нюансах искусства и были способны создавать собственные шедевры художественного творчества. Приведем несколько ярких примеров. Первого директора ОИЯИ Д.И.Блохинцева порой называли "Леонардо да Винчи наших дней". Его многогранность проявилась не только в научном, но и в эстетическом восприятии мира: ученый был оригинальным поэтом (об этом красноречиво свидетельствует сборник "Муза в храме науки"), а также автором необычных философских картин.

Академик Г.Н.Флеров считается одним из основателей Театра на Таганке, а Лаборатория ядерных реакций, которой он руководил, - официальным шефом театра на протяжении 15 лет. Академик Д.В.Ширков возглавил оргкомитет первого в нашей стране Фестиваля бардовской песни, который состоялся в марте 1968 г. в Академгородке под Новосибирском. Академик В.Г.Кадышевский играл на трех музыкальных инструментах. Академик А.Н.Сисакян оставил после себя несколько поэтических сборников.

Очень точно о различных увлечениях наших ученых сказал когда-то Ю.Ким: "По тем временам это была такая новая порода, не известная мне раньше. Меня покоряли их образованность, замечательная свобода и удивительная простота в обращении".

Интеллектуальная раскрепощенность ученых ОИЯИ вдохновляла людей искусства на их собственную раскрепощенность, духовную и творческую. Так, в 1962 г. выходит фильм М.Ромма про физиков под названием "Девять дней одного года", который снимали в Дубне. Чуть позже режиссер Г.Натансон находит в Дубне прототип героя своего фильма "Еще раз про любовь" - некоего загадочного физика, которого поджидает таинственная опасность в предстоящем эксперименте. В 1964 году публикуется поэма А.Вознесенского "Оза" с подзаголовком "Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы". В 1964 г. при содействии нашего Института в Москве открывают Театр на Таганке, а в состав его худсовета приглашают директора Лаборатории ядерных реакций Г.Н.Флерова. Начиная с 1965 года, в течение 15 лет, приезжает в Дубну Владимир Высоцкий, находя здесь искреннюю поддержку ценителей своего таланта.

Все вышесказанное подтверждает мысль о появлении в молодой Дубне особого социокультурного пространства со своей идеей и со своим культурным стержнем, сформировавшего определенный образ города под названием Остров свободы.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер