| ||||||
Фестивали, концерты "Шаг на сцену в Дубне"В новогодние праздничные дни в Дубне прошел I фестиваль классической музыки "Шаг на сцену в Дубне". Концертными площадками фестиваля стали ДК "Мир", Хоровая школа мальчиков и юношей "Дубна", Универсальная библиотека ОИЯИ, Дубненская музыкальная школа, ДК "Октябрь".В Хоровой школе состоялись два концерта: сольный - органистки Марии Черепановой и выступление ее студентов. В своем сольном концерте Мария исполнила произведения композиторов Англии, Франции, Австрии и Германии, предваряя исполнение каждого произведения небольшой исторической справкой. Так мы узнали, что композитор XVII века Николя де Гриньи прожил всего 31 год, но внес значительный вклад в органное искусство. А Иоганн Себастьян Бах, имевший 20 детей, написал для старшего сына Вильгельма Фридемана шесть Трио-сонат - в то время это была популярная форма. Мы услышали Трио-сонату №2. Творчество И.С.Баха очень вдохновляло Иоганнеса Брамса. Он создал не очень много произведений для органа, но все они, как сказала Мария, очень любимы органистами и часто исполняются. Дубненцам она представила две хоральные прелюдии. Австрийский композитор и органист ХХ века Антон Хейлер еще занимался и исследованием старинных нотных рукописей и инструментов. Мария Черепанова блестяще исполнила его почти джазовую Танц-токкату. Английский композитор XVIII века Уильям Бройс работал при дворе, сочинял оперы, музыку к театральным постановкам. Мы познакомились с его четырьмя яркими пьесами. Оказывается, писал органные произведения и пианист и композитор Ференц Лист. Дубненцы услышали его Фантазию и фугу на тему хорала из оперы Дж. Майербера "Пророк". Представляя своих учеников - учащихся и студентов Московской средней специальной школы (колледжа) имени Гнесиных, Мария Черепанова рассказала, что они часто в обучении совмещают несколько специальностей, и орган для них - дополнительный инструмент. Но они освоили его настолько хорошо, что выступают с концертами и даже гастролируют. Для дубненской публики воспитанники М.В.Черепановой исполнили произведения французских и немецких композиторов. Ефросинья Мурашкина продемонстрировала не только мастерство органиста, но и прекрасный вокал. Свои краски добавила в концерт виолончель ее брата Валентина Мурашкина, прозвучавшая в нескольких произведениях для виолончели и органа. Мы услышали произведение Иоганна Людвига Кребса - преподавателя и дирижера, ученика И.С.Баха, настолько сильно перенявшего черты своего учителя, что долгое время его произведения приписывались последнему. Прозвучал "Марш" А.Ф.Гедике - основателя советской органной школы, "имевшего немецкие и французские корни, но чисто русскую душу". Завершила концерт соната №5 Феликса Мендельсона, также немало сочинившего для органа.
Завершающим концертом фестиваля стало выступление в ДК "Мир" заслуженного артиста России Александра Князева, который известен во многих странах мира не только как виолончелист, но и органист, выступавший со знаменитыми оркестрами. Концерт мог не состояться вообще, за что отдельное спасибо организаторам из фонда "Шаг на сцену". Огромное спасибо маэстро, что он, забыв про обиды, пожалел зрителей, дождавшихся конца разборок между администраторами, и выступил с немного сокращенной программой. Мы услышали сонату И.Брамса и Крейцерову сонату Л.Бетховена, партию фортепиано исполнила Вера Каменева. "Я рад, что этот концерт не погиб", - сказал Александр дубненцам и пояснил, что Крейцерову сонату он исполнит в собственном переложении для виолончели. Ранее уже были сделаны упрощенные переложения для виолончели, со своим Александр выступал в разных залах мира и везде его принимали благосклонно. А сам Бетховен очень легко относился к идее переложения его произведений для других инструментов. Когда скрипачи жаловались на трудность исполнения Крейцеровой сонаты, то Бетховен отвечал: Неужели вы думаете, что я представляю себе ваши жалкие скрипки, когда сочиняю мою гениальную музыку! Итак, первый фестиваль состоялся, посмотрим, станет ли он еще одной музыкальной традицией Дубны. Ольга ТАРАНТИНА, фото автора
|
|