Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 2 (4499) от 23 января 2020:


№ 2 в формате pdf
 

Дела музейные

Исторические досуги в Брюсовом переулке

3-5 декабря 2019 года состоялась XIII международная научно-практическая конференция "История науки и техники. Музейное дело", организованная Политехническим музеем, Высшей школой экономики, историческим факультетом МГУ и другими организациями. В ее работе приняли участие сотрудники Музея истории науки и техники ОИЯИ К.Э.Козубский и А.А.Расторгуев.

Д.И.Блохинцев говорил, что ученый нуждается не только в отдыхе, но и досуге, и это не одно и то же. Принцип, кажется, универсальный. Во всяком случае, три дня, проведенные в Брюсовом переулке, стали для участников конференции как раз такими досугами.

При том разнообразии тем и множестве докладов, прозвучавших на конференции, обозреть все в рамках газетной статьи невозможно, да и не имеет смысла, поэтому остановлюсь на том, что интересно для нас в Дубне.

70 ЛЕТ НАЗАД выдала первые результаты разработанная в КБ С.А.Лебедева электронно-счетная машина МЭСМ, и КБ в полном составе перевели из Киева в Москву, где через два с половиной года родилась БЭСМ-1 - первая в серии самых известных и успешных отечественных ЭВМ1. Этой знаменательной дате было посвящено с десяток докладов, и один из них - "Наши основы. Вспоминая о главном" - сделал профессор А.Н.Томилин, один из зубров отечественного программирования (второго поколения). Александр Николаевич окончил мехмат МГУ в 1956 году и сразу попал в "горячий цех": "Это было золотым веком трудов и вдохновений" - и дальше, почти дословно: вычислительное дело вдохновляло, а труд ценился высоко, и этого было достаточно; во главу угла ставилось служение обществу, а не себе - обществу, стране, науке. Все у нас тогда было для стремительного старта: заинтересованность государства, развитая техника, образованные люди. С.А.Лебедев, В.М.Глушков, А.А.Ляпунов были первыми программистами и первыми учителями; им повезло с учениками, а их ученикам - с учителями. Сергей Алексеевич, не успеем к сроку! Ничего, успеем. Будем работать по ночам. По ночам хорошо работается, никто не мешает...

Ощущение движения вперед оставалось вплоть до конца 1960-х. О том, что было потом, говорит уже название доклада вице-президента НИУ ВШЭ И.Р.Агамирзяна: "От мирового уровня к импортозамещению"; на БЭСМ-6 фактически закончилось соревнование наших ЭВМ с западными компьютерами. Точкой бифуркации стал 1969 год (докладчик назвал его "развилкой"): в том году на государственном уровне было принято решение о копировании ЭВМ фирм IBM и PDP; три года спустя, выступая с докладом в Москве, один из мировых идеологов программирования Эдгар Дейкстра назвал это решение величайшей победой Запада в холодной войне. Вскоре после этого мы прохлопали переход на микропроцессорную технику и персональные ЭВМ, а с ними и вторую компьютерную революцию...

Решение было утверждено и принято к исполнению; планируемые машины "Единой системы" были выстроены в ряды: РЯД-1, РЯД-2, РЯД-3... Многие из авторитетных людей не согласились плестись в кильватере айбиэмовских машин, конструктор малых ЭВМ серии "Урал"2 Б.И.Рамеев подал в отставку, а академик С.А.Лебедев сказал: "А мы сделаем что-нибудь из ряда вон выходящее!" Но в 1974 году он умер, и дальнейшее развитие отечественной вычислительной техники напоминает судьбу отечественной космонавтики после С.П.Королева.

Тему развилки в развитии программирования в СССР затронул и завкафедрой исторической информатики МГУ член-корреспондент РАН Л.И.Бородкин; в 1969 году он окончил Физтех, и дальнейшая история отечественного программирования стала частью его биографии... О популярной идее импортозамещения докладчик высказался вполне определенно: в цифровых технологиях она не сработает.

Из остальных сообщений по этой теме, за недостатком места, упомяну лишь доклад В.А.Китова (на снимке) о диалоговых системах для военных - здесь было что послушать и на кого посмотреть: Владимир Александрович - сын того самого А.И.Китова, участника Великой Отечественной войны и пионера отечественной кибернетики, как его называют; начиная с середины 1950-х годов он продвигал идею автоматизированной системы управления ПВО страны, еще до проекта ОГАС3 В.М.Глушкова. За критику, высказанную в докладе о состоянии и перспективах советской вычислительной техники на заседании ЦК КПСС в 1959 году, его исключили из партии. Времена были уже вегетарианские, а при Сталине могли бы и посадить; он пережил это, как пережил и своих оппонентов, и умер уже в XXI веке, в возрасте 85 лет, а для военных это немало. А сейчас есть такие люди?

"НАУКА И СЕКРЕТНОСТЬ" - еще одна близкая Дубне тема; ее открыл доклад президента Политехнического музея Б.Г.Салтыкова о закрытых научных поселениях и о разных подходах в оценке качества продукции в оборонной промышленности и в сфере производства товаров народного потребления, а также о том, что выиграло государство на этом, а что проиграло. Директор Союза развития наукоградов академик РАЕН М.И.Кузнецов назвал свой доклад вполне определенно: "От шарашек - к наукоградам". Все это нам хорошо знакомо, это часть нашей истории, хотя научные тюрьмы Ягоды и шарашки Берии институтская Дубна уже не застала. Интересным дополнением к теме стало также сообщение профессора Х.Кнабе (Институт XXI века, Будапешт) о научно-техническом шпионаже, которым, на благо стран экономической взаимопомощи, занималась разведка ГДР в годы холодной войны.

ИЗ ЛЮБОПЫТСТВА заглянул на молодежную секцию - не по названию, а по составу (название устрашающее: "Гетерогенные факторы социотехнического"). Заглянул - и словно окунулся в атмосферу фильма "Время, вперед!" - другая, как сказал бы президент Зеленский, биомоторика: здесь, стряхнув с себя прошлое, набрасывались на настоящее и грезили будущим. Как цифровые технологии, которые сейчас врываются во все сферы общественной деятельности, меняют нашу жизнь? Какие риски и вызовы времени они нам готовят? Какие проблемы уже возникают и в обозримом будущем могут возникнуть?

Паровая машина, писал Маркс, породила индустриальное общество, а вычислительная машина, предупреждал Винер, с неизбежностью породит информационное, и, как утверждают некоторые, мы в нем уже живем. Особенно любопытным в этой связи показался мне доклад аспирантки юридического факультета СПбГУ А.В.Грачевой о коллизиях, которые возникают при использовании экспертных систем в судопроизводстве - оказывается, искусственный интеллект проник и сюда! Вспоминается рассказ Айзека Азимова (последний в цикле "Я, робот"), где доктор Келвин говорит: "Вы тоже разделяете предрассудки против роботов. А зря. Он был очень хорошим мэром"... Но то фантастика, которую мы читали в школе, - и вот, полвека спустя... Воистину будущее приходит незаметно!

Экспертные системы, которые используются сейчас в некоторых странах, способны по совокупности введенных данных определить, насколько вероятно, что человек, совершивший преступление, преступит закон вторично. Адвокаты обвиняемых подавали судебные иски с требованием раскрыть алгоритм, по которому высчитывается такая вероятность, но иски отклонены, под предлогом того, что этот алгоритм - интеллектуальная собственность и находится под защитой закона.

К счастью, до будущего, которое описал Азимов, еще далеко, последнее слово пока остается за судьей, но это только начало, и пора позаботиться о правах человека. Во Франции это уже поняли, использование экспертных систем в судопроизводстве там запрещено сроком на пять лет, но их продолжают применять в США и Великобритании, а также в Китае, но как там - сказать нельзя, жизнь там регламентируется не законами, а подзаконными актами, то есть, служебными инструкциями, а их в свободном доступе нет.

А как у нас? А никак. Отстаем. Была одна попытка сделана, правда, в Сколково. Перехожу на молодежный сленг. Пришли ребята из стартапа, предложили... А давайте мы вам Уголовный кодекс в цифру переведем? В Госдуме почесали репу... А давайте! Прошло полтора года, средства были освоены, ребята пришли и сказали: не получилось.

ТЕМА МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ, в том числе в аспекте научных биографий, была представлена особенно широко. Нас больше всего интересовало сообщение директора музея Радиевого института в Санкт-Петербурге С.В.Хлебникова, поскольку мы знали, что уже второй год судьба музейной коллекции РИАН под вопросом, а ее главный экспонат, однометровый циклотрон, под угрозой исчезновения.

Дело в том, что музей РИАН, в отличие от нашего музея, например, размещается в старом здании института, а сам институт давно переехал в другой район города. Однако примерно год назад руководство РИАН решило продать старое здание на улице Рентгена, дом 1, а музейную коллекцию перенести поближе к институту, в более скромные апартаменты. Дело даже не в том, что в новых стенах музейная коллекция утратит свою историческую достоверность. Как говорил Бенджамин Франклин, два переезда равносильны одному пожару, а риановский циклотрон, в силу своей нетранспортабельности, не переживет и одного.

А ведь это первый циклотрон в Европе, его инициировали и строили Л.В.Мысовский и Г.А.Гамов, его приводили в действие И.В.Курчатов и сотрудники его циклотронной бригады, на нем работали радиохимики под руководством В.Г.Хлопина, Г.Н.Флеров и К.А.Петржак (в РИАН говорят: К.А.Петржак и Г.Н.Флеров), а основатель институтской Дубны М.Г.Мещеряков говорил, что риановский циклотрон стал пробой сил перед созданием последующих советских ускорителей, и в том числе дубненского синхроциклотрона. Отсюда следует: коллекцию РИАН, и в первую очередь риановский циклотрон, всем миром надо спасать.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ от конференции: все прошло на пять, а могло и на пять с плюсом по пятибалльной системе, если бы не переизбыток докладов, из-за чего некоторые интересные выступления получились неоправданно короткими, а если докладчики все-таки выходили за отпущенные им временные рамки, модераторы экономили на вопросах, иногда сводя их к нулю. Один из участников, который так и не смог задать свой вопрос, горестно воскликнул: "Ради чего мы тогда собираемся?!" Я рискнул предположить: "Ради установления истины". Он только пожал плечами... Впрочем, справедливости ради добавлю, что в перерывах были и вопросы, и ответы, и обсуждения, и на все хватало времени, и никто не прерывал.

Александр РАСТОРГУЕВ

_______________________

1 Тема для нас архиблизкая: 50 лет назад, в марте 1969 года заработал первый транслятор с фортрана на БЭСМ-6, созданный командой Н.Н.Говоруна, а мониторная система "Дубна" превратила наш город в центр системного программирования в СССР.

2 "Урал-1" - первая ЭВМ, приобретенная нашим Институтом (в 1958 году); последней в этой серии стал "Урал-14", выпускавшийся с 1965-го по 1974 год.

3 Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации, которая, как считают некоторые, могла бы предотвратить или хотя бы отсрочить кризис социалистической системы хозяйствования.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер