| ||||||
К 65-летию Института "Байкал. Охотники за нейтрино"Хотите увидеть удивительные пейзажи зимнего Байкала? А потрогать стеклянную сферу - оптический модуль, который погружают в глубину озера? Приходите в выставочный зал ДК "Мир", где открылась фотовыставка "Байкал. Охотники за нейтрино". Фотографии сделаны постоянным участником международной коллаборации "Байкал" Б.А.Шайбоновым. Выставка работает до 30 октября.- Сегодня мы открываем сезон юбилейных мероприятий, посвященных 65-летию ОИЯИ, - приветствовала пришедших на вернисаж 10 октября директор Дома культуры "Мир" Т.В.Романенкова. - Открываем его фотовыставкой, рассказывающей о создании уникальной установки - глубоководного нейтринного телескопа на озере Байкал. Ее автор - постоянный участник Байкальской экспедиции, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ЛЯП Баир Шайбонов. - Это прекрасно, что празднование 65-летия Объединенного института начинается с выставки фотографий, посвященной уникальному эксперименту "Байкал - GVD", - поздравил с этим событием всех собравшихся директор ОИЯИ В.А.Матвеев. - Надо быть очень увлеченными людьми, чтобы поверить в возможность поймать эти неуловимые нейтрино. Сегодня Байкальский телескоп - самый мощный нейтринный телескоп в Северном полушарии, и очень приятно, что все это началось в Дубне. В 1960 году академик М.А.Марков высказал идею, что возможно поймать нейтрино, если создать крупномасштабную установку на глубине моря или озера. Этот эксперимент вмещает в себя не только глубоководный детектор, но и сам Байкал и весь земной шар, через который проходят космические нейтрино с колоссальными энергиями. Поздравляю Баира и его коллег, этим проектом мы все можем гордиться.
- Этот уникальный эксперимент - большое достижение нашей лаборатории, - сказал директор ЛЯП В.А.Бедняков. - Много лет назад в отделе, который сейчас возглавляет В.Б.Бруданин, Цветан Вылов и Деже Киш собрали молодых ребят, которые и начали Байкальский проект. Ничего бы не произошло без Г.В.Домогацкого (ИЯИ) и других сотрудников, которые в течение 20 лет готовили наш успех. Наш Институт в силу своего международного статуса смог выжить в тяжелые годы, когда выстояли не все институты, а затем выполнить масштабные работы и реализовать этот проект. - В этом проекте я участвовал с самого начала, - добавил соруководитель проекта И.А.Белолаптиков (ЛЯП), - возможно, он развивается медленно, были технические и материальные проблемы. После того как ОИЯИ активно включился в создание этого телескопа, при поддержке дирекции и лично Виктора Анатольевича, мы вышли на такой уровень, что стали конкурентоспособны не только в Северном полушарии, но и в мире. Хочу поблагодарить за помощь коллег из лаборатории. - Я начал участвовать в Байкальском эксперименте с 2002 года, когда еще учился на 5-м курсе МИФИ, - получил слово Б.А.Шайбонов. - В экспедицию езжу каждый сезон, за исключением 2003 года, когда защищал диплом. Люблю фотографию с юношеских лет, начинал снимать на пленку, потом появились цифровые камеры. В экспедиции невозможно не снимать эту красоту, за прошедшие годы я сделал уже несколько тысяч снимков. Для выставки отобрал примерно 500, из которых мы вместе с коллегами из группы научных коммуникаций ЛЯП с трудом, споря друг с другом, отобрали около 100. Старались, чтобы были представлены все технологические сюжеты, возникающие в экспедиции, но сюда попали все-таки не все. Фотографии я делал в любую погоду, в основном днем, есть и ночные. Вы видите элементы установки, оборудование и участников Байкальской коллаборации, которые в сложных условиях заняты своим любимым делом, и немного - окружающий животный мир. Спасибо всем, кто организовал эту выставку, - коллегам из группы научных коммуникаций. Надеюсь, она внесет заметный вклад в дело популяризации научных исследований ОИЯИ, а я буду снимать еще, эта выставка стимулирует меня к новым работам. Показывая мне фотографии, Баир рассказал некоторые подробности: "Мы буквально вчера вечером ходили по выставке и придумывали подписи к фотографиям, потом их отредактировала Наталья Мазарская (группа научных коммуникаций ЛЯП), и сегодня за два часа до открытия мы их прикрепили к фотографиям. Вообще идея этой выставки возникла не у меня, а в этом отделе - они увидели мои фотографии на сайте, вдохновились и предложили организовать все это мероприятие. - Как вам нравится качество фотопечати на полотне? Вполне нормальное, но фотографии получились бледнее, чем они есть в оригинале. А ночные фотографии потеряли глубокий черный цвет. А еще мы не учли, что основа обтягивается готовыми фотографиями, и получается, что изображение обрезается. Я думаю, в следующий раз мы все это учтем. Мы торопились с выставкой, потому что идея возникла всего две недели назад, а в ноябре зал уже будет занят, надо было отобрать фотографии, и их печатали неделю. - А фотоаппарат во время экспедиции все время с вами? - Нет, конечно, я же работаю, и батарейка на морозе будет разряжаться. К тому же мы работаем группами по 3-4 человека, и я не могу просто взять и отойти в сторону, заняться съемкой, группа будет простаивать. Тем более я уже опытный участник экспедиции по сравнению с более молодыми ребятами, их надо контролировать, что-то подсказывать - отвлекаться сложно. Поначалу я очень много снимал, потом уже как-то выдохся - все возможные сюжеты запечатлены, всё уже было. А, готовясь к этой выставке, я понял, что некоторые сюжеты надо переснять: вот, например, водолаза надо снять нормально. Проблема в том, что проект масштабный, параллельно в разных местах идут разные работы, и одному все охватить, тем более, когда ты не свободный художник, а участник этого процесса, очень трудно. Лагерь на льду разросся до квадратного километра, и просто из одного конца в другой не сбегаешь, мы уже на машине ездим. По-хорошему, нужен специальный фотограф только для съемки, и то ему придется разорваться, потому что параллельно выполняются несколько работ. У нас работают три монтажных бригады, еще одна занимается прокладкой донного кабеля, на берегу ведутся свои работы, - масштаб проекта очень возрос. И потом у меня глаз уже наметан. Вот я ехал на машине, увидел этот ряд лебедок в сторонке, снег сыпется. Я уже вижу, что получится классная фотография. Не так-то просто создать глубину в фотографии. А еще особый эффект всегда добавляют туман или снег, появляется некий объем. Я это сразу в голове прокрутил, вышел из машины и сфотографировал. Или вот эта фотография на закате. После захода солнца температура на Байкале резко падает, и опускается туман. Создается такая фантастическая атмосфера, и силуэты работающих людей выглядят в ней необычно. Мы же физики, мы стремимся достичь высоких, мирового уровня результатов, это наше главное стремление, а фотография - это дополнение, полезное для популяризации науки. Ольга ТАРАНТИНА, |
|