Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 41 (4638) от 27 октября 2022:


№ 41 в формате pdf
 

Наш вернисаж

Театральный взгляд,
или Картинки с выставки

В ДК "Мир" открылась выставка работ выпускниц факультета сценографии ГИТИСа (Российский институт театрального искусства), где представлены эскизы и костюмы к спектаклям, выполненные в разных техниках и манере. На открытии выставки экспозиция стала творческим пространством, в котором художники на глазах у зрителей создали один из костюмов, а гости стали соавторами арт-объекта, попробовав себя в роли художника по костюмам.

Театральный костюм - это составная часть сценического образа актера, внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, средство художественного воздействия на зрителя. Театральный костюм не ограничивается одеждой, это сложный комплекс - грим, прическа, обувь, аксессуары - который художник должен создать гармоничным, уместным и удобным для актера. Авторы работ, представленных на выставке, рассказали нам об уникальности своей профессии.

Вы все - выпускницы ГИТИСа. На ваш взгляд, какое влияние на формирование вашей личности оказала учеба в институте?

Катя Гордеева: Умение работать в команде и находить крутое окружение. Самое главное - это мои друзья. Мы наблюдаем пути друг друга, помогаем советами, вместе участвуем в разных выставках, ходим на интересные мероприятия.

Полина Ханевская: Во мне сформировалось умение четко отстаивать свою точку зрения, точно формулировать свое видение произведения и персонажей и презентовать свою идею как мастеру, так и режиссерам.

Любовь Яковенко: Учеба помогла мне осознать правильность выбранного пути.

Лидия Лацис: Находчивость. Когда в короткий срок, в условиях ограниченных ресурсов ты можешь создать нечто прекрасное.

Художник по костюмам кропотливо работает над созданием образа героя. Расскажите, пожалуйста, про процесс творчества, из чего он состоит?

Катя: Процесс включает в себя понимание всех версий, в первую очередь режиссерской. Надо осознать и продумать все идеи, чтобы понимать, как костюм будет дополнять игру актеров и помогать им раскрыть характер персонажей на сцене.

Полина: Это, прежде всего, работа над текстом, разбор сценария совместно с режиссером. Важно учесть внешность и характеры героев. Также нужно отслеживать развитие сюжета, влияющее на изменение персонажей внутри и снаружи.

Любовь: Процесс начинается со встречи с режиссером, обсуждения главной идеи спектакля и, конечно, читки пьесы. Само создание эскизов - это ритуал, синтезирующий впечатление от прочитанного, знания заявленной эпохи и конечно истории самого произведения. Прежде чем приступать к рисунку, очень важно насытиться знаниями и визуальными впечатлениями.

Лидия: Процесс творчества включает в себя процесс осмысления идей, заложенных автором сценария в своего героя. Почему писатель создал его именно таким? Каким он сам себе его представлял? Какие характерные черты выделяют героя среди всех других? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию того, как герой может выглядеть на сцене.

Созданный художником по костюмам образ должен соответствовать видению режиссера и при этом быть аутентичным для характера персонажа. Всегда ли задача понятна изначально или за воплощением чаще всего стоит долгий труд, может быть, неопределенность или сомнения?

Полина: Начиная работу над спектаклем, в первую очередь я интересуюсь, какими персонажей видит режиссер, далее с художником-сценографом мы обговариваем общее визуальное решение спектакля, его стиль и концепцию. Это очень важно, ведь костюмы должны гармонично сочетаться с декорациями. Работая над костюмами, я опираюсь на свои ощущения и чувства. Сначала в голове появляется очень размытый и недосягаемый образ, я не сразу могу его уловить, не понимаю точно, что хочу получить в результате, могу долго метаться, ходить вокруг да около, как бы прощупывая и проживая предложенную историю, и только когда появляется более четкое понимание, приступаю к проработке. Вдохновившись интересными фактурами, придумываю костюмы, которые максимально точно дополнили бы образ и, конечно же, помогли передать характер героев.

Любовь: В работе с режиссером всегда нужно быть невероятно чутким, где-то пойти на уступки, а где-то, наоборот, настоять на своем… Все очень индивидуально.

Примечательно, что ваша профессия требует постоянно находиться в "гуще событий" - посещать театры, музеи и концерты. А время для саморазвития удается находить? Повышать квалификацию, читать...

Катя: Мозг и душа сами постоянно просят что-то сделать - я получила два дополнительных образования, пробовала разные сферы деятельности, часто хожу на концерты классической музыки, смотрю различные театральные постановки.

Лидия: Если художник не повышает квалификацию, не пробует новые техники и форматы, он не просто стоит на месте, он остается позади культурной жизни. Среди потока дел надо непременно находить время для различного обучения, соглашаться на новые проекты, читать и быть в курсе событий в мире искусства.

Что для вас может послужить источником вдохновения?

Катя: Все что угодно, - прогулка, случайно увиденная фактура стены, красивый кадр в фильме, кружево тени на потолке, красиво поданное блюдо в кафе, фактурный персонаж, идущий навстречу. Важно не просто сделать красиво, а заложить идею, показать характер персонажа...

Полина: Интересные люди, музыка, искусство во всех его проявлениях ну и... Куда же без внутренних душевных порывов и переживаний? Состояние влюбленности, например, очень сильно вдохновляет на творчество.

Любовь: Я слежу за работами известных дизайнеров и художников, меня часто трогает быт простого человека...

Лидия: Музыка, атмосфера красивого места, работы других художников, а чаще просто случайная мысль, нашедшая свое выражение в визуальном образе.

Создатель сценических костюмов должен уметь рисовать, шить и различать стили в одежде, интересоваться современной модой, знать свойства тканей... Продолжите этот список?

Любовь: Прежде всего, художник по костюму должен быть коммуникативным, уметь договариваться, убеждать и отстаивать свою идею. Быть готовым к форс-мажорам и работе без выходных.

Лидия: Уметь работать с людьми, понимать режиссера и команду. На зубок знать историю, прекрасно ориентироваться в различных направлениях и периодах. Должен быть любознательным, находчивым и открытым ко всему новому - ведь порой именно неординарный подход помогает людям выделить твои работы из сотен других.

Что увидят дубненцы и гости нашего наукограда на вашей выставке?

Гости нашей выставки увидят эскизы и костюмы ко множеству различных пьес. И не просто иллюстрации, а осмысленные произведения, наше видение того, как выглядят те или иные персонажи. Оформление зала окунет вас в атмосферу театра и (кто знает?), быть может вдохновит вас на создание своего костюма! Выставка продлится до 13 ноября. Добро пожаловать в Дом культуры "Мир".

Элеонора ЯМАЛЕЕВА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????