Комментарий к событию
"Мы верим в абсолютную и объединяющую ценность науки"
Итоги заседания Комитета полномочных представителей, проходившего 23-24 ноября в Египте, комментирует директор ОИЯИ Григорий Владимирович Трубников.
На заседании был избран новый состав Ученого совета. Означает ли это новую геометрию научного сотрудничества?
Ученый совет ОИЯИ - это около 50 видных ученых, руководителей науки со всего мира, которые работают в тематических областях ОИЯИ. Каждая страна-участница имеет право назначить одного представителя, остальные избираются на КПП. Ученый совет всегда выходил далеко за рамки стран-участниц, отражая международный престиж нашего Института и обширные рабочие связи дубненских ученых. Нынешнее избрание нового состава Ученого совета подтвердило это правило.
Что касается "новой геометрии", то, действительно, в новом составе Ученого совета нашли отражение тенденции развития международных связей Института в недавнем прошлом, хотя прошлое это надо измерять добрым десятком лет, а то и больше. В частности, впервые в состав Ученого совета ОИЯИ широко вошли представители Латинской Америки: Аргентины, Бразилии, Мексики. Верно и обратное - члены Ученого совета - это активные ученые, известные в своих странах, и связи ОИЯИ с этими странами, конечно, будут и далее укрепляться. И, конечно же, важно отметить, что с этого года в состав Ученого совета входит представитель Египта.
Несмотря на нестабильную политическую ситуацию в мире, Институт продолжает реализовывать международную научную программу. Какие перспективные международные региональные векторы научного сотрудничества видятся вам приоритетными?
Первейшим приоритетом для нас, естественно, являются наши страны-участницы с их интересами, а также страны - ассоциированные члены. Вместе с тем обширная партнерская сеть Института - а это около 1000 организаций в 70 странах - отражает интересы ученых по всему миру сотрудничать с ОИЯИ. Статья 1 Устава нашего Института говорит о деятельности на принципах открытости для участия всех заинтересованных государств, их равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому на приоритеты в направлениях сотрудничества надо смотреть именно с этой точки зрения.
Благодаря разнообразным интересным научным задачам и прогрессу в строительстве коллайдера NICA у нас растут научные связи с Китаем, Индией, Корейской Республикой, странами Латинской Америки и многими другими. Египет ставит задачу активизации сотрудничества в арабском мире, Вьетнам - в странах Юго-Восточной Азии, Болгария и Сербия заинтересованы в развитии кооперации на Балканах.
Год назад, на ноябрьской сессии КПП в Болгарии, была принята "Софийская декларация", в которой мы приглашаем заинтересованные государства и научные организации присоединиться к многостороннему научно-техническому и образовательному сотрудничеству, реализуемому ОИЯИ ради мирного научно-технологического, социально-экономического и культурного развития стран на всех континентах планеты Земля - нашего общего дома. Это и есть наш приоритетный вектор.
После заседания Комитета полномочных представителей состоялся координационный комитет Египет-ОИЯИ. Что это за орган и какие решения он принял?
Объединенный координационный комитет ОИЯИ с определенной страной - это исполнительный орган, в который входят представители как от страны, так и от администрации Института. Его задачей является координация усилий по развитию сотрудничества с данной страной. Такие комитеты есть с целым рядом стран-участниц и стран - ассоциированных членов, Египет в этом смысле не исключение. Однако особенность все-таки есть. Координационный комитет Египет-ОИЯИ собирался 10 раз, пока Египет был ассоциированным членом, и основной задачей комитета был менеджмент программы сотрудничества, финансируемой из взноса Египта. Но с ноября прошлого года добавилась новая задача - содействовать скорейшему подъему кооперации на качественно новый уровень, соответствующий статусу полноправного государства - члена Института.
В конце января в режиме видеоконференции прошло заседание комитета, которое подвело последние итоги периода ассоциированного членства и наметило ближайшие задачи переходного периода, а 24 ноября в рамках сессии Комитета полномочных представителей состоялось полноценное, очное, 12-е по счету заседание, на котором подведены итоги первого года полноправного членства Египта.
Основное внимание было уделено задаче формирования стратегии развития сотрудничества Египта и ОИЯИ с учетом долгосрочного плана развития Института и национальной стратегии Египта в науке и технологиях. Большое внимание было также уделено использованию кооперации АРЕ и ОИЯИ для развития сотрудничества в области фундаментальных исследований в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Обсуждались совместные мероприятия, участие египетской молодежи в образовательных программах Института, расширение спектра научной коммуникации. Большую роль в этом вопросе комитет отводит Информационному центру ОИЯИ в Академии научных исследований и технологий в Каире.
Но главное - созданы все необходимые предпосылки для приезда египетских ученых в Дубну. Надеемся очень скоро увидеть их в наших лабораториях.
Полномочным представителям стран-участниц ОИЯИ впервые был представлен Семилетний план развития ОИЯИ на 2024-2030 годы. В чем его принципиальное отличие от предыдущей семилетки?
Как и реализуемый сейчас Семилетний план развития ОИЯИ (2017-2023), новый среднесрочный план формировался на основе глубокого и всестороннего анализа и прогнозирования, в котором, наряду с учеными ОИЯИ, приняли участие ведущие ученые и эксперты из многих научных центров - мировых лидеров в профильных для ОИЯИ областях науки. В предыдущий период, который продолжался около 15 лет, в ОИЯИ происходило масштабное обновление научно-исследовательской и социальной инфраструктуры, велась большая работа по укреплению интеллектуального потенциала. Созданная за эти годы многодисциплинарная научная база теперь должна приносить плоды.
Фабрика сверхтяжелых элементов в Лаборатории ядерных реакций уже заработала. Лаборатория ядерных проблем - в активной фазе создания глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD, а результаты его работы уже накапливаются. На следующий год запланировано введение в эксплуатацию ускорительного комплекса NICA, в 2024 году должна начаться международная программа на детекторе MPD. Активно развивается Многофункциональный информационно-вычислительный комплекс Лаборатории информационных технологий, который не только следует мировым тенденциям в сфере информационных технологий, но в ряде направлений и опережает их. В лабораториях нейтронной физики и радиационной биологии активно развиваются международные центры коллективного пользования. Очень важно в ближайшие годы нарастить объем и эффективность использования этой уникальной инфраструктуры для развития научных исследований в интересах всех стран-участниц ОИЯИ в сотрудничестве с партнерскими организациями в разных странах мира. Вся научная инфраструктура ОИЯИ должна стать открытой площадкой для ученых, инженеров, специалистов со всего мира. Если говорить образно, то следующую семилетку мы рассматриваем как время "сбора урожая" на уникальной в мировом масштабе научной инфраструктуре. Комитет полномочных представителей правительств государств - членов ОИЯИ поддержал такой подход.
В своем докладе вы представили научные результаты работы Института за предыдущий год. Назовите наиболее значительные по вашему мнению достижения.
Эти главные достижения были отмечены Комитетом полномочных представителей в итоговом протоколе.
Внимание как ученых нашего Института, так и мировой научной общественности приковано к ходу реализации мегасайенс-проекта NICA, который чрезвычайно важен и для грядущей семилетки. В этой связи безусловно очень важным достижением является успешное осуществление, начиная с сентября 2022 года, четвертого технологического цикла ускорительного комплекса NICA. При подготовке к нему была начата модернизация Нуклотрона с перестановкой 20% его компонентов, обеспечена одновременная работа трех основных ускорителей комплекса NICA по ускорению ионов аргона и ксенона, подготовлен вывод пучка ионов ксенона для начала уже не технологического, а физического 800-часового сеанса эксперимента международной коллаборации BM@N, который должен дать новые интересные результаты, а также очень успешный ход производства сверхпроводящих магнитов и их установки в туннеле коллайдера NICA.
В ходе текущего сеанса на ускорительном комплексе NICA получен важный результат - первая за историю проекта циркуляция ионов ксенона в Нуклотроне высокой интенсивности. Впервые реализована работа комплекса ускорителей тяжелых ионов в полном составе, включая источник ионов электронно-струнного типа, тяжелоионный линейный ускоритель, бустер и Нуклотрон. Интенсивность пучка тяжелых ионов ксенона, ускоренного в Нуклотроне, составляет примерно 107 частиц. Проведена настройка источника ионов, линейного ускорителя и бустера на ускорение ионов аргона и ксенона. Ионы ксенона после ускорения в бустере перезаряжены до состояния голых ядер, инжектированы в Нуклотрон, получена устойчивая циркуляция пучка, ускоренного до энергии около 3 ГэВ/нуклон. На территории страны местоположения Объединенного института ядерных исследований, в России, такие тяжелые ионы в настоящее время больше не ускоряются до релятивистских энергий ни в одном научном центре. Кроме этого, в рамках текущего сеанса была испытана прикладная станция СОЧИ на ионах аргона, которая в будущем будет вести облучение чипов.
Завершена установка всех диполей в арки тоннеля коллайдера. В полной мере достигнуты и цели работы международной коллаборации NICA-MPD по созданию всех компонентов детектора MPD, необходимых для его технологического пуска в 2023 году, включая криогенику, системы контроля и электропитания, детекторные подсистемы и многое другое.
Байкальский нейтринный телескоп для наблюдения природных потоков нейтрино достиг в апреле 2022 года эффективного объема глубоководного детектора в 0,5 км3. Важным результатом стала регистрация на этом крупнейшем в Северном полушарии нейтринном телескопе 24 событий высокоэнергетических нейтрино, предварительно подтвердивших наблюдение астрофизического потока нейтрино обсерваторией IceCube, расположенной в Южном полушарии.
На Фабрике сверхтяжелых элементов продолжились пионерские исследования по синтезу нового изотопа дармштадтия 276Ds в реакции 48Ca + 232Th, а также успешно прошла подготовка первого эксперимента по изучению химических свойств флеровия 114Fl и коперниция 112Cn на сепараторе GRAND, запланированного на конец 2022 года.
Следует отметить, что перечисленные работы, а также участие ОИЯИ в международных коллаборациях на Большом адронном коллайдере, были бы невозможны без активного развития Многофункционального вычислительного комплекса ОИЯИ, включая проведенную в 2022 году модернизацию суперкомпьютера "Говорун", и успешной работы Tier1 центра коллабораций CMS и NICA-MPD.
Окончательные итоги года нам еще предстоит подвести на весенней сессии Ученого совета ОИЯИ и КПП, но, как видно по сотням публикаций ученых Института в ведущих научных журналах, получены очень интересные результаты в области теоретической физики элементарных частиц, ядра и конденсированных сред, современной математической физики, а также в области радиационных исследований в науках о жизни - относительно новом для ОИЯИ быстро развивающемся направлении исследований.
ОИЯИ - одна из крупнейших международных научных организаций. В соответствии со своим проверенным временем девизом "Наука сближает народы" Институт является важным элементом общемировых процессов в сфере научной дипломатии. Какие вызовы для этой миссии Института создает текущая сложная геополитическая обстановка и как Институт с ними справляется?
Соглашусь в том, что ОИЯИ действительно фактически более шести десятилетий является эффективным участником действенной научной дипломатии. Разумеется, во времена "холодной войны" терминология была иной, но это не отменяет того, что тогда (в сложнейшие времена политического противостояния Востока и Запада) ученым из самых разных стран удалось навести прочные научные мосты на площадке в Дубне. Создание нашего Института как открытой международной лаборатории на территории СССР было мудрым и дальновидным решением политиков и ученых того времени.
Безусловно, сегодня все мы переживаем очень непростые времена. Но все же не могу согласиться в приложении к научному диалогу, что это - тектонические сдвиги. В это турбулентное время, как мне представляется, мы в научном сообществе сохранили главное - личное общение и связи.
Разумеется, политическая конъюнктура нанесла сильный удар по качеству и уровню научной кооперации, прежде всего с западными коллегами. Но человеческие связи ученых, ведомых страстью к науке, сильнее этих испытаний.
Поэтому однозначного ответа на вопрос о том, выдержала ли научная дипломатия вызовы нашего времени, просто нет. Разумеется, "пена" модного дискурса о научной дипломатии оказалась легковесной, она смылась. А вот несущие конструкции обнажились и выдержали - и это, повторюсь, научное братство ученых, верность науке, ценность науки.
Разумеется, научная дипломатия должна нарабатывать инструментарий эффективной работы в новых условиях. Но это процесс, требующий мудрости, новых идей, энергии и опыта. Для этого, например, в ОИЯИ мы создали неформальный научно-дипломатический клуб (рабочее название Dubna Green Chamber Talks), на площадке которого эксперты из самых разных стран обмениваются своими идеями о том, какие инструменты научной дипломатии были бы оптимальны в наше время. Все мы верим в абсолютную и объединяющую ценность науки для устойчивого развития будущих поколений и нашей цивилизации: наука объединяет.
Материал подготовлен Пресс-центром ОИЯИ
|