Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 15 (4663) от 20 апреля 2023:


№ 15 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Заглянуть в глубь времен под куполом собора

Часть первая. Москва. Кремль

Реставрация фресок Успенского собора Московского Кремля была начата в 2017 году и сегодня она продолжается. Познакомиться с работой "в поле" сотрудников группы нейтронного активационного анализа ЛНФ, погрузиться в не известные обычному посетителю тонкости реставрации и особенности этого исторического памятника мне позволила поездка в Успенский собор.

- Мы занимаемся исследованием настенной живописи, - рассказывает по дороге в Москву сотрудник группы Н.В.Гломбоцкая. - Определяем элементный и минеральный состав красок, можем сказать, какое связующее было использовано. У нас есть портативный прибор неразрушающего рентгенофлуоресцентного анализа (РФА), который мы прикладываем к стене с росписями и получаем элементный состав фрески. Так, мы можем быстро сказать, какая именно использована краска, например, красная может быть на основе киновари или охры. У специалистов в Успенском соборе возникли вопросы, и один из них - установление возраста позолоты. Мы сможем с помощью нашего РФА-прибора определить, к какому веку она относится, сравнив с известными образцами позолоты разных веков. Это косвенное, предварительное датирование. А если реставраторы передадут нам кусочки фресок в лабораторию, мы сможем провести более подробное исследование. Например, с помощью стратиграфии можно увидеть, сколько и какие слои присутствуют в образце. Поляризационная микроскопия позволяет различать пигменты по их оптическим свойствам. А инфракрасная спектроскопия помогает установить тип связующего.

Наталья Гломбоцкая в Успенском соборе с РФА-прибором после измерения спектра объявляет реставраторам процентное содержание некоторых элементов. Результаты экспресс-анализа оцениваются реставраторами, иногда их результат влияет на выбор следующей точки анализа. Уже в лаборатории Наталья продолжит исследования дополнительными методами, будет использовать микроскопы, делать микрохимический анализ, стратиграфию - это долгие недели работы.

Искусствовед Ольга Захарова и сотрудник ЛНФ Наталья Гломбоцкая

- Мы исследуем стенопись 1643 года в Успенском соборе Московского Кремля, - поясняет ход работ в соборе старший научный сотрудник музеев Московского Кремля О.А.Захарова. - Дело в том, что процесс создания и материалы, из которых создавалась эта стенопись, на редкость документированная история. Древнерусское искусство доходит до Петровского времени. Для этого длинного, почти 700-летнего периода редко, когда одновременно есть памятник и есть документ про памятник. А для XVII века такие случаи появляются. И мы решили проверить, какие из тех материалов, о которых мы знаем по документам, что они были закуплены в 1643 году по указу царя Михаила Федоровича Романова, мы здесь можем обнаружить. У нас есть перечень красок, мы понимаем, что чаще всего они использовались в смесях, тем не менее, понять состав смесей, образующих красочную поверхность, и их соотношение с закупленными материалами, верификация документов - это научная задача. Наша живопись претерпела значительные утраты, и мы сейчас стремимся работать только с теми участками этого огромного ансамбля 1643 года, их не очень много, которые дошли до нашего времени в более-менее сохранном виде.

Точку для анализа выбирает реставратор Александра Гребенщикова
- Мы ведем реставрацию живописи XV и XVII веков, - я отвлекаю от работы художника-реставратора бригады имени В.Д.Сарабьянова Межобластного научно-реставрационного художественного управления А.Б.Гребенщикову. - Наша бригада достаточно давно здесь работает. Как говорят наши старшие товарищи: реставрация в Кремле - это навсегда. С одной стороны, это было и до начала научной реставрации. Это царские соборы, их промывали, прописывали и раньше. Когда наступила эра научной реставрации, когда захотели видеть не просто цельную картину, а именно древние росписи, их стали искать. В начале XX века реставраторов еще не было, и ученые приглашали бригады иконописцев-поновителей, которые раскрывали живопись достаточно жесткими методами, потому что они не умели укреплять живопись или штукатурку. И у нас во всех главных соборах идет пропись рубежа XIX-XX веков. В предвоенные и послевоенные годы росписи начали раскрывать заново и искать древнюю живопись. Было представление, что древняя живопись темная, закопченная. И поновители делали все немного сумрачным, а живопись XVII века и вообще вся древняя живопись - это яркие фрески, это всегда солнечно, лучезарно. Мы не имеем право привносить что-то свое, можно закрашивать места утрат, но реставрационные тонировки должны быть светлее, чтобы последующие реставраторы их различали, а снизу результат выглядел бы одним тоном.

(Окончание следует)

Ольга ТАРАНТИНА, фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????