| |||||||
Кибернетики шутят, или
|
Скромный автор этих строк. 1983 г. |
Дойдя до здания Центрального телеграфа на другой стороне дороги, мы свернули на улицу Чехова, и Федюнькин повел нас в "Артистическое кафе". Кафе оказалось закрыто. Мы заглянули в закусочную "Пельмени". В пустом зале две женщины в белых халатах лениво обменивались новостями.
- Пельмени еще не завезли, - сообщила одна из них.
- А завозят из Парижа? - поинтересовался Мазепа, и мы снова оказались на улице.
До встречи оставалось больше двух часов. Аппетит еще не разыгрался, но уже давал о себе знать.
- Сейчас я бы с удовольствием посидел в "Яме", - мечтательно обронил Мазепа. - Попил бы пива с креветками. А потом сразу к Поспелову.
- Может, на Красную площадь сходим? - предложил я.
- Зачем? - страшно удивился Мазепа.
- Ну, так. Давно не был.
В итоге посетили ГУМ. Мазепа купил банку сельдей и полиэтиленовый пакет под нее, а мы с Федюнькиным - ничего; Федюнькин посмотрел на часы и объявил, что едет в магазин "Электроника" за электронным будильником (что логично), но обещал быть у Поспелова и усилить наши ряды.
Евгений Мазепа и Евгений Федюнькин. Начало 1980-х. |
Дверь в кабинет Поспелова оказалась заперта. Я пристроился на узеньком подоконнике и стал смотреть, что же мы с собой захватили, а Мазепа отправился искать Мишу Харьюзова, который заканчивал аспирантуру у Брябрина. Вернулся переполненный новыми впечатлениями:
- Ну, Москва! Ну, столица-матушка! Не знают, кто в соседней комнате сидит!
Да что там в соседней! Даже в той, к которой аспирант Харьюзов был прикреплен, и то не сразу вспомнили, где они слышали эту фамилию, а вспомнив, просили передать, что его третий день ищет шеф...
Было уже без пяти час, Мазепа пошел выяснять, когда ожидается Поспелов, и вернулся с очередной новостью: оказывается, Поспеловых здесь два, и оба они занимаются искусственным интеллектом, и мы у кабинета Гермогена Сергеевича, которого сегодня уже не будет, а по поводу сборника надо обращаться к Дмитрию Александровичу...
Как сообщили нам на новом месте, Дмитрий Александрович еще не приходил. Из окна, у которого мы расположились, была видна соседняя Стекловка. В коридор выходили покурить и собирались в группки люди, бросали окурки в урну и возвращались к себе, а на их место выходили новые. Я обратил внимание на молодых людей, слушавших парня в красном свитере, - он что-то рассказывал, помогая себе выразительной жестикуляцией. Среди слушателей был и человек постарше остальных, примерно на поколение; в синем костюме, с гладко зачесанными назад волосами и орлиным взглядом, он слушал особенно внимательно, интеллигентно пуская дым поверх своих молодых коллег.
- Фрейм... Ассоциативную цепочку... Фрейм... - долетало до меня.
Похоже, здесь все занимались искусственным интеллектом! Я не все понимал, да и не все расслышал, но драматургия происходящего была ясна и так. Парня в красном свитере время от времени прерывал его ровесник в сером пиджаке - он вставлял короткие замечания и задавал вопросы, остальные просто слушали; человек в синем костюме, кончив курить, метнул окурок в урну, не попал, погладил ладонью затылок, заложил руки за спину и продолжал слушать, покачиваясь с каблучка на носок. Когда парень в свитере, счастливо улыбаясь, сообщил, что процедура получилась "жутко рекурсивная", и нужно писать еще один блок, а еще нужна управляющая программа - "Отладить ее я уже и не надеюсь!" - человек в синем костюме понимающе кивнул и заговорил.
- Вы знаете, - сказал он со значительным видом, - у меня есть дипломница. Она могла бы вам помочь.
- О, это было бы хорошо! - с энтузиазмом отозвался парень в красном свитере.
- Но у нее есть одна особенность, - предупредил человек в синем костюме. - Она все делает очень медленно. Очень хорошо, надежно, но медленно.
- Понятно, - кивнул парень.
- Поэтому выберете для нее такой кусок, чтобы не очень от нее зависеть. Не очень на нее надеяться...
Удалось ли человеку в синем костюме пристроить свою дипломницу или нет, - этого узнать мне так и не довелось.
- А вот и Поспелов, - сказал Мазепа. - Точно Поспелов. Я его узнал. Мы с ним водку в прошлом году на "Диалоге" пили.
Поспелов быстро приближался, увлекая за собой стоявших в коридоре людей; когда он поравнялся с нами, за ним уже тянулся "хвост" из пяти или шести человек.
- Здравствуйте! - успел сказать Мазепа, прежде чем Дмитрий Александрович нырнул в дверь.
- Здравствуйте, - эхом откликнулся тот, не оборачиваясь.
- Мы из Дубны! Вам Дзержинский говорил что-нибудь? - крикнул Мазепа ему вслед.
- Что-нибудь говорил, - ответило ему эхо, и ученики Поспелова, оттеснив Мазепу, ввалились в кабинет; дверь еще оставалась открытой.
- Вы поговорите с нами?
- Если недолго, давайте, у меня скоро семинар.
И дверь закрылась.
- Ну, это просто анекдот! - сказал Мазепа.
- Это недоработка Дзержинского, - согласился я.
- Ладно, Федя приедет в Дубну, я ему… - Мазепа не договорил. - Где тут канцелярия? - спросил он ребят, оставшихся в коридоре. - Можно у вас командировку отметить?
Один из них с интересом взглянул на Мазепу, бросил взгляд на полиэтиленовый пакет, из которого торчал букетик тюльпанов, купленный в подземном переходе, и улыбнулся - так, как способен это сделать москвич при виде гостя столицы:
- Наверное, можно.
И показал, куда идти, даже немного проводил. И тут, конечно же, в коридор опять вышел Поспелов...
- Дмитрий Александрович! - воззвал я.
Он вскинул голову:
- Да?
- Не могли бы вы нам все-таки уделить несколько минут?
- Подождите секундочку, я сейчас вернусь, - сказал Поспелов и снова скрылся за боковой дверью, на этот раз другой. И тут, как в театре, снова объявился Мазепа с командировочными листами...
Д.А.Поспелов и В.И.Варшавский |
"Ивана Жукова" Поспелов отклонил сразу: "Ну, "Ваньку" уже мучили", - а остальное просматривал, быстро переворачивая листки, и только на "Встречах с Хошенко" сбросил скорость и прочитал этот маленький шедевр внимательно, от начала до конца, а дойдя до фразы: "Как уместны здесь слова Маркса! - вздохнул президент" - и сам вздохнул:
- Вы знаете, в издательстве всего боятся, любых намеков, двусмысленностей, иносказаний... Хотя юмор есть юмор...
- Чего боятся: формы или содержания? - спросил неожиданно возникший Федюнькин.
- Пожалуй, формы, - помедлив, ответил Поспелов и с интересом взглянул на Федюнькина. - Когда они натыкаются на что-нибудь этакое…
- Ну что ж, - сказал этот человек, которого везде ждут и рвут на части, закончив чтение. - Тут кое-что есть, кое-что есть... Хотя я смотрел по диагонали. Вы что-нибудь знаете про сборник?
- Нет, - хором ответили мы.
Он быстро ввел нас в курс дела.
- Сроки? - спросил Федюнькин.
- Первое мая, осенью собираемся сдавать в печать.
- Формат?
- В трех экземплярах, через два интервала.
Мы откланялись.
- А в общем неплохо съездили, - закуривая, сказал Мазепа. - Сколько времени? О, можно еще на поезд успеть.
- Я остаюсь, - объявил Федюнькин, тоже закуривая, клиент, с которым он хотел встретиться, как оказалось, укатил в Ленинград, и Федюнькин собирался вечерним поездом отправиться за ним следом.
- Я, пожалуй, тоже останусь, - сказал Мазепа. - Пойдем, Федюнькин, на персональный компьютер посмотрим...
И они пошли смотреть на персональный компьютер в секторе Брябрина, а я отправился на Савеловский вокзал. По улице Вавилова, позвякивая, катили трамваи. "Фрейм… фрейм… фрейм…" - отдавалось у меня в голове…
Собравшись на следующий день, мы решили не рассчитывать на Поспелова, а готовить свой сборник - "Программисты шутят". Предчувствие нас не обмануло: поспеловский сборник той осенью так и не вышел. Наш, впрочем, тоже... Некоторым оправданием для нас стала книга "Тот самый ИМПУЛЬС", выпущенная к 50-летию ЛВТА, 33 года спустя.
Александр РАСТОРГУЕВ
Короткий комментарий редакции. Публикуя очередной "Репортаж из прошлого", мы обратили внимание на круглую дату неудавшегося предприятия широко известных в узких кругах авторов стенгазеты ЛВТА "Импульс", чем-то напомнившего сюжет знакового фильма Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии", герои которого на всем протяжении ленты стремятся вместе пообедать, но так и не достигают этой цели... В лучших традициях нумерологии фильм Бунюэля вышел в 1973 году, ровно за 10 лет до описываемых автором событий.
|