| ||||||
Научи меня житьВ осенний воскресный вечер 15 октября сцена Дома культуры "Мир" будет полностью предоставлена Заслуженному артисту РФ Максиму Аверину.Моноспектакль актера "Научи меня жить" - это полноценное театральное действо, продуманная и искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии и прозы, сопровождающаяся мастерской звуковой и световой партитурой. Это спектакль, в котором актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в этом диалоге. Он необыкновенный, он - разный, но, главное, он - настоящий! Наша беседа - тому подтверждение. - Максим, идея создания моноспектакля рождается не у всех актеров. У вас она родилась... - Я всегда, на самом деле, интуитивным образом чувствовал, что это будет! Потому что мне всегда хотелось именно такой формы выражения. Понимаете, актерская жизнь - она очень короткая. Потому что сегодня ты востребован, а завтра, может быть, и нет. Есть вероятность, что завтра ты будешь покалечен или что-то еще. Такая идея - это возможность самовыражения! Когда ты работаешь в театре, то понимаешь, что здесь 150 душ и каждый имеет право на свой успех, на свою роль. Гамлет, Король Лир и еще множество ролей проходят мимо. И сейчас у меня есть возможность так самовыразиться, чтобы сыграть то, чего в моей жизни уже, может быть, никогда и не будет. В "Ромео и Джульетте" я уже сыграть не смогу... - А в какой момент вы почувствовали приближение собственного проекта? - Интуитивно я думал, что всегда был к этому готов. Я всегда знал, что буду артистом, и всегда знал, что могу и хочу так существовать... - "Спектакль-откровение" - это игра в себя? - Это игра не в себя и даже больше скажу - это не игра! Это для людей, которые понимают, что вот он - современный мир - суматошный, суетный, который совершенно разрушает человека. Я хочу своим спектаклем вернуть человека человеку. Это возможность вернуться к первоначальному предназначению человека - жить и любить! - Борис Евгеньевич Захава писал, что комфортное существование на сцене предполагает свободу, и именно в ней заложено истинное творчество. - Всегда должен быть конфликт. С самим собой, с публикой. Я каждый вечер выхожу на сцену и понимаю, что зрители сегодня другие. У них свои проблемы, неоплаченные квитанции ЖКХ, аварии, штрафы, санкции... - И в этот момент вы хотите сказать им... - Очнитесь! Это самая главная задача. - Вам для творчества не нужна свобода? - Нет, для творчества в первую очередь должна быть конфликтная ситуация с самим собой. Только в этой борьбе с собой и с условностями, которыми ты обрастаешь, ты можешь спокойно жить, как артист. - И конфликты разрешаются путем общения с залом… - Только так! У меня, например, спектакль начинается с очень сложной поэзии. Это совершенно другие ноты, которыми люди сейчас уже не меряют жизнь. На самом деле, это и есть жизнь, только мы стараемся не замечать этих нот. И потом к концу спектакля мы делаем такие вещи, когда возвращаем к тем вопросам, которые человек каждый раз себе задает - "Зачем Я?!" Но для начала мне нравится задавать такой ритм, чтобы они забыли о моих ролях - "Склифосовский", "Глухарь" и все остальное. Мне важно сбить с них вот этот налет суетности и то, как они привыкли меня воспринимать. И мне это очень нравится. - Это уже про себя настоящего? - Это про них! Чтобы они увидели себя. Услышали себя. Наш спектакль - это крик, чтобы люди наконец-то задумались, что люди должны в первую очередь ЖИТЬ... - Не бежать... - Не бежать... Все тленно! - Какое ощущение вызывает в Вас тет-а-тет общение со зрителем? - Для меня самое главное общение, это когда люди забывают о своих гаджетах, когда они их не включают, когда они говорят со мной не словами или записками, а когда я слышу их дыхание, чувствую их ощущение и вижу их глаза. "Лучше слов порою взгляды…" Великая песня! - Максим, актера учат серьезно относиться к вымыслу, называя это сценической верой. Значит ли это, что словосочетание "если бы" определяет всю суть театрального искусства? - Я думаю, что определяет жизнь, и не только театральное искусство, а вообще любое пространство - слово "Никогда"! Понимаете, нет ничего страшнее слова "Никогда". В нем есть какое-то могущество и волшебство, но при этом оно самое страшное. "Если бы" - это для другой жизни! - На сцене другая жизнь… - Чем дольше я живу, тем больше понимаю, что в жизни на самом деле театр, а на сцене - нужно жить! Раневская говорила: "Играют? Пусть играют дети!" Может быть, мне повело больше, чем другим, потому что на сцене можно пережить огромное количество эмоций, чувств, которые в жизни я бы не испытывал. В этом есть самое главное мое предназначение. Мне повезло, потому что я никогда в жизни ни о чем другом не мечтал, кроме как жить на сцене! И мне это нравится, и я очень счастливый человек. Я почти ежедневно выходящий на сцену артист. Действительно это так. Сцена для меня это единственное пространство, которое является свободой. Потому что ежедневно мы выходим из подъезда и соприкасается с таким количеством несправедливости, равнодушия, мы ударяемся каждую секунду об этот мир. У меня есть возможность реабилитироваться и не сойти с ума. - Справедливо проводить время, а не так, как выходя из дома... Да, да, именно справедливо. Когда мы дома, то мы в своей крепости. А на улице нас расстреливают проблемы, заботы, условности. И вот у меня есть возможность выходить на сцену. Я выхожу из гримерной и у меня прямая дорога на сцену, я называю ее "Последний путь". Для меня всегда это святая святых. Прямая! И больше ничего нет! - Дорога к правде! - Да, к моей правде! - Зритель верит в то, во что верит актер... - Все зависит от энергии, которой ты обладаешь. Если ты сильный, если ты можешь тысячный зал позвать за собой, то тогда да - зрители начинают тебе верить. Почему я не принимаю участия в спектаклях, как я их называю "трусы над пропастью" - они не про что! Мне не хочется просто выходить на сцену ради того, чтобы мной просто любовались. Я хочу, чтобы мой зритель вместе со мной жил, дышал, чувствовал... - ...и верил во что? - В Жизнь! Только в жизнь! Я всегда это повторяю, обожаю эту историю, про то, как я попал в Храм и там мать настоятельница начала читать проповедь - она сказала такую вещь - Господь создал нас себе подобных, он не создал нас свиньями, рыбами, он создал себе подобных! Это что значит? Чтобы мы свой путь проложили именно так, чтобы приблизиться хотя бы к пятам Бога. Вот и все. Если человек понимает, что жизнь одна, и другой не будет, то он обязан самообразовываться, стремиться, улучшать, любить - тогда его путь будет лучше! - Название ваших моноспектаклей всегда с глубоким смысловым значением. Первый назывался "Все начинается с любви". А еще, как мне кажется, и дружба начинается с улыбки! Ваша актерская дружба со зрителем! - Как-то один человек мне задал вопрос, почему я так отношусь к этому, ведь мне откровенно делают больно... И у меня вдруг родилось то, что нам в детстве всем говорили - "относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе". Если я вам отдам, вы же мне заходите искренне вернуть. Помните, мультик был: "А за что? Просто так!" И это работает. Меня удивляет, когда артисты, мои коллеги, на экране такие хорошие, а в жизни ведут себя ужасно. И это так странно. Я не понимаю этого. Когда мне говорят зрители - ты наш, ты как мы. Значит, я должен быть как они. Нужно быть настоящим в жизни. - И, видимо, именно про вас песня: "Поделись улыбкою своей..." - и она к тебе НЕ РАЗ еще вернется! - Конечно, это взаимная искренность. Вот сейчас сколько зрителей вас будет ждать в зале? - Надеюсь, аншлаг... - И столько же улыбок вы увидите в ответ? - Да. У меня потрясающая, удивительная команда, которая со мной одинаково дышит. Для меня это дорого. Когда ты находишь людей, которые с тобой также вместе живут, с таким же сердцебиением, тогда уже все не зря! Не зря! Очень хорошо жить не зря! - И бескорыстно! Тогда есть смысл. Не стоит играть! - Абсолютно! Беседовала Элеонора ЯМАЛЕЕВА, член Союза театральных деятелей РФ |
|