| ||||||
Послесловие ко Дню учителя Подойдите к нам, Виктор Алексеевич!Репортаж из прошлого Начало девяностых годов прошлого столетия. Март, пять часов вечера, на небе - этюд в багровых тонах. Четвертый этаж нового корпуса Вычислительного центра. Зал терминалов, подключенных к базовой ЭВМ ЕС-1061. Горстка пользователей, вперившись в зеленоватые экраны, стучит по клавишам... Из коридора доносятся звонкие голоса, топот, и в зал врывается толпа школьников, пришедших на практику по программированию. В считанные секунды зал оказывается переполнен. Вбегает запыхавшийся учитель; сражение за рабочие места в полном разгаре. - По двое! Садимся по двое! Наконец терминалы поделены. Опомнившись, школьники смотрят на учителя. - Виктор Алексеевич! - Задания всем даны, можно приступать! В зал, волоча за собой стул, входит сослуживец Стельмах. - Развел тут... Стул у меня стащили... Через полчаса появляются первые программы. Два молодца молча взирают на то, как из работающей программы, как из рога изобилия, на монитор сыплются бесконечные ошибки. Мальчики ошеломлены. Вот-вот случится что-то непоправимое... - Зови этого... Учитель, как добрый чародей из восточной сказки, странствует от одного терминала к другому, находит ошибки, спрашивает, отвечает и отпускает комментарии. - Виктор Алексеевич, подойдите к нам! - слышится то по одну, то по другую сторону фанерной перегородки, разделяющей терминальный зал надвое. - Та-ак, что это у вас? И вы утверждаете, что этот алгоритм будет работать? Ученицы встревоженно смотрят на учителя. - Нет, мы этого не утверждаем. - Та-ак...Что это у вас? Ученицы робко: - Куры. - Я спрашиваю, что это у вас за величины? - Четыре и пять. - Что "четыре и пять"? - Четверо поросят и пять кур. - Какие это величины, я спрашиваю? Интеджэ или риал? - Виктор Алексеевич! - орут с противоположного конца зала. - Подумайте, - говорит Виктор Алексеевич и направляется к двум рослым отрокам у окна. Один отрешенно смотрит в окно, другой - в монитор, на котором ничего нет. - Так, что у вас? - строго спрашивает учитель. - У нас не работает. - Не работает, - удовлетворенно повторяет учитель. - А что вы делали? Он мог бы сразу обратить их внимание на то, что терминал не включен, но он должен научить их мыслить самостоятельно. - Вы делали что-нибудь? - Нет. - А как же он у вас будет работать! Вы думаете, что он сам включится, увидев что вы сели? Или о чем вы думаете? Мальчики молчат, предпочитая не говорить, о чем они думают. Виктор Алексеевич нажимает волшебную клавишу POWER, и монитор оживает. Учитель выразительно смотрит на своих нерадивых учеников. Те опускают головы. Один рассматривает томящиеся под столом ноги. Другой упирается взглядом в пол, пряча издевательскую улыбку. - Почему вы не включили? - Мы не знали. - Чего вы не знали? По всему видно, что ничего они не знали, но не хотят в этом признаваться. - Ну вот, - говорит учитель. - Вот тут все и выясняется. Кто работал на уроке, а кто... Не закончив фразы, он идет к девочкам. На лице его появляется отеческая улыбка. - Так, что у вас? - добрым голосом спрашивает он. - Программа, - слышится в ответ чудесный щебет. - Я вижу, что программа, - стараясь придать голосу строгость, говорит учитель. - Я хочу знать, что это за программа. Понять логику этой программы... Девочки с изумлением переглядываются. - Это программа, которую вы нам задавали. - Вот тут у вас ошибка... В таком виде ваша программа работать не будет. Посмотрите внимательнее. Козлов! - Что, Виктор Алексеевич? - Чем смеяться, сходили бы лучше, посмотрели олимпиадные задачи. - Какие задачи? - Хорошие задачи. Повышенной трудности. Которые Тувакин из Москвы привез. - Какой Тувакин? - Такой Тувакин, - рассеянно отвечает учитель. - Победитель олимпиады по программированию... Нашли? - Что нашли? - Ошибку. - Нет еще. - Ищите. Впрочем... - исправив ошибку сам, Виктор Алексеевич спешит дальше. - Виктор Алексеевич! - Подождите... Не все сразу, - уже изрядно измочаленный, отзывается учитель. - Та-ак... Значит, от голов вы отнимаете ноги и получаете... что? Поросят? Так? - Нет! - А почему тогда... - Виктор Алексеевич! - Что? - Что такое ошибка 230? - Это ошибка такая. - Какая? - Это надо книжку читать. - Какую книжку? - Хорошую книжку. - А где достать эту хорошую книжку? - В комнате у системщиков. В общем, неважно, где. Вам ее там все равно не дадут... Наконец Виктор Алексеевич распрямляется, смотрит на часы и объявляет: - Заканчиваем! Наше время истекло. Уходим! - Давно пора, - ворчит сослуживец. Терминальный зал стремительно пустеет и наступает благословенная тишина. Александр РАСТОРГУЕВ, |
|