| ||||||
Наука в современном мире О социальной ответственности ученого17 ноября в конференц-зале Лаборатории ядерных проблем в рамках проекта Группы научных коммуникаций "Небесполезные навыки научных сотрудников" состоялся семинар "Корпоративная этика научной организации: мода, иллюзия, реальность". Его провел советник директора ОИЯИ по вопросам международного сотрудничества Ирек Сулейманов.Мы представляем вниманию читателей обзор выступления в надежде, что как можно больше сотрудников просмотрят полную версию семинара на сайте Лаборатории ядерных проблем. Это и богатый исторический материал с комментариями автора семинара, и понятия, о которых полезно подумать каждому научному сотруднику. Этика - это философская дисциплина, которая занимается изучением морали и нравственности в самых разных контекстах, в том числе корпоративном. О поведении в среде себе подобных люди стали задумываться с самых ранних этапов зарождения общества. Невозможно к каждому человеку приставить полицейского-контролера, который бы следил за тем, правильно ли тот действует. Поэтому идея саморегулируемой системы, когда человек на основании своих убеждений совершает социально полезные действия, лежит в основе масштабных, эпохальных документов - сводов правил и норм поведения (например, библейские заповеди). В качестве примера докладчик привел воспоминания политолога Федора Бурлацкого. В 1961 году по партийному поручению всего за полтора часа был составлен Моральный кодекс строителей коммунизма. В процессе его создания было предложено наряду с коммунистическими постулатами использовать библейские заповеди - "тогда всё действительно "ляжет" на общественное сознание". Если переходить к корпоративному уровню - общности людей, которые связаны, в частности, трудовыми отношениями, - то важно отметить наличие корпоративной культуры. Это совокупность всех образцов поведения, которые сложились в конкретной организации. То есть совокупное влияние всей ее истории, в случае нашего Института почти семидесятилетней. "И вот это определение мне нравится особенно: This is how we do things around here - "Здесь так принято, мы делаем так", - отметил докладчик. - Это одна из первых фраз, которую я услышал, когда пришел работать в ОИЯИ. Такие негласные правила, зачастую неформализованные, представляют собой корпоративную культуру". На основе корпоративной культуры формируется корпоративная этика - система ценностей, регулирующая этические отношения в конкретной организации. Она включает в себя две основные подсистемы: моральные и этические ценности (то есть убеждения, которые мы принимаем в качестве важных в конкретной организации) и, второй элемент, нормы и правила поведения сотрудников (когда мы четко знаем - да, действовать желательно так). Этические корпоративные нормы, как правило, фиксируются в виде соответствующих документов.
История этого вопроса связана с экономическим и промышленным развитием в западных странах. После ряда экономических потрясений возникла необходимость формирования долгосрочных финансовых инвестиций, так называемых "длинных" денег. Поэтому идеологи стратегического менеджмента задумались о формировании долгосрочного доверия как внутри организации, так и доверия к компании со стороны общества. Одним из инструментов формирования доверия и внутри коллектива, и вовне является формализация норм в виде кодексов корпоративной этики. Они определяют порядок разрешения конфликтов, регулируют нормы поведения и морали, порядок принятия решения в сложных ситуациях, формируют положительный имидж организации. Например, этический кодекс в "Газпром Интернешнл Лимитед" представляет собой документ на 17 страницах, в котором прописаны такие понятия, как: миссия и корпоративные ценности, взаимоотношения работников, охрана труда, конфликты интересов, совместная работа родственников, подарки и так далее. В России кодексы этики очень активно начинают появляться в 2008-2010 гг. и поначалу часто повторяют положения устава организации. Постепенно растет объем этих документов. Об этическом документе Института И.Сулейманов рассказал: "Я на него наткнулся, когда занимался брошюрой по вопросам внешних коммуникаций. Меня, в частности, интересовало, есть ли какие-то регулятивные нормы - когда сотрудник обладает правом заявлять что-то от лица Института. И оказалось, эти вопросы упоминаются в Кодексе профессиональной этики работников ОИЯИ. Он сформулирован в категориях положений и принципов, где постулируются рекомендательные ориентиры для членов нашей корпорации". Далее докладчик подчеркнул отличие корпоративной этики от профессиональной. Например, в поликлинике доктор - смыслообразующий элемент всей организации, ее уставной деятельности. В нашем случае это ученые - люди, которые производят новые знания, чтобы познавать фундаментальные свойства материи. Так исторически сложилось, что такого рода профессии обладают особым значением для общества. Потому что от доктора мы ожидаем объективности, искренности, применения всех его знаний, чтобы нас излечить. Схожие ожидания адресованы и ученым. Эти "свободные профессии" должны регулироваться повышенными этическими, моральными ожиданиями общества. Большое влияние на развитие таких взглядов оказала цеховая культура в Средние века, когда представители одной профессии объединялись и регулировали вопросы поведения своих представителей. Другой интересный документ - энциклика Rerum Novarum, открытое письмо Папы Римского Льва XIII, опубликованное в 1891 г. В этот период начинали формироваться профсоюзы, и папа высказался в их поддержку. Вновь обращаясь к научной среде, И.Сулейманов привел цитату итальянского философа Эвандро Агацци: "Главное для науки - познание, главное для техники - создание полезного". Эти высокие идеалистические ориентиры для научного сообщества конкретизировались в принципах Роберта Мертона "Императивы научного этноса": универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм. К этим положениям есть и пояснение: как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но не торопиться с публикациями; быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде; стремиться добывать знания, которые получат высокую оценку коллег, но работать, не обращая внимания на оценку результатов своих исследований; защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения; прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество; быть тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом; всегда помнить, что знания универсальны, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено; воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него. Принципы Роберта Мертона, сформулированные в 1942 г., подвергались критике, так как им не всегда легко следовать в повседневной жизни ученого. И это создало другой полюс формулирования этических норм. В частности, социолог Стив Фуллер определил "Земные нормы", ориентируясь на реалии научной практики. Он говорил, что коллективизм Мертона на практике вырождается в "мафиозность" науки - нужно поддерживать хорошие отношения с научными боссами, и тогда будет все отлично. По его мнению, нет и никакого универсализма, есть "Культурный империализм" - доминирование англо-американских журналов. Нет бескорыстия, есть оппортунизм - равнодушие к тому, как будут использованы результаты. Организованному скептицизму Фуллер противопоставлял коллективную безответственность - создание множества советов и комитетов с размытой областью ответственности. Понятно, что это другая крайность. Как же реагирует научное сообщество на вопросы профессиональной этики? Есть самые разные попытки создать какой-то ценностный базис для этичной научной деятельности. Один из таких примеров - этический кодекс, сформулированный молодыми учеными под эгидой Всемирного экономического форума. Он во многом коррелирует с идеалистическими представлениями Мертона, но приближен к реальности, не отпугивает ученых. Другой подход - в Немецком научно-исследовательском обществе (DFG) создали Руководство по сохранению хорошей научной практики. Был изучен процесс производства научного знания, разделен на различные фазы и для каждой из них сформулированы постулаты поведения. Одна из особенностей научного сообщества и профессии ученого, и эта традиция идет из Средневековья, - говорить об академической свободе. Это аванс, который общество дает именно ученому. Ученый, совершая открытие, по сути нарушает существующие правила, делает то, чего до него не делали другие. Понятно, что это может привести к профессиональной деформации, когда научный деятель, находясь вне своего сообщества, совершает "правонарушения" (в терминологии С.Фуллера - "разумное правонарушение"), перенося свою презумпцию на другие профессиональные сообщества. И здесь уже речь идет об особой ответственности ученого. Примером ответственности ученого, камертоном значимости его высоких идеалов для всего человечества может служить Манифест Рассела - Эйнштейна от 9 июля 1955 г.: "Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, ученые должны собраться на конференцию для того, чтобы оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта... Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберем ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, то перед вами открыт путь в новый рай; если вы это не сделаете, то - перед вами опасность всеобщей гибели". В таких случаях возникает вопрос выбора, как должно действовать определенное профессиональное сообщество. Конечно, можно опустить ориентиры поближе к реальности, к практике. Но, может быть, стоит приблизить реальность к тем высоким идеалам, которые формулировал Мертон?.. Во второй половине семинара И.Сулейманов прокомментировал результаты мини-опроса, который проводился среди участников по QR-кодам. Затем ответил на вопросы слушателей. О своем опыте в процессе создания Кодекса профессиональной этики сотрудников ОИЯИ рассказал научный руководитель Института академик В.А.Матвеев. Поделились мнением и другие участники семинара. Кодекс профессиональной этики работников ОИЯИ доступен на официальном сайте Института в разделе "Документы". Галина МЯЛКОВСКАЯ |
|