Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 9 (4657) от 9 марта 2023:


№ 9 в формате pdf
 

Юбилеи

Хранители истории

13 марта исполняется 30 лет со дня основания
Музея истории науки и техники ОИЯИ

Его возглавил профессиональный ученый-физик и столь же профессиональный поэт Генрих Людвигович Варденга. Помогли ему и его коллегам работники старейшего естественно-научного музея России - Политехнического.

Незадолго до этого, представляя программу реконструкции Политехнического, его директор профессор Г.Григорян писал: "...Научно-технический музей способен, воспитывая, образовывать. Человек должен выходить отсюда с приращением знаний. Причем не случайных, а систематизированных. Ведь знания могут быть хаотичными и - упорядоченными, пригодными к практическому применению... Знакомство с музеем необходимо каждому человеку, независимо от того, будет ли он техническим специалистом или нет. Оно помогает ему жить в мире техники как в естественной окружающей среде".

Во многом эта программа легла в основу концепции музея Института. Помогли советами, экспонатами и конкретным делом ветераны Института, представители научной общественности. Дирекция выделила уютное помещение, в котором когда-то располагался партком. И в этом небольшом здании рядом с первой музыкальной школой образовался своеобразный информационно-культурный центр: музей несколько лет делил помещения с редакцией институтского еженедельника "Дубна".

Когда дело живет и побеждает, уже с некоторой улыбкой можно вспомнить горячие дебаты на уровне обсуждений. Каким должен быть музей ОИЯИ - архивом, складом экспонатов или одним из факторов будущего ускорения? Кому он нужен - пожилым или молодым? "А нужен ли музей вообще?" - спросил меня один ветеран Института, отнюдь не технократ, а человек широких взглядов и даже гуманитарного склада, не чуждый литературному творчеству, заядлый театрал. Уж от кого-кого, а от него такого никак не ожидал. И правда, подумалось, а что если - не нужен?..

Нужен-нужен! Это было общее мнение участников обсуждения, устроенного в Доме международных совещаний. А вот каким должен быть музей - мнений было много. Приведу лишь несколько.

На открытии экспозиции музея ОИЯИ в Политехническом музее. Выступает В.А.Никитин.

Профессор В.А.Никитин, начальник сектора Лаборатории высоких энергий: Мне кажется, будущий музей может стать клубом по интересам. Здесь может работать постоянно действующий семинар по методологическим проблемам науки. Новые знания, как известно, рождаются на основе широкого научного, культурного контекста. Музей должен показать не только плюсы, но и минусы того или иного избранного научного направления...

Профессор Г.А.Ососков, начальник сектора Лаборатории вычислительной техники и автоматизации: А ведь музей-то рассчитан преимущественно на молодых. Я беседовал с некоторыми уже "матерыми" молодыми специалистами в нашей лаборатории и услышал: а кому нужен склад мертвых вещей? Вот я и хотел бы видеть в будущем музее дискуссионный клуб. Экспонаты, материалы - словно указатели на развилке истории в определяющие ее моменты. Например, наша лаборатория существует уже не одно десятилетие. Все ощущают: надо что-то делать, чтобы она развивалась. Вот тут-то и может помочь анализ прошлых ошибок и заблуждений.

Профессор В.А.Халкин, начальник сектора Лаборатории ядерных проблем: Музей - это хранилище материальных свидетельств пройденного нами пути. Научных приборов, которые помогали делать хорошие работы, изобретения, открытия. Например, первый подвижный отражатель первого в мире импульсного реактора. Это должен быть музей светлой научной мысли. Почему в первые годы работы ОИЯИ в Дубну ездили крупные государственные деятели, премьер-министры многих стран? Это был центр мировой научной мысли. Вернуть Институту былую славу - задача будущих поколений ученых. Но воспитывать их надо на лучших примерах нашей истории.

А.Н.Харин, инженер Лаборатории сверхвысоких энергий: Как-то мы ничего пока не сказали о том, что ОИЯИ в свое время определял и, я надеюсь, и сейчас во многом определяет лицо города Дубны. Вспомните фильм "Девять дней одного года" - ведь это и о нашем Институте тоже, и снимали его в Дубне... Мне кажется, музей может показать, кто он, современный ученый, помочь проследить истоки ОИЯИ, у которых стояли В.И.Векслер, И.В.Курчатов и другие выдающиеся ученые нашей страны.

Так постепенно в спорах рождалась истина, а после общественного обсуждения вопроса "каким быть музею Института?" я вновь встретился с "человеком сомневающимся". Ни словом не обмолвившись о нашем предыдущем разговоре, он вспомнил... о великолепно работавшей механической модели, иллюстрировавшей принцип действия синхрофазотрона: "Может быть, эта модель еще хранится у кого-нибудь? Жалко, если пропадет..."

Помогло еще музею и то, что Дубна - город интернациональный, и каких только гостей у нас не бывает... Профессор Владимир Алексеевич Никитин, кстати, недавно сменившийся председатель общественного совета музея, в течение нескольких лет работавший в Национальной ускорительной лаборатории имени Э.Ферми в Батавии, пригласил в Дубну своего коллегу из Соединенных Штатов профессора Эрнеста Маламуда. В 1987 году известный физик-экспериментатор, научный руководитель молодых исследователей выступил с идеей создать музей науки и технологий. В 88-м организовал первую экспозицию. В 89-м музей уже принял первых посетителей.

Почему же известный физик решил заняться "не своим" делом? Гость из США не согласился с такой постановкой вопроса: кто, как не ученые, должны заниматься пропагандой науки? И для него это даже не хобби, а потребность души. В том регионе, где расположена Фермилаб (так в физическом просторечии называют научный центр в Батавии), казалось бы, нет необходимости в создании еще одной музейной экспозиции. Отсюда рукой подать до Чикаго, где действует Музей науки и промышленности, имеющий 200 штатных сотрудников и 4 миллиона посетителей в год. Ни о какой конкуренции тут не может идти и речи. Однако даже из художественной литературы мы знали о "местном патриотизме" американцев, которые привыкли гордиться достопримечательностями родных мест.

Когда передвижная выставка, организованная профессором Маламудом и его сподвижниками, оказалась в одном из небольших городков округа, первыми ее заметили "свои" мальчишки, оказавшиеся здесь то ли на скаутских сборах, то ли на спортивных соревнованиях. Лучшую рекламу придумать трудно. Они бегали по городу и кричали: "Это из нашего города выставка! Мы ее видели! Не упустите шанс!"

В этом музее все можно (и нужно) трогать руками. Вы подносите к симпатичному дикторскому лицу на экране телевизора сильный магнит - и лицо искажается причудливой гримасой: "сумасшедший телевизор" иллюстрирует принцип действия ускорителя - отклонение заряженных частиц в сильном магнитном поле. Вы можете стать хозяином и повелителем маленького вихря "торнадо" или режиссером яркого шоу с танцующими лазерными пучками... И еще в числе нескольких десятков объектов здесь представлены "кварковая машина", иллюстрирующая структуру элементарных частиц, "долина изотопов" и другие действующие экспонаты, выполненные студентами высших школ и колледжей, переданных музею организациями и частными лицами.

"У нас много наукоемких производств, но темпы развития науки и технологии столь велики, - рассказывал Э.Маламуд, - что общество не всегда успевает уследить за происходящими изменениями. И надо прежде всего готовить к этому молодежь. Как готовить? Есть старая китайская пословица: "Я слышу - и забываю, я вижу - и помню, я делаю - и понимаю". Музей должен быть исследовательской лабораторией, где каждый посетитель сделает для себя не одно открытие, проясняющее законы природы".

...Но вернусь к встрече членов совета музея ОИЯИ с их американским коллегой. Профессор Эрнест Маламуд и сотрудник музея Оливия Диас рассказали о создании музейных экспозиций и в Фермилабе, и в Лаборатории Оппенгеймера, и в ряде других научных центров США. Эта тенденция отражает, с одной стороны, стремление осознать роль науки в современном обществе, с другой стороны, важность объединения сил ученых для пропаганды необходимости ее развития.

Ведь работающий музей - это не обязательно галерея, где зафиксированы вчерашние заслуги и вывешены парадные портреты, - это лаборатория, в которой у всех посетителей формируется серьезное, уважительное отношение к науке и ученым. И хорошо, что при создании такой лаборатории ее организаторы ориентируются на передовой опыт ведущих научных центров мира, инициативу отдельных ученых-энтузиастов.

Вьетнамские школьники на экскурсии в музее.

Экспозиция институтского музея сегодня насчитывает уже немало ценных экспонатов. Как положено, здесь ведется и исследовательская работа. Практически в каждой лаборатории есть филиалы музея - это мемориальные кабинеты, в которых работали академики Н.Н.Боголюбов, Б.М.Понтекорво, И.М.Франк, Г.Н.Флеров. Музей стал центром встреч ветеранов.

О ярких научно-познавательных проектах, привлекающих в музей множество школьников, о научно-популярном лектории "Доступная наука", о "Лаборатории научных экспериментов", о "Менделеевских чтениях", историко-научных семинарах и многих других формах работы наша газета пишет много и охотно. И мы надеемся, что впереди немало новых встреч и открытий, а для тех, кто еще не дошел до самого музея, можем посоветовать наведаться на его страничку на сайте http://museum.jinr.ru/. Заходите, не пожалеете!

Да и адрес самого музея - улица Франка, 2...

Евгений МОЛЧАНОВ,
из книги "Беседы о Дубне", Дубна, ОИЯИ, 2003.

Сегодня в музее работают Генрих Варденга, Надежда Кавалерова, Анастасия Злотникова, Кирилл Козубский, Александр Расторгуев. Желаем юбилярам ярких творческих успехов в популяризации науки и техники!
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????