|
Личное измерение
Много результатов, но планов еще больше
Шел 2010 год, заканчивались мои школьные годы, постепенно надвигался пугающий всех Единый государственный экзамен. Мои беззаботные деньки подходили к концу, пришло время выбирать, какие экзамены сдавать. Еще в младших классах я осознал, что мне нравятся точные науки, с трудом высиживал на уроках по гуманитарным предметам типа литературы, обществознания и так далее. В итоге я решил стать физиком, что буквально ошарашило многих окружающих меня на тот момент людей, включая учителей и родителей. Вдобавок к основным предметам я выбрал экзамен по физике, который в итоге успешно одолел на приемлемое количество баллов. Передо мной стоял выбор, в какой вуз подать документы. С одной стороны была Дубна, с другой стороны - Москва. Подал я в оба направления, но как только узнал, что прошел в государственный университет "Дубна", сразу же отбросил все остальные варианты. Большую роль сыграл тот факт, что в Москве мне бы не дали общежитие, поэтому пришлось бы ездить каждый день на электричках туда и обратно.
На первом курсе я очень боялся больших сложностей, ведь учился в обычной школе, без углубленного изучения каких-либо предметов. Этот страх заставлял меня гиперответственно подходить к учебному процессу, в результате чего я сдал первую сессию на отлично. Затем, по отработанной системе, я таким же образом закрывал все последующие сессии и жадно впитывал материал, который мне давали преподаватели. К моему счастью, большей частью нашими лекторами были ученые из Объединенного института ядерных исследований. В результате на втором курсе Елена Александровна Колганова, наш преподаватель, привела меня в Лабораторию теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова, за что я ей очень благодарен, ведь я оказался, что называется, на своем месте.
Со второго курса я уже работал лаборантом в ЛТФ. Вместе с несколькими моими одногруппниками тесно сотрудничали с учеными из Карлового университета в Праге (Чехия), которые занимались позитронно-аннигиляционной спектроскопией.
Позитронно-аннигиляционная спектроскопия позволяет исследовать материалы для определения различного рода дефектов. Если говорить простыми словами, позитрон - античастица электрона, соответственно, вследствие взаимодействия эти частицы аннигилируют (превращаются в энергию). Энергию аннигиляции уносят образующиеся гамма-кванты, которые можно "увидеть" с помощью детекторов. Таким образом, материал облучается позитронами, которые аннигилируют с электронами, распределенными в материале в зависимости от его дефектов, затем анализируется спектр образующихся гамма-квантов, который, фигурально выражаясь, проливает свет на дефекты материала. На протяжении трех лет мы ездили в командировки в Прагу, что вызывало в мои студенческие годы большой восторг. В первую очередь потому, что это было мое первое путешествие, первый полет на самолете.
В результате моя бакалаврская выпускная работа называлась "Исследование поверхностных дефектов методом позитронно-аннигиляционной спектроскопии". Стоит отметить, что значительную роль в моем знакомстве с жизнью Института сыграло Объединение молодых ученых и специалистов. Благодаря участию в мероприятиях ОМУС я научился делать презентации и выступать на конференциях, узнал, чем занимаются молодые коллеги из разных лабораторий, завел полезные знакомства, попробовал себя в роли руководителя и организатора.
В магистратуре направление моих исследований сильно поменялось, мы с Еленой Александровной начали работать с Тимуром Марковичем Шнейдманом и Ростиславом Владимировичем Джолосом. Наша группа занималась уже ядерной физикой, а именно коллективной моделью ядерной физики. Как известно, единой теории, описывающей такую сложную квантовую систему, как ядро, на данный момент не существует. Есть множество моделей, акцентирующихся на описании отдельных свойств ядер. Эти модели могут в корне отличаться друг от друга и даже быть несовместимыми. Очень условно ядерные модели можно разделить на два типа: коллективные и одночастичные. Соответственно, первый тип описывает ядро в целом как совокупность многих частиц (нуклонов), второй тип описывает движение одной частицы в поле, созданном остальными нуклонами, входящими в состав ядра. Моя магистерская работа была посвящена исследованию октупольной деформации ядер. Ядра могут быть не только сферическими. Они могут принимать и другие формы (их называют деформациями). Это может быть квадрупольная деформация (когда ядро имеет форму лимона), может быть октупольная деформация (когда ядро имеет форму груши) и так далее. В результате моя магистерская диссертация называлась "Исследование возникновения октупольной деформации атомных ядер при увеличении момента вращения". К моменту окончания магистратуры я уже работал младшим научным сотрудником.
В аспирантуре направление моих исследований в области ядерной физики продолжилось. Я постепенно готовил кандидатскую диссертацию. Попутно мне предложили читать лекции и семинары в моем родном университете. Был период жизни, когда я сидел на парах в аспирантуре, а после бежал читать уже свои лекции студентам 1-го и 2-го курсов. После окончания аспирантуры суммарно в государственном университете "Дубна" я проучился 10 лет и вот уже 6 лет продолжаю вести лекции и семинары.
Практически сразу после окончания аспирантуры в 2022 году мне удалось защитить кандидатскую диссертацию под руководством Е.А.Колгановой и Т.М.Шнейдмана на тему "Исследование эволюции квадрупольной и октупольной деформации атомных ядер в рамках коллективной модели". Защита кандидатской значительно повлияла на мой уровень знаний и мое отношение к работе, открыла путь к свободному научному творчеству и занятию любимым делом.
|
Рис. 1. Потенциальные поверхности цепочки изотопов Zr |
На данный момент я работаю в должности научного сотрудника. Суммарно в ЛТФ ОИЯИ тружусь уже 12 лет. За этот срок мне удалось стать обладателем разных стипендий и нескольких премий, также я активно участвую в грантовых проектах. Я очень люблю свою работу и даже не считаю свое дело работой, это скорее стиль жизни. Исследования в теоретических направлениях кому-то могут показаться скучными и сложными, но это не так. Благодаря своей работе я постоянно общаюсь с умными, харизматичными людьми, много путешествую, постоянно изучаю что-то новое и интересное. Да и вопреки общему мнению, работа теоретика не слишком сложная, если действительно любить свое дело и постоянно учиться. Моя лаборатория не располагает красивыми, сложными, грандиозными установками, зато она может гордиться своим коллективом. Практически для любого направления исследований в современной науке у нас найдется свой специалист, который с радостью пригласит тебя в кабинет, напоит чаем и самым подробным образом ответит на любые вопросы. Каждый день я с удовольствием прихожу на свое рабочее место, и часто до ночи засиживаюсь, теряя счет времени, занимаясь любимым делом.
Направления моих исследований в данный момент очень разнообразны. Основное поле деятельности - расчет спектров уровней нижайших состояний ядер и вероятностей переходов между ними (рис. 1), а также расчет коллективных потенциальных поверхностей ядер (рис. 2). Сотрудничаю с экспериментальными группами из Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флёрова - рассчитываю характеристики ядер, необходимых для проведения экспериментов, провожу анализ экспериментальных данных. В поле моей деятельности входит разработка программного обеспечения по решению коллективных уравнений ядерной физики, получаемых в рамках метода генерирующей координаты. Изучаю и развиваю модель с пятимерным коллективным уравнением, кластерную модель двойной ядерной системы и релятивистскую модель среднего поля.
Рис. 2. Рассчитанная (слева) и экспериментальная (справа) схема уровней и вероятностей переходов между ними для 96Zr
В ближайшем будущем я планирую довести до публикаций все идеи и наработки. Будет здорово посетить большее количество стран, выступить на серьезных конференциях, познакомиться с именитыми учеными и обсудить с ними свои результаты. Хочу повышать и развивать мой уровень знаний - не планирую останавливаться на кандидатской степени. Желаю Объединенному институту ядерных исследований дальнейшего развития и процветания!
Евгений МАРДЫБАН
От редакции
В одном из февральских номеров еженедельника была открыта новая рубрика "Личное измерение", которую можно было бы назвать автоочерком - рассказом сотрудника о том, как сложился интерес к науке, благодаря чему был выбран в качестве места работы именно Объединенный институт, каким образом проходят этапы исследовательской карьеры. За это время к инициативе присоединились не только молодые ученые, но и специалисты подразделений, обеспечивающих жизнедеятельность ОИЯИ. Благодаря нашим авторам мы узнали, как работает Служба материально-технического снабжения, впервые на газетных страницах рассказали о работе бухгалтерии.
"Новизна такой рубрики в нашей газете, - считает главный редактор еженедельника Евгений Молчанов, - заключается в том, что ученым и специалистам предоставляется своего рода трибуна, чтобы они могли рассказать о своей работе так, как они сами ее видят, без "подталкивания" корреспондента к нужным ответам, без ретуши, что называется. При редактировании мы только рекомендуем стилистическую правку с точки зрения газетных стандартов или языковых правил, причем редактирование ведется совместно, согласовываются все значимые изменения".
Мы отправили представителям некоторых служб Института, занимающихся кадровой политикой и информационным обеспечением, просьбу написать отзыв об этих публикациях. И уже получили первые ответы.
Ольга Крупа, ведущий аналитик экспертно-аналитической группы ДНОД:
"Лично мне было очень интересно узнать, как именно складывался карьерный путь ученых - сотрудников ОИЯИ: чем они увлекались в школьные годы, в каком вузе учились, какие люди повлияли на выбор профессии. Когда этих историй накопится побольше, можно будет попробовать их проанализировать и описать типичные карьерные пути. Для ОИЯИ это было бы крайне полезно, в том числе и для того, чтобы понимать, какие инструменты задействовать, чтобы привлечь в науку как можно большее число талантливых молодых людей".
Александр Карпов, ученый секретарь ЛЯР:
"Такие личные истории всегда "отдают" теплотой, с которой описываются произошедшие с автором события, а в читателе пробуждают врожденное чувство любопытства. Когда их читаешь, то в очередной раз удивляешься превратностям судьбы, которая ведет нас подчас по очень замысловатым траекториям".
Мы очень благодарны всем, кто принимает участие в этом деле, в том числе тем, кто не пожалел своего времени, чтобы прислать отзыв. Особенная благодарность Владиславу Рожкову, который координирует взаимодействие между авторами и газетчиками, находит новых героев публикаций, разрешает спорные ситуации.
Ведущая рубрики Галина МЯЛКОВСКАЯ
|