| ||||||
Культура Исследование, обсуждение, понимание20 января в ДК "Мир" ОИЯИ в новом формате "Зал на сцене" начинает работу музыкальная лаборатория. Откроется она циклом лекций "Настоящий Мусоргский. Открываем смыслы", посвященным 150-летию произведения "Картинки с выставки".Музыкальная лаборатория - это необычная форма взаимодействия лектора со зрителями-слушателями. Она будет заключаться в прослушивании музыки, рассказе о музыкальных произведениях, обсуждении и совместном исследовании темы. Мы предполагаем, что это станет увлекательным направлением как для знатоков музыкального творчества композиторов разных эпох, так и для тех, кто только знакомится с миром классической музыки. Первая лекция будет называться "Манускрипт. Большая ошибка Равеля". Лектор - историк, педагог Илона Волкова - убеждает, что на этих встречах участникам музыкальной лаборатории будет предложен сенсационный материал, неординарная и непривычная информация. Накануне мероприятия мы побеседовали с И.Волковой.
- Я познакомилась с Картинками, как и многие, в музыкальной школе. Как все мои ровесники, я слушала объяснение преподавателя, слушала музыку, рассказы о ней. Но музыка меня немного настораживала. И еще тогда, где-то в подсознании, сформировалось понимание, что не всё так просто в этом сочинении Модеста Мусоргского, чтобы только проиллюстрировать музыкальными зарисовками рисунки друга Виктора Гартмана. Никак я не могла согласиться с тем, что после триумфа "Бориса Годунова", работая над оперой "Хованщина", Модест Петрович сочиняет простенькое по содержанию произведение, где танцуют ожившие с картинок Гартмана цыплята, судачат на рынке кумушки, волы тянут тяжелую телегу... И спустя много лет я вернулась к своим размышлениям, познакомилась с интерпретациями музыкантов и музыковедов прошлого, а также с современными работами об этом до сих пор не понятом нами музыкальном произведении. - И где же на сегодня есть наиболее увлекательный материал о Картинках? - Свои трактовки добраться до истинного замысла предлагают популяризатор классической музыки Михаил Казиник, профессор Московской консерватории Иван Соколов, пианист, дирижер Михаил Аркадьев. Также есть те, кто и сегодня ссылается на работу советской пианистки Марии Юдиной. Разбирая их мысли, читая их работы, я видела, что отдельные пазлы того или иного исследователя так и не складывались в одно общее полотно, в единую яркую идею с понятным самому широкому слушателю смыслом. В итоге никто меня не убедил. Хочу сказать спасибо интернету. Я смогла прочесть множество исследовательских работ разного уровня, статьи и размышления многих людей, услышать исполнения пианистов, оркестров со всего мира и так далее. И дальше отправиться в путь уже самостоятельно... - Расскажите, пожалуйста, о форме "работы" музыкальной лаборатории. Как она вам видится? - Это не будут лекции в традиционном понимании, мы будем именно исследователями. Слушатели вместе со мной будут размышлять, предлагать версии и приходить к тем знаниям, тому пониманию, к которым пришла я. Мы будем слушать лучшие исполнения конкретного музыкального материала, анализировать его и делать открытия! - Это как уроки музыки с размышлениями и беседами на тему. Ваш цикл лекций состоит из четырех встреч. О чем на них пойдет речь? - На первой встрече мы поговорим, почему всеми признанная работа Мориса Равеля, его знаменитая оркестровка Картинок, уже 100 лет как уводит нас от истинных смыслов произведения. Я считаю, что он допустил одну из больших ошибок, которую повторяют современные музыканты, исполняя Картинки по всему миру в его оркестровке. Тем самым они не позволяют слушателю, приходящему в концертный зал, приблизиться к пониманию подлинного Мусоргского. Также мы поговорим, почему мы оказываемся, слушая пьесу-картинку "Лиможский рынок", именно во французском городе Лимож на так называемом рынке. И вернем пьесе настоящее название "Лимож. Рынок", заглянув в манускрипт (автограф) композитора. А дальше пойдет речь о том самом известном всем тексте, который музыковеды обозначили как "нелепица". Уникальный случай, когда композитор оставляет литературный текст рядом с музыкальным. И каким моим удивлением было то понимание, что Мусоргский оставил нам загадку! Почему-то до сих пор никто не подумал об этом, а ведь Модест Петрович любил и розыгрыши, и загадки... Помните, Мусоргский пишет на французском: "Господин Пимпан де Панта Панталеон только что нашел свою корову Беглянку и т.д." - Его загадку у вас получилось "расшифровать"? - Да, и это поможет нам приблизиться к пониманию содержания всего произведения. После того как мы отгадаем "странный текст", который 150 лет ждал этого открытия, мы отправимся на Promenade вместе с автором Картинок и опровергнем традиционные, вошедшие во все учебники от музыкальной школы до консерватории, утверждения о созданном музыкальном автопортрете композитора. Здесь оппоненты могут мне напомнить, что так утверждал Владимир Васильевич Стасов, которому посвящены Картинки. Поговорим о роли Стасова в судьбе произведения и поймем, почему он так сказал. И, наконец, мы все вместе увидим "Богатырские ворота". - Именно увидим? - Да, поскольку музыка Картинок более чем кинематографична. Я лишь широкими мазками сейчас рассказываю о том, что ждет участников музыкальной лаборатории. - Илона, с января по апрель вы будете открывать публике грандиозный новаторский замысел великого русского композитора. Какой ваш идеальный зритель? - Я очень жду музыкантов, преподавателей музыки, им этот материал будет более чем интересен, а также очень жду слушателей, поклонников классической музыки, всех, кто любит загадки и хочет стать свидетелем сенсационных музыкальных открытий. Музыка Мусоргского по-настоящему оживет на наших лекциях и нам смогут открыться истинные смыслы. Мне вспомнились слова замечательного филолога, культуролога Дмитрия Сергеевича Лихачёва: "Мусоргский - величайший и далеко не раскрытый еще мыслитель, в частности исторической мысли". И те, кто станет участником наших встреч, поймут, насколько Дмитрий Сергеевич оказался прав! * * * 20 января в 18:00 музыкальная лаборатория ДК "Мир" приглашает всех, кому интересно узнать удивительное содержание знаменитого произведения М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", которое и сегодня звучит со всех сцен мира. Элеонора ЯМАЛЕЕВА, |
|