| ||||||
Вернисаж Акварельная сказкаВ ДК "Мир" последние дни работает выставка иллюстраций из книги "Тайна потерянного Жадеита" Марии Бали. В книге рассказывается история двух сестер, ищущих свою маму. В зале эта история пересказывается с помощью картин, нарисованных в традиционной акварельной технике. Мы встретились с автором и поговорили об особенностях этого художественного творчества - иллюстрирования.- Мария, ваши работы вновь представлены в нашем выставочном зале. Скажите, пожалуйста, почему иллюстрирование? Что особенного для вас в этом виде художественного искусства? - Прежде всего спасибо за то, что позволили мне показать свои иллюстрации. Я очень ценю это. Хотя я назвала эти картины иллюстрациями, они не являются ими в строгом смысле этого слова. Сначала я рисовала картины, а потом добавляла к ним текст. Моя книга похожа на прогулку по галерее, где человек переходит от картины к картине и пытается понять идею, настроение, которое автор хотел передать. И когда вы их соедините вместе, вы проживете историю. - Что создается в первую очередь - обложка, иллюстрации. Или всё идет параллельно? - В моем случае обложка - это одна из картинок в книге, когда происходит знаменательный момент. Какой - читатель узнает только на выставке или в книге. Обложка должна заинтересовать его настолько, чтобы он захотел разгадать эту тайну. В детской литературе обложка - это то, на основании чего мы берем книгу в руки и даем ей шанс. Поэтому я старалась сделать ее такой, чтобы вы не отрывали от нее глаз, так как и она его от вас не отрывает. - Как вы искали персонажа для столь трогательной истории, пересказанной с помощью картин? - Долго искать не пришлось. Мне понадобилось двое детей, и мои две девочки справились с ролями моделей на отличную оценку. Они охотно позировали мне, когда мне нужно было нарисовать определенную композицию. А моделью для кота в сказке послужил наш кот Мерлин. Мне нужен был персонаж, который был бы непостижимым, свободным, диким и одновременно вызывал у детей желание прижаться к нему. Выбор кошки был очевиден. Это реальное существо, но может творить волшебные вещи. - В ваших картинах происходят и другие открытия - это символика цветов и предметов. Как вы над этим работали? - Символизмом я занималась уже в университете. Моя дипломная работа была посвящена символике в ландшафтной архитектуре. Я прогулялась по многим историческим садам, и каждый из них рассказывал свою историю. Каждый элемент в саду имел значение, и композиции раскрывали свои идеи. Человеку свойственно искать смысл во всем, и это огромное удовлетворение, когда ты находишь его. В этом и заключается суть работы с символами. Предложить нечто большее, чем просто красоту с первого взгляда. Мария, скажите, есть ли какие-то правила, ритуалы, которых вы придерживаетесь в своем творчестве? - Каждый день я сижу за столом и работаю над своими проектами. У меня всё еще есть кое-что в разработке. Зачастую слышу голос: "Брось это сегодня! У тебя всё равно ничего не получится! Для чего это вообще нужно?! Это бесполезно!" Тем не менее я иду к столу, мысленно заклеиваю этому голосу рот и продолжаю работать. Это форма дисциплины, которая работает для меня. И тогда я испытываю радость, потому что победила лень и в чем-то преуспела. И даже если у меня рисунок не получился (такое бывает часто), я говорю себе, что немного продвинулась вперед. То, что я сделала не так, в следующий раз уже не испорчу. Я усвоила урок. - В ваших работах прослеживается редкая способность замечать то, что не видят большинство взрослых людей. Как вам удается тонко чувствовать и передавать в иллюстрациях важные вещи? - Для меня очень важно вдохновение. Нахожу его либо на выставках, гуляя по московским паркам, либо блуждая на природе. Мне нравится путешествовать по местам, которые определяют бесконечность, кажутся монументальными и напоминают нам, насколько мы, люди, малы. Почему-то они меня завораживают. Мне нравится искать места, в которых есть сильный Гений места (Genius Loci). Если я чувствую энергию такого места, испытываю вдохновение и чувствую необходимость нарисовать его. Стараюсь передать эту энергию изображению. К сожалению, у меня не установлен фильтр, который бы не пропускал негативную энергию. Из такого места я просто убегаю. Ищу только позитивные места. - Иллюстратору детских книг важно чутко чувствовать натуру детей, знать их потребности, интересы, учитывать их восприятие мира. Как вы угадываете и делаете нужные акценты в ваших работах, чтобы ребенок заинтересовался? - Необходимо наблюдать. Поясню на примере детских площадок. Когда вы строите игровую площадку для детей, где четко и буквально определено - это ракета, это пиратский корабль, дети остаются там играть 20 минут и потом уходят или начинают придумывать новые игры, которые не имеют никакого отношения к детской площадке. Но если вы построите детскую площадку, где дадите им свободу играть элементами, которые можно использовать по-разному, дети всегда что-то придумают. И каждый раз они могут придумывать что то новое. Оставьте детям простор для фантазии. Пусть они определяют игру. И с книгой то же самое. Я не рассказываю читателем всё слово в слово. Я оставляю им место для игры. Затем они могут вернуться к книге и прочитать ее по-своему. Я не вкладываю в их уста конкретных слов, а предлагаю им картины для наблюдения. И каждый раз они могут открывать новое, что-то менять, понимать по-другому. - Интересная задумка сделать выставку буквально из страниц книги. Получается, дети, пройдя по следам, отмеченным на полу, буквально и прочитают ее, и создадут визуальный образ истории? - Да. Это как если бы они превратились в маленького книжного эльфа и вошли в книгу. Я старалась создать волшебное пространство, чтобы посетители могли лучше сопереживать истории. Поэтому даже некоторые страницы выходят в пространство как арт-объекты. До 16 июня все желающие могут прийти в ДК "Мир", прогуляться по сказочному пространству и увидеть там мои работы! Беседовала Элеонора ЯМАЛЕЕВА, член Союза театральных деятелей РФ,
|
|