Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 28 (4726) от 18 июля 2024:


№ 28 в формате pdf
 

Новости УНЦ

Семинар по проектному образованию
для будущих педагогов

С 5 по 17 июля на базе отдыха ОИЯИ "Ратмино" проходила 36-я Международная компьютерная школа, организованная Учебно-научным центром для школьников и студентов.

В этом году особенностью проведения МКШ стал учебно-методический семинар "Моделирование и образование", предварявший школу и проходивший 1-4 июля. Мероприятие проводилось в формате мастер-классов для студентов, которые планируют стать педагогами. В роли наставников выступили слушатели Международной компьютерной школы прошлых лет. О работе семинара рассказал ведущий методист УНЦ, научный руководитель МКШ Петр Ширков.

Организованный ОИЯИ семинар возрождает традиции начала 2000 х годов, когда такие учебные сессии проводились для будущих наставников проектов перед началом каждой МКШ. Согласно замыслу организаторов, апробированная модель своеобразного повышения квалификации выступит прототипом новой программы ОИЯИ, связанной с преумножением предметных компетенций в области физики, математики и информационных технологий студентов партнерских вузов, которые предполагают связать свою профессиональную деятельность с педагогикой.

В семинаре приняли участие 22 студента физико-математического и информационно-технического направлений Северо-Осетинского государственного уни­верситета, Дальневосточного федерального университета, Камчатского государственного университета и выпускники Физико-математического лицея имени В.Г.Кадышевского. Для этой команды силами наставников, которые многократно участвовали в школах и имеют значительный опыт проведения исследовательских и инженерно-конструкторских проектов, были организованы курсы повышения педагогического мастерства. Во время интенсивной учебы в формате полного погружения в проектную деятельность, в течение четырех рабочих дней, участники программы создавали содержание будущих учебно-исследовательских и инженерно-конструкторских проектов, которые они будут претворять в жизнь вместе со слушателями школы.

"Руководство УНЦ в лице его директора Дмитрия Каманина, понимая важность подготовки кадров для наукоемких направлений и проектов, сформулировало идею новой образовательной программы для будущих учителей физики, математики и информационных технологий, используя научный потенциал Института и опыт в организации и проведении учебно-исследовательских, учебно-методических и просветительских программ как для учителей, так и для учащихся. Речь идет о раннем, на уровне младших курсов, погружении студентов - будущих педагогов - в учебно-методические и учебно-инженерные программы, использующие как методы традиционной педагогики, так и подходы, основанные на передовых психолого-педагогических подходах, включая методологию моделирования", - подчеркнул Петр Ширков. Научный руководитель МКШ пояснил, что именно такой подход уже более 35 лет используется на Международных компьютерных школах, с одной стороны, для вовлечения детей, подростков и молодежи в сферу передовой науки и технологий, с другой - для отработки методов образования, основанного на проектном обучении исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности. Подход неоднократно использовался не только в различных формах образования, но и при подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Слушатели подготовительного семинара получили возможность в реальном образовательном процессе познакомиться с особенностями новой для них образовательной парадигмы изнутри. Студенты вузов придумывали интригу проектов, определяли цели и задачи, выбирали необходимые инструменты, проектировали экспериментальные установки. Также участники семинара проводили эксперименты, демонстрирующие связи между измеряемыми характеристиками наблюдаемых процессов и явлений, например превращение энергии из одного вида в другой и ее сохранение в изолированной физической системе, и обобщали возникающие закономерности, разрабатывали содержание предметной деятельности и словарь основных используемых терминов. При этом содержание предмета не разбивалось на набор изолированных тем по принципу школьного учебника, а на практике демонстрировало их взаимосвязь. Таким образом, ключевым школьным дисциплинам возвращалась их системная связь, а содержание программ опережало требования ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) для учащихся определенного возраста, учитывая зону ближайшего развития учащихся.

Защита пяти метапредметных проектов по физике, математике и технологиям, включая информационные, состоялась 4 июля. Также в рамках семинара молодые ученые ОИЯИ поделились опытом проведения фестиваля УНЦ "Дни физики". Семинар включал установочные лекции, которые прочитали основатели описываемого педагогического направления профессор университета "Дубна" Вадим Хозиев и ведущий методист ОИЯИ Петр Ширков, и экскурсию на ускорительный комплекс NICA, которую провел научный сотрудник ЛФВЭ Дмитрий Дряблов.

С 5 по 17 июля будущие педагоги использовали разработанный ими методический материал при работе со слушателями МКШ.

Пресс-центр ОИЯИ,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер