| ||||||
Конференции МКО-2024 в Дубне: возвращение традицийПродолжение. Начало в № 6 Проблемы образования...Международным аспектам подготовки кадров для крупных научных проектов на конференции был посвящен круглый стол. Обсуждение этой проблемы, как и проблемы школьного образования, продолжилось в нескольких выступлениях. Свой доклад "Интеграция распределенных и параллельных вычислений для крупных научных проектов" В.В.Кореньков начал с того, что напомнил, как на торжестве по поводу получения Нобелевской премии за открытие бозона Хиггса директор ЦЕРН Рольф Хойер прямо назвал грид-технологии одним из трех столпов успеха, наряду с ускорителем LHC и физическими установками. Грид-инфраструктура ЦЕРН стала эталоном крупных научных проектов. Сегодня уже ни один крупный проект не осуществим без использования распределенной инфраструктуры для обработки данных. Практически все данные эксперимента CMS идут в ЛИТ на хранение, больше 100 центров скачивают эти данные для обработки и анализа из нашего центра, отметил докладчик, у нас хранятся и результаты моделирования. "Объединить грид-облака, кластеры, суперкомпьютеры в единую среду не возьмется никто, потому что это чрезвычайно сложная задача, а в ЛИТ это умеют делать", - подчеркнул докладчик. Рассказывая об инфраструктуре лаборатории, В.В.Кореньков сравнил Многофункциональный информационно-вычислительный центр ЛИТ с надежным домом. Он включает грид-инфраструктуру (центры Tier1 и Tier2, причем наш Tier1 значительно превосходит европейские по обработке экспериментальных данных), гиперконвергентный суперкомпьютер "Говорун", развивается облачная инфраструктура, управляемая средами DIRAC, PanDA и другими. Ленточная библиотека вместе с дисковым хранилищем составляет 150 петабайт, система памяти иерархическая. Главная задача сегодня - интеграция инфраструктуры ЛИТ в проект NICA. Для всех мегасайенс-проектов России надо создавать аналогичную инфраструктуре LHC компьютерную инфраструктуру, в которой должны быть организованы хорошие системы хранения, безопасности, передачи данных. И всё должно быть хорошо интегрировано, чтобы пользователи разных научных групп могли контактировать между собой, работая над общими проектами. "Мы несколько лет пытаемся ее создать. И, конечно, для этого нужны кадры, которых сегодня не готовят нигде", - подчеркнул он. Сотрудничество между ЛИТ и МГУ началось давно: еще в развитии программного обеспечения для БЭСМ-6, численных методов и компьютинга. Сегодня оно продолжается в областях математического моделирования, грид-технологий в России, аналитики больших данных, суперкомпьютерных технологий и других. Потребность в подготовке высококвалифицированных кадров в области математического моделирования и обработки данных для мегасайенс-проектов привела к идее создания на базе филиала МГУ в Дубне направления подготовки "Прикладная математика и информатика".
"Приняв западную модель образования, мы пропустили тот момент, когда предметные знания стали не важны", - отметила Г.В.Новикова (факультет педагогического образования МГУ) в докладе "Реанимация педагогического образования в России". Функцию воспитания наконец вернули в школу: она появилась только в третьем поколении образовательных стандартов. Зато возникло понятие функциональной грамотности, для формирования которой задания строятся по принципу: решай задачу, а способ я тебе потом расскажу. Принцип историчности исчезает в преподавании как истории, так и естественно-научных предметов. Сегодня существует свыше 500 методов образовательных технологий, и все - авторские, но не апробированные педагогическим сообществом, отметила докладчик. Появилась классификация школ, а в ней - школы с низкими образовательными результатами. Сегодня в школах - 250 тысяч вакансий педагогов, а 44% российских школьников не достигают порогового уровня образования. В советской и российской школах развивалось понятийное мышление, идентичное научному. Советская школа была авторитарной, сегодня считается, что заставлять ребенка учить негуманно. Зато в 2020 году Минпросвещения РФ утвердило "Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий", и теперь помимо прочего начинается "геймификация" учения. С горечью автор отметила, что разрушается педагогическая система: умение учиться самостоятельно как цель обучения уже не имеет приоритета, исчезает дидактика. И конечно, на педагогов давит избыточная нагрузка от составления отчетности. В апреле 2020 года глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что "по результатам всероссийских проверочных работ 35% российских школьников не успевают по одному или нескольким предметам школьной программы", то есть из 16,5 млн школьников 5,5 млн - двоечники. Тогда как в странах, являющихся лидерами образования, неуспевающих около 5%. По результатам тестирования PISA-2018 по читательской грамотности, математической и естественно-научной наши школьники оказались в начале четвертого десятка среди 79 стран. "Об особенностях обучения химии китайских студентов на начальном этапе владения русским языком" рассказала Д.А.Пичугина (химфак МГУ). Привлекательность российского образования растет: если в 2000 году обучались 50 тысяч иностранцев, то в 2023 году - свыше 350 тысяч (данные Минобрнауки). Они поступают в МГУ, ВШЭ, РУДН, Санкт-Петербургский политехнический, Казанский федеральный, Уральский федеральный университеты. Из доклада мы узнали историю вопроса. Еще в XVI веке на Руси преподавали русский язык и грамоту иностранцам: переводчикам, дипломатам и купцам. С 1865 года студенты из балканских стран (Болгария и Сербия) бесплатно учились в Санкт-Петербургском, Московском и Новороссийском университетах. С 1946 года к образованию в СССР получила доступ коммунистическая молодежь из Польши, Болгарии, Венгрии. В МГУ курсы русского языка для иностранцев были созданы в 1954 году, а первыми обучающимися стали студенты из Вьетнама. Сегодня эти курсы выросли в Институт русского языка и культуры МГУ, а за все время через них прошли свыше пяти тысяч человек. Выступавший онлайн из Китая Ш.Ю.Хапчаев (Шэньчжень, совместный российско-китайский университет МГУ - Пекинский политехнический институт в Шэньчжене) рассказал об опыте создания специального учебника для китайских студентов-биологов.
...И экономикиТрадиционная секция конференции - "Социально-экономические исследования. Анализ и моделирование социально-экономических процессов". А.Е.Варшавский (Центральный экономико-математический институт) в своем докладе "О необходимости перехода к гармоничному распределению доходов" задался вопросом: к какому уровню распределения доходов следует стремиться? Для США предложение сделал нобелевский лауреат Д.Стиглиц: прийти к 2030 году к равенству индекса Пальма единице (когда доход 10% самых богатых равен доходу 40% наиболее бедных). В 2017 году этот индекс в США составлял 1,76. По оценкам специалистов, индекс Джини (макроэкономический показатель, характеризующий степень расслоения общества) в России не ниже 44 и даже 47, а по заниженным данным Росстата - 42 (2014 г.), 39,5 (2022 г.), для Москвы - 42,1 (2016 г.). Для сравнения: в СССР (когда сегодняшнего расслоения общества не было) в 1989 году он составлял 23,8, в 1991-м - 26. В отличие от США и Европы, в России соотношение Джини не меняется после уплаты налога на доходы физического лица, то есть неравенство не снижается. Автор приводит распределение населения России по классовому положению (Полное собрание сочинений В.И.Ленина, т.3, с.505). Из 125 600 тысяч только 3 млн (2,4%) составляла крупная буржуазия, помещики и высшие чины; зажиточные мелкие хозяева - 23,1 млн (18,4%); беднейшие мелкие хозяева - 35,8 млн (28,5%); пролетарии и полупролетарии - 63,7 млн (50,7%). В первом полугодии 2015 года, по данным Росстата, с денежными доходами ниже прожиточного минимума в России оказались 21,7 млн человек (15,1% от всего населения), в 2021 году - 16 млн (11%). Если придерживаться зарубежных стандартов, то, по оценкам автора, бедных в нашей стране от 25 до 30% населения или 36-43 млн человек. Помимо экономического сохраняется и пространственное неравенство. Очень большой разрыв в уровнях дохода между Москвой и большинством других регионов обусловил центростремительное движение населения России к московскому мегаполису. В результате сверхвысокой концентрации населения в Москве и области наиболее серьезными проблемами становятся возрастание угрозы экономической, научно-технологической и национальной безопасности, обеспечение территориальной целостности страны в условиях повышения глобальной нестабильности. Результатом становится и региональная дифференциация доходов: если доходы Москвы принять за 1, то доходы Московской области составляют 0,65, Новосибирской - 0,35, Ростовской - 0,3, Орловской - 0,25. Повышение ставки для 20% наиболее богатых с 13% до 26% привело бы к росту дохода от НДФЛ в Москве примерно на 565 млрд рублей. В прошлом году в бюджет поступило всего 300 млрд рублей дополнительных сборов с крупных компаний. Нам важно стать социально ориентированной экономикой, заметил докладчик, для которой характерно гармоничное (близкое к золотому сечению) распределение доходов между разными группами населения, и рассказал, что это такое. Среди гармонических пропорций наиболее известно золотое сечение. Его предложил друг Леонардо да Винчи Лука Пачоли - математик, заложивший основы бухгалтерского учета. Реже используют другие пропорции - серебряное сечение и пластическое сечение. При золотом сечении, отметил автор, мечта Стиглица сбывается. А.Е.Варшавский разработал модель и, сравнив ее результаты с реальными данными по странам с социально ориентированной экономикой, выяснил, что для них характерно близкое золотому сечению гармоничное распределение доходов между равными группами населения. При этом, делает вывод автор, НДФЛ следует сделать федеральным (в 2023 году доля Москвы в НДФЛ составляла свыше 23% и доля НДФЛ в доходах бюджета Москвы - 45%). Следует учитывать, что не существует единственной научной истины относительно идеального уровня неравенства, и, по-видимому, следует учитывать размеры территории и численность населения каждой страны. Государственная политика должна способствовать перераспределению доходов населения путем введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Продолжение следует Ольга ТАРАНТИНА, |
|